+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Управление и структура университета • Кафедра общей и педагогической психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

Должность Фамилия, имя, отчество Телефон Email Корпус Каб.
И.о. заведующего кафедрой общей и педагогической психологии;
Доцент кафедры общей и педагогической психологии
Шабышева Юлия Евгеньевна (3812) 23-27-04 2 130
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Асриев Андрей Юрьевич
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Полещук Павел Валерьевич
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Рассудова Людмила Анатольевна (3812) 23-27-04 2 130
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Федорова Наталья Владимировна (3812) 23-27-04 2 130
Профессор кафедры общей и педагогической психологии Антилогова Лариса Николаевна
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Гальцова Анастасия Наильевна
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Сенчилина Елена Анатольевна
Старший лаборант кафедры общей и педагогической психологии
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Худорожко Мария Петровна
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Шевчук Любовь Александровна
Профессор кафедры общей и педагогической психологии Шилова Ирина Михайловна

Исторические вехи кафедры общей и педагогической психологии

5 октября 2016 года кафедре исполнилось 15 лет со дня создания. Она была образована при разделении кафедры практической психологии.

Заведующей кафедрой со дня ее создания является доктор психологических наук, профессор Л.Н. Антилогова.

2002 год – первый набор магистрантов на магистерскую программу «Психологическое консультирование в образовании»; начало подготовки аспирантов и соискателей по специальностям: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.07 – педагогическая психология.

2003 год – начало сотрудничества с областной специализированной школой для девиантных подростков.

2004 год – первый выпуск магистрантов, обучавшихся по программе «Психологическое консультирование в образовании».

2005 год – начало сотрудничества с городским образовательным учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; повышение квалификации преподавателей кафедры по программе «Тестовые технологии оценки качества образования».

2006 год – кафедра отметила свое пятилетие; выпуск первого кафедрального сборника «Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе»; первая защита кандидатской диссертации по психологии (Ю.Е. Шабышева).

2007 год – защита кандидатских диссертаций по психологии старшими преподавателями кафедры Н.В. Федоровой и О.В. Гудименко.

2008 год – открытие лаборатории по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, в рамках которой было подготовлено и защищено более 30 дипломных работ, две кандидатские диссертации по психологии.

2009 год – второй выпуск кафедрального сборника «Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе»; открытие ресурсного центра на базе гимназии №159 (координатор И.Г. Романенко), где студенты осуществляли научные исследования по психологии в рамках педагогической практики под руководством преподавателей кафедры.

2010 год – обсуждение на расширенном заседании кафедры докторской диссертации доцента М.А. Ларионовой.

2011 год – переход на образовательные стандарты третьего поколения: разработка учебных программ, новых курсов учебных дисциплин; первый набор студентов на профиль «Специальная психология и педагогика»; десятилетие со дня создания кафедры.

2012 год – избрание по конкурсу на должность профессора кафедры доцента И.М. Шиловой; защита кандидатских диссертаций по психологии старшим преподавателем кафедры Н.И. Нелюбиным, аспирантом Л.Г. Карповой и соискателем Е.И. Ждакаевой.

2013 год – защита кандидатской диссертации по психологии аспирантом кафедры Л.А. Рассудовой; начало реализации инновационного проекта «Социально-психологическая поддержка субъектов образования» в рамках общеуниверситетского проекта «Образование – через всю жизнь».

2014 год – открытие магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования».

2015 год – первый выпуск студентов, обучавшихся по профилю «Специальная психология и педагогика»; начало сотрудничества с городским центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Омска.

2016 год – кафедра отметила свое 15-летие; магистрант 2 года обучения программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» В.Н. Митраков выиграл конкурс грантов на выполнение НИР в научно-исследовательских лабораториях.

Основные направления деятельности кафедры

Учебная деятельность кафедры направлена на подготовку высококвалифицированных выпускников-бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Специальная психология и педагогика», магистрантов программ «Психологическое консультирование в образовании», «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии». В 2015/2016 учебном году кафедра осуществила переход на новые образовательные стандарты, потребовавшие поиска новых форм и методов работы со студентами и магистрантами, а также разработки новых дисциплин и курсов по выбору.

Преподаватели кафедры активно применяют дистанционные формы обучения, методы интерактивного обучения, в частности, используют образовательный портал в работе со студентами, организуя дискуссии в режиме онлайн, оценивая задания, выполненные студентами.

Большое внимание уделяется разработке рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов и учебных пособий по направлениям подготовки. Особое внимание обращено на разработку контрольно-измерительных материалов, входящих в фонд оценочных средств. В период проведения контрольных недель преподаватели кафедры осуществляют промежуточный контроль овладения компетенциями студентов. Для этого разработаны различные виды контрольных заданий (тесты, вопросы, конкретные ситуации), которые позволяют определить уровень подготовки студентов как в теоретическом, так и в практическом плане. Разработана и обновлена тематика курсовых и дипломных работ с учётом современной проблематики.

Научно-исследовательская деятельность и повышение квалификации

Преподаватели кафедры принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности. Со дня своего основания кафедра работает над реализацией научной темы «Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе», в рамках которой подготовлено и выпущено пять сборников научных статей с аналогичным названием. В среднем ежегодно издается 35-40 научных статей по данной проблематике. Позднее была определена еще одна научная тема: «Проблемы отклоняющегося развития и поведения детей и подростков», реализация которой активно ведется в рамках деятельности общеуниверситетской лаборатории с аналогичным названием, которую возглавляет доцент кафедры Е.И. Манапова.

С 2013 года кафедра осуществляет работу над реализацией инновационного проекта «Социально-психологическая поддержка субъектов образования» в рамках проекта университета «Образование – через всю жизнь».

За пятнадцатилетний период преподавателями кафедры подготовлено и издано 13 монографий, 25 учебных и методических пособий, один электронный учебник, четыре сборника научных статей, 303 научные публикации, более 50 из которых – в журналах перечня ВАК.

В 2010 году вышло учебное пособие «Конфликтология: курс лекций», подготовленное профессором Л.Н. Антилоговой в соавторстве с доцентом А.Ф. Караваевым. Авторы стали лауреатами конкурса на лучшую научную книгу 2010 года и были удостоены диплома Фонда развития отечественного образования, а в 2015 году за участие во всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу («Этническая психология») автор Л.Н. Антилогова была награждена дипломом лауреата в номинации «Лучшие изданные учебники, монографии, учебные пособия».

В течение 15 лет при кафедре работает аспирантский семинар под руководством доктора психологических наук, профессора Л.Н. Антилоговой, на котором обсуждаются вопросы, связанные с подготовкой кандидатских диссертаций по психологии аспирантов и соискателей кафедры. В настоящее время подготовлено и защищено 10 кандидатских диссертаций. Все защитившие диссертации работают в сфере образования.

Преподаватели активно работают со студентами, приобщая их к научно-исследовательской деятельности. Так, ежегодно к апрельской научной студенческой конференции, проводимой на факультете, под руководством преподавателей кафедры готовятся доклады студентов, которые занимают призовые места. В этом году в рамках Фестиваля науки под руководством доцента Ю.Е. Шабышевой мастер-класс на тему «Техника мандалы в работе практического психолога» провела магистрант 2-го года обучения программы «Психологическое консультирование в образовании» М.Б. Сычкина, а магистранты этой же программы Ю.С. Колпак, К.Р. Григорян и Ю.В. Фаламеева подготовили видеоролик на конкурс «Наука – вчера, сегодня, завтра» в номинации «Наука – это классно».

Преподаватели кафедры постоянно повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации как в Омске, так и в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Барнаула, Новосибирска и других городов. Основными направлениями повышения квалификации преподавателей за последнее время стали такие, как «Проектирование и реализация ООП магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в образовательной организации», «Информационно-коммуникативные технологии в образовании», «Деятельность преподавателя в условиях реализации ФГОС ВО «Деятельность преподавателя по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья», «Информационные технологии в здравоохранении» и др.

