+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Конференции • Итоги международной научно-практической конференции, посвященной вопросам информатизации образования

Итоги международной научно-практической конференции, посвященной вопросам информатизации образования

21–22 ноября в стенах Омского государственного педагогического университета проходила международная научно-практическая конференция «Информатизация образования: теория и практика».

Пленарное заседание открыл проректор ОмГПУ по учебной работе Г.В. Косяков. Геннадий Викторович отметил, что именно Омский государственный педагогический университет стоял у истоков информатизации в образовании: «И до сих пор наш вуз сохраняет позиции лидерства в этой области – во многом благодаря стараниям профессора, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования заведующего кафедрой информатики и методики обучения информатике ОмГПУ Михаила Павловича Лапчика». Проректор пожелал участникам насыщенной работы, интересных докладов и не менее интересных вопросов, внедрения всех разработок в вузовскую практику и в образовательный процесс в целом.

От Министерства образования Омской области собравшихся поприветствовал заместитель министра В.В. Титенко: «В нашем министерстве понимают особую значимость информационных технологий, нам особенно приятно, что Омский государственный педагогический университет регулярно проводит конференции подобного рода и собирает представительную аудиторию из ученых и практиков международного уровня, занимающихся проблемами электронного обучения и информатизации. Желаю вам плодотворного обсуждения всех стоящих на повестке дня вопросов, выработки общих решений при дальнейшем движении вперед».

С первым докладом «Куда и как идет дистанционное образование в России» выступил председатель программного комитета конференции М.П. Лапчик. Михаил Павлович подготовил обзор развития электронного обучения и дистанционных технологий в России за два последних десятилетия, в котором размышлял над тем, почему пока не происходит их массового и активного внедрения в нашей стране, почему принимался, а потом отменялся целый ряд нормативных документов, какие выводы стоит сделать Минобрнауки России и вузам.

Об использовании МООК (массовых открытых онлайн-курсов) для профессионального развития педагогов рассказал канд. физ.-мат. наук, доцент исполнительный директор Омского регионального электронного университета С.Л. Тимкин. Выделив основные препятствия для массового использования МООК в дополнительном образовании педагогов, Сергей Леонидович предложил пути их преодоления и объяснил, что необходимо делать для широкого и продуктивного внедрения в России глобального педагогического опыта онлайн-курсов.

В режиме видео-конференц-связи на пленарном заседании выступил депутат Государственной думы РФ О.Н. Смолин. В его докладе «Электронное обучение: борьба с государством за государственные интересы?» шла речь о политических решениях в странах-конкурентах РФ, эффективности использования электронного обучения и рисках для России. Первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы выразил опасение, что, в отличие от многих других стран (таких как Норвегия, которая выбрала в качестве национальной политической инициативы лозунг «Норвегия, открывающая университеты»), нашей новой национальной идеей может стать мысль о закрытии университетов: «Не секрет, что наша система образования не отвечает возросшим потребностям общества. Более того, в России, в отличие от Запада, об этом предпочитают умалчивать, внося поверхностные изменения и не затрагивая основ». Олег Николаевич провел анализ российского рынка электронного обучения, рассказал о том, чем грозит государству обучение граждан на иностранных образовательных ресурсах. Чтобы предотвратить потерю креативного поколения, О.Н. Смолин предложил конкретные шаги по развитию индустрии электронного обучения в России.

выступление О.Н. Смолина

Выступление депутата Государственной Думы РФ О.Н. Смолина

Опытом Московского государственного университета экономики, статистики и информатики на пути к smart-образованию поделился А.С. Молчанов, канд. пед. наук проректор по организации электронного обучения МЭСИ. В докладе проректора говорилось о построении типовой модели онлайн-обучения, а также о выработке, апробации, корректировке оптимальных дидактических, методологических, технических, технологических, финансовых и нормативно-правовых требований к учебному процессу в режиме онлайн.

С основными трендами smart-образования и соответствующей подготовкой специалистов познакомил собравшихся д-р пед. наук, профессор заведующий кафедрой информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Н.И. Пак.

Из выступления д-ра пед. наук, профессора декана факультета информационных технологий Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Ж.К. Нурбековой, транслировавшегося из Казахстана, участники конференции узнали о моделях личностно-ориентированного обучения, основанных на информатико-математических методах, дидактических аспектах электронного обучения и проблемах контентного обеспечения smart-образования в соседней с нами республике.

