+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Коллеги из ТюмГУ представили свой опыт развития инклюзивной образовательной среды вуза

Коллеги из ТюмГУ представили свой опыт развития инклюзивной образовательной среды вуза

14.12.2018

11 декабря в главном корпусе Омского государственного педагогического университета преподаватели нашего вуза прошли обучение по программе итогового модуля курсов повышения квалификации «Сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза».

Обучение по программе итогового модуля курсов повышения квалификации «Сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза»

В программу курсов вошли: проектная сессия, семинар, мастер-класс и тренинги, руководителями которых выступили преподаватели института психологии и педагогики Тюменского государственного университета и представители Ресурсного учебно-методического центра ТюмГУ.

«Мне очень понравилось работать с профессорско-преподавательским составом ОмГПУ, работа с ними для меня была очень комфортной и живой. Коллектив обучающихся активно включался в работу, заинтересованные и ищущие информацию преподаватели открытые, с такой аудиторией всегда интересно работать. У меня сложились впечатления, что им не хватает общения другого уровня, когда коллеги могут обмениваться какими-то идеями, когда они могут подпитать друг друга. Слышала от тренируемых положительные отзывы о том, что появилась такая возможность пообщаться, услышать друг друга, может быть о чем-то подумать, открыть для себя какие-то новые вещи, которые, казалось бы, они давно знали, но с других сторон, с других граней. Про инклюзию говорили, что ее понимали, как работать с детьми-инвалидами, а сейчас широко. По-другому взглянули на свои занятия и свой ракурс. Мне кажется, что мы очень своевременно провели данную программу. Считаю тему инклюзии в вузе очень актуальной», - отметила заместитель директора по науке института психологии и педагогики, доцент кафедры психологии и педагогики детства Тюменского государственного университета Людмила Викторовна Федина.

В ходе работы проектной сессии, которую провели кандидат педагогических наук, заместитель директора РУМЦ ТюмГУ, доцент кафедры общей и социальной педагогики Инга Валерьевна Патрушева и кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики детства института психологии и педагогики ТюмГУ, начальник отдела консалтинга образовательных организаций РУМЦ ТюмГУ Ольга Васильевна Огороднова, участники сформулировали индивидуальное и коллективное представление о барьерах развития инклюзии в собственном вузе на основе методов модерации и кластеризации, также определили конкретные действия, которые необходимо и возможно запланировать и осуществить в направлении развития инклюзивной культуры и инклюзивного образования.

Курсы повышения квалификации «Сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде вуза»

«Самостоятельная работа по решению кейсов, по темам, актуальным для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ, позволили погрузиться в конкретные жизненные, педагогические ситуации. Но опять же, здесь были только собственные идеи, информационные материалы, имеющийся жизненный опыт, – подчеркнула кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике Татьяна Петровна Фисенко. – Участие же в тренинге и круглом столе позволило оживить указанные курсы. Форма проведения тренинга, непосредственность и открытость ведущей позволили создать в аудитории доброжелательную, раскрепощённую атмосферу. Хотя перед тренером стояла сложная задача: чтобы сурового «критика, логика» сменил «фантазёр, творец», но она с ней блестяще справилась. Преподаватели разных возрастов и из разных структурных подразделений с азартом включились в предложенные виды работ, генерировали идеи, предлагали неожиданные подходы и решения проблемных ситуаций, «запускали» творческое мышление. Здесь присутствовал и дух соревнования, и свобода выражения мысли. Нашлось место позитиву, юмору, сожалению и лёгкой грусти. Данный тренинг считаю информативным, полезным, интересным. Некоторые его элементы могут быть взяты на вооружение в собственной педагогической деятельности. Это и использование элементов ТРИЗ-педагогики, открытых задