Поиск

Структура университета

Музей ОмГПУ

Справочник телефонов и адресов сотрудников

Музей истории ОмГПУ: связь времён и поколений

В 1982 году Омскому государственному педагогическому институту им. А.М. Горького исполнилось 50 лет. Одним из запоминающихся событий юбилейного года стало открытие музея истории ОмГПИ им. А.М. Горького.

8 ноября 1982 г. Открытие музея истории ОмГПИ им. А.М.Горького

Открытие музея истории ОмГПИ им. А.М.Горького (28 ноября 1982 г.)

Работу по созданию музея возглавил ветеран института, участник ВОВ, много лет возглавлявший кафедру физического воспитания, С.Б. Расин. Он же был назначен директором музея истории института. В главном корпусе института на набережной Тухачевского, 14 для музея была выделена большая аудитория №338. С.Б. Расиным, как человеком, имеющим высшее историческое образование, при всесторонней поддержке ректора института В.М. Самосудова и научном руководстве со стороны декана исторического факультета В.Н. Худякова, активной работе членов инициативной группы, на основе архивных данных, воспоминаний ветеранов, выпускников института, собранных документов, материалов и предметов была восстановлена история вуза и создан музей.

Музей проводил большую работу со студентами по патриотическому воспитанию, организовывал экскурсии по музею, встречи с ветеранами вуза, участниками ВОВ, учёными института, комсомольским активом студентов и т.д. Музей истории института пользовался большой популярностью среди студентов, ветеранов и сотрудников института, всех работников сферы образования города.

В середине 1990-х гг., политическое и социально-экономическое развитие страны ознаменовалось глобальными потрясениями мирового масштаба. В декабре 1992 года не стало СССР, и вуз продолжил работать уже в новой стране – Российской Федерации.

Эти события оказали воздействие на коллектив института: возросло недоверие к политической системе страны, партийная и комсомольская организации института разваливались, произошла деидеологизация общества, потеря социальных и нравственных ориентиров.

Под влиянием этих обстоятельств и одновременно возникших в университете финансовых, материально-технических трудностей с одной стороны и ухода из жизни руководителя и идейного вдохновителя музейной работы С.Б. Расина с другой руководство вуза вынуждено было принять решение о закрытии музея и передаче музейного фонда в один из государственных музеев города – Омский музей просвещения.

Возрождение музея истории, теперь уже университета, состоялось в 2005 году на основании соответствующего приказа ректора (от 12.09.05 г.).

Миссия музея осталась прежней и заключается в сохранении и представлении историко-культурного наследия вуза, воспитании студентов в лучших традициях ОмГПУ.

Под руководством директора музея Гореловой Людмилы Кирилловны осуществлялся сбор документов и предметов, которые составили основу новой экспозиции.

Первый директор Горелова Людмила Кирилловна

Горелова Людмила Кирилловна

В январе 2006 года для подготовки дизайн-проекта была создана рабочая группа в составе:

  • Краморова С.Н., профессора кафедры дизайна (руководителя группы студентов факультета искусств);
  • Скандакова И.Е., директора Омского музея просвещения;
  • Баха С.В., доцента кафедры всеобщей истории факультета истории;
  • Шестерова С.Ф., инструктора по противопожарной профилактике;
  • Кашленко М.В., начальника отдела маркетинга;
  • Кольца И.А., директора издательства ОмГПУ.

Группа разработала эскизы музейного оборудования и тематико-экспозиционный план.

После ухода на пенсию Л.К. Гореловой в 2014 году директором музея назначена специалист по музейной работе Т.М. Маракулина.

В настоящее время нормативно-правовая база музея истории ОмГПУ представлена следующими документами:

  • Приказ ректора ОмГПУ об открытии музея;
  • должностные инструкции руководителя;
  • внутримузейная инструкция по учету и хранению музейных ценностей;
  • Концепция развития музея истории ОмГПУ с 2015 по 2020 гг., утверждённая ректором.