Условиям совместности информатизации управления образованием и творчества педагогов был посвящен доклад д-ра пед. наук, профессора заведующего кафедрой программного обеспечения Тюменского государственного университета И.Г. Захаровой: «Есть ли противоречия между информатизацией управления и творческой деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать специфические информационные процессы, плюсы и минусы информатизации для научного творчества… К сожалению, зачастую мы наблюдаем значительное расхождение между теорией и реальностью в сфере управления и информатизации, решения принимаются по принципу удовлетворенности, а не оптимальности (делается то, что удобно, а не то, что надо), что ведет к хаотичности и неустойчивости системы. В то же время мы знаем, что необходимое условие для нерегламентируемой творческой деятельности – устойчивость, которую можно достичь, только лишь приняв нужные стандарты, строго регламентирующие вертикальные информационные потоки».

участники конференции

Участники пленарного заседания слушают доклады своих коллег

В своем очень интересном и познавательном докладе «Школьная информатика: зарубежный опыт» д-р физ.-мат. наук, профессор, член-корреспондент РАО заведующий кафедрой информационных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета Е.К. Хеннер пришел к оптимистичным для нашей страны выводам: оказывается, информатика не включена в учебный план большинства американских и европейских школ в качестве обязательного предмета, не существует системы подготовки учителей информатики. В этом отношении Россия, в которой информатика входит в обязательное ядро школьного образования, перед другими странами имеет значительное преимущество: «Нам важно не растерять то, чего мы добились за последние 30 лет, и стремиться к тому, чтобы российские специалисты принимали намного более активное участие в международном сотрудничестве в сфере IT-образования».

Продолжил тему школьной информатики А.Г. Гейн, д-р пед. наук профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Александр Георгиевич рассказал о проекте «Уральская инженерная школа», необходимость которого вызвана остро стоящей в нашей стране проблемой подготовки кадров с высоким уровнем информационно-технологической компетентности: «Инженерно-ориентированное образование требует соответствующего школьного курса информатики и информационных коммуникационных технологий. Мы предлагаем модульное обучение, способствующее развитию математического мышления, в рамках которого мы обучаем школьников программированию, информационному моделированию, управлению робототехническими системами и т.д., иными словами, создаем солидную базу, чтобы впоследствии наши ученики превратились в конкурентоспособных высококвалифицированных инженеров».

В онлайн-режиме выступил участник из Украины – д-р пед. наук профессор Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого Е.А. Лодатко, который рассмотрел информационное воспитание учащихся как социокультурную проблему. По мнению профессора, в современных условиях существенное значение обретают процессы, связанные с информационным воспитанием учащейся молодежи. Студенты –  самые активные информационные потребители, однако в силу очевидных причин молодые люди не сильны в морально-этическом восприятии информации, поэтому крайне важно информационное воспитание, формирующее морально-этические фильтры у учащихся, сделать одним из важнейших направлений современной педагогической науки.

Пленарное заседание завершилось выступлениями преподавателей Омского государственного педагогического университета. Д-р пед. наук профессор кафедры информатики и методики обучения информатике М.И. Рагулина рассказала о подготовке магистров образования в условиях информационно-коммуникационной среды. Д-р пед. наук, профессор заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий в образовании С.Р. Удалов осветил вопросы подготовки управленческих кадров информатизации образования в структуре прикладного бакалавриата. Д-р пед. наук, профессор заведующий кафедрой теории и методики обучения математике В.А. Далингер наглядно показал, как организована учебно-исследовательская деятельность учащихся по математике средствами информационных технологий.

участники пленарного зеседания

После небольшого перерыва прошли круглые столы по двум темам: «Ассоциация ОмРЭУ и развитие дистанционного обучения в вузах региона», «Образовательная робототехника: проблемы и перспективы».

Во второй день конференции была организована работа четырех секций по следующим направлениям: теоретико-методологические основы информатизации образования; информационно-образовательная среда в системе непрерывного образования; подготовка кадров информатизации образования; проблемы школьной информатики и информатизации школы.

С докладами на конференции в общей сложности выступили более 100 участников. Тематика была весьма обширной: обсуждались вопросы дистанционного обучения, содержательного наполнения учебных программ, подготовки квалифицированных специалистов и многое другое.

Прошедшая конференция подтвердила значимость подобных мероприятий в развитии национальной образовательной системы России. Будущее за информатизацией образования. И чем раньше мы осознаем это и начнем внедрять электронное обучение и дистанционные технологии на всех уровнях в масштабах страны, тем скорее Россия превратится в одну из ведущих информационных держав.

Центр информатизации ОмГПУ