Студенты за коллективной работой

Методическая работа кафедры

На кафедре со дня ее создания работает методическое объединение преподавателей (председатель методобъединения профессор И.М. Шилова), на заседаниях которого обсуждаются открытые лекции и практические занятия преподавателей, учебные и методические пособия, подготовленные преподавателями, осуществляется анализ контрольных вопросов по базовым курсам, форм, содержания и организации самостоятельной работы студентов и определяются направления совершенствования профессионального и методического мастерства преподавателей.

Методическая работа направлена на совершенствование преподавания учебных дисциплин. С этой целью большое внимание уделяется разработке содержания учебных программ и их обсуждению.

Преподаватели кафедры активно работают над методическими рекомендациями, учебно-методическими пособиями, которых вышло более двадцати.

Работа преподавателей кафедры

Сотрудничество с органами народного образования

Кафедра активно сотрудничает с Городским центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Омска, на базе которого открыта кафедра психологии и педагогики; с адаптивными школами №6, №7, №19, на базе которых студенты проходят практику, знакомятся с деятельностью данных образовательных учреждений. Нашими друзьями являются директор Омской региональной общественной организации инвалидов «Планета друзей» Н.Л. Мишенина, президент Омской региональной общественной организации «Взаимодействие. Интеграция. Законность. Абилитация» Н.А. Усанина. В рамках сотрудничества с данными организациями проведено два семинара «Омск – территория неограниченных возможностей», на которых обсуждались вопросы, связанные с осуществлением целенаправленной работы по социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Кафедра установила тесные связи с Московским центром практической психологии образования, который на базе нашего факультета проводит в последние два года семинары «Семейный разговор» по проблемам профилактики алкогольной зависимости среди несовершеннолетних.

Организационная работа

Организационная работа кафедры строится в соответствии с годовым планом работы. Ежемесячно проходят заседания кафедры, на которые выносятся такие вопросы, как анализ итогов зимней и летней сессий студентов, результаты контрольных недель; использование в учебном процессе интерактивных форм обучения; заслушивание отчётов преподавателей и аспирантов о научной и исследовательской работе; анализ результатов контрольных срезов знаний студентов; содержание учебных дисциплин профиля «Специальная психология и педагогика»; содержание и проведение лекций и семинарских занятий, организация научно-исследовательской работы студентов; утверждение тематики курсовых и дипломных работ, анализ организации педагогических, психолого-педагогических и учебных практик студентов и др.

Взгляд в будущее

На кафедре работают высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые степени и звания, инициативные, творческие, любящие свою профессию люди.

Слева направо: ст. лаборант кафедры Фаламеева Ю.В., к. пс. н., доцент Рассудова Л.А., к.п.н., профессор Шилова И.М., к. пс. н., доцент Федорова Н.В., зав. кафедрой, д-р пс. н., профессор Антилогова Л.Н., к. пс. н., доцент Зарипова Т.В., к. пс. н., доцент Манапова Е.И., ст. преподаватель Романенко И.Г., к. пс. н., доцент Шабышева Ю.Е., к.м.н., доцент Дробышев В.В.

Слева направо: ст. лаборант кафедры Фаламеева Ю.В., к. пс. н., доцент Рассудова Л.А.,
к.п.н., профессор Шилова И.М., к. пс. н., доцент Федорова Н.В., зав. кафедрой,
д-р пс. н., профессор Антилогова Л.Н., к. пс. н., доцент Зарипова Т.В., к. пс. н., доцент Манапова Е.И.,
ст. преподаватель Романенко И.Г., к. пс. н., доцент Шабышева Ю.Е., к.м.н., доцент Дробышев В.В.

Сегодня, как и другие подразделения вуза, кафедра общей и педагогической психологии – на новом рубеже поисков оптимальных условий подготовки отвечающего духу времени специалиста в области психологии. Для этого у сотрудников кафедры есть и профессионализм, и опыт, и творческие устремления.

Январь 2018