В рамках Концепции развития реализуются основные направления музейной работы: фондовое, экспозиционное, культурно-образовательное.

Основной формой музейной коммуникации является постоянная экспозиция, расположенная в 124 кабинете главного корпуса ОмГПУ и служащая базой для реализации воспитательной и просветительской функций музея. Экспозиция организована тематическими блоками, оформлена стендами и предметным рядом, представляющими этапы развития университета.

Музей ОмГПУ

Музейное пространство, экскурсии, культурно-образовательные мероприятия, исходя из миссии музея, преимущественно ориентированы на студенческую аудиторию: призваны формировать уважение к выбранной профессии и труду предшествующих поколений, закрепить чувство причастности к истории университета.

Посетители музея ОмГПУ

Ежегодно посетителями музея становятся около 700 человек, среди которых не только студенты, но и преподаватели, ветераны вуза, учащиеся общеобразовательных школ Омска и области, гости университета (в том числе из Польши, Франции, Казахстана). Для посетителей проводятся обзорные и тематические экскурсии.

Стационарная выставка «Математика: о цифрах и словах»

Стационарная выставка «Математика: о цифрах и словах»

Помимо основной экспозиции повышению общественного интереса к истории вуза способствуют временные выставки: стационарные и передвижные, созданные как на основе предметов музейного фонда ОмГПУ, так и на основе предметов фонда Омского музея просвещения и предметов из частных коллекций.

Так, с 2014 по 2017 год были оформлены следующие выставки:

  • Стационарная выставка «Математика: о цифрах и словах» была организована с привлечением предметов из фонда Омского музея просвещения. Выставка представляла предметы из личных архивов преподавателей математического факультета ОГПИ Р.И. Сикорского и В.В. Куликова., материалы по организации работы в ОмГПИ кружка эсперанто, а также уникальные фотографии и документы 1930-1950-х годов наглядные пособия, предметы интерьера.
  • Очередная стационарная выставка «Из истории вычислительной техники», посвященная истории информатизации педагогического образования, была оформлена совместно с коллекционером А.А. Пикало, который передал музею ОмГПУ во временное пользование предметы истории техники: логарифмические линейки, арифмометры, ЭВМ, микросхемы.
  • Передвижная тематическая выставка «Страницы Великого подвига» состояла из стендов, презентации, предметного ряда. Основу выставки составили предметы музейного фонда: документы, фотографии, воспоминания преподавателей ОмГПИ - ветеранов ВОВ. Выставку дополнила книга «Судьбы, связанные с Омским педагогическим», в которой представлены биографические сведения о 135 ветеранах Великой Отечественной войны, обучавшихся и работавших в вузе в разные годы. Изданию книги предшествовала масштабная исследовательская работа студентов и магистрантов ОмГПУ, которые изучали музейные и архивные материалы, обращались к объединённой базе данных «Мемориал», к сайту «Подвиг народа». Выставка сначала была представлена в областном Экспоцентре, а затем разместилась в главном корпусе ОмГПУ. Работа выставки сопровождалась демонстрацией презентации «А вместо туфелек пуды сапог кирзовых…», которая рассказывала о судьбах женщин – преподавателей вуза, ветеранов ВОВ.
  • К 300-летнему юбилею Омска музей представил посетителям стационарную выставку «История и природа Омска в трудах преподавателей ОмГПИ / ОмГПУ».

Материалы выставки – результат многолетних исследований историков, филологов, искусствоведов, географов, биологов (в списке авторов публикаций около 150 фамилий), которые работали в вузе в разные годы и внесли значительный вклад в изучение историко-культурного наследия, природных богатств региона, в развитие естественных и гуманитарных наук.

Передвижная выставка

На осмысление роли личности в истории вуза направлен музейный проект «История в лицах», в рамках которого состоялись презентации книг, встречи поколений, оформлены выставки трудов и предметов мемориальных коллекций:

  • М.Н. Аплетаева – доктора педагогических наук, профессора, основателя научной школы, исследователя проблем воспитания и развития нравственности школьников;
  • Г.С. Парфёнова – кандидата химических наук, основателя известной в стране Омской научной школы учёных-коррозионистов, ректора ОмГПИ с 1965 по 1969 гг.;
  • В.М. Самосудова – доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РФ, ректора ОмГПИ с 1970 по 1990 гг.

Важной частью системы гражданского и патриотического воспитания являются встречи поколений.

Накануне празднования юбилейного Дня Победы состоялась встреча студентов и преподавателей университета с ветеранами педагогического труда, детство и отрочество которых пришлись на тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Встреча студентов и преподавателей университета с ветеранами педагогического труда

Проникновенные рассказы ветеранов о том, чем жил народ в военные годы и как в послевоенное время восстанавливал страну из руин, еще раз напомнили всем присутствующим о том, насколько важно ценить и сохранять мир на земле. События военных лет отняли светлое и радостное детство у детей, родившихся в конце 1920-х – начале 1940-х годов. Война искалечила их судьбы, разбила надежды и планы, но в то же время лишения и невзгоды воспитали в них совсем недетскую силу воли, научили ценить даже малые радости, проявлять такие качества, как честность, трудолюбие, мужество.

ОмГПУ, как одно из старейших высших учебных заведений Омска, имеет ценный опыт подготовки педагогических кадров, масштабной просветительской и научно-методической работы. Каждое структурное подразделение вуза богато своей историей, сохранение и представление которой является важнейшей задачей музея университета.

Одна из встреч поколений была посвящена истории общеуниверситетской кафедры физического воспитания. Участниками встречи стали ветераны и сотрудники кафедры физического воспитания, а также студенты ОмГПУ. В дружеской атмосфере встречи ветераны на примерах своей профессиональной деятельности рассказали об организации работы по физическому воспитанию в вузе во второй половине ХХ в.

Вниманию участников встречи была представлена презентация, созданная на основе материалов из фондов музея и архива ОмГПУ и открытых интернет-источников (крайние даты материалов: 1935 – 2000 гг.) и отражающая такие события, как состязания по лёгкой атлетике и лыжному спорту, работа спортивного лагеря ОмГПИ, туристические походы, агитпоходы, занятия по спортивной гимнастике, тяжёлой атлетике, конькобежному спорту, соревнования по волейболу и баскетболу.В подготовке и проведении встреч поколений активное участие принимали студенты ОмГПУ.

Одним из направлений музейной деятельности является фондовая работа, включающая комплектование, учёт и хранение музейных предметов.

В настоящее время промаркировано и внесено в книги учёта 1500 предметов, из них 1000 предметов основного фонда и 500 – научно-вспомогательного. Музейный фонд представлен преимущественно документами, фотографиями, печатными изданиями. Предметы истории техники, этнографии, декоративно-прикладного искусства составляют незначительную часть фонда. Отчасти это можно объяснить тем, что фонд формировался в начале 2000-х годов, когда подлинные, имеющие историческую ценность предметы были в большинстве своём утрачены.

Учебники по химии, изданные в конце XIX-в начале XX века

Учебники по химии, изданные в конце XIX начале XX века

Между тем, обладающие историческим, мемориальным, художественным значением, музейные предметы являются уникальными источниками научно-исследовательской работы. Среди последних поступлений: учебники по химии, изданные в конце XIX – начале XX века, студенческие документы 1940–1960 гг., письма (начало 1960-х гг.) С.Н. Поварцова – известного омского писателя, преподавателя ОмГПИ. Коллекцию предметов истории техники пополнили крупорушка, DVD-проигрыватель, радиотелефон. За 2016/2017 учебный год музейный фонд пополнился на 18 единиц хранения.

Положение о совете музея ОмГПУ (PDF, 1.73 Мб)

Положение о музее ОмГПУ (PDF, 1.11 Мб)

Май 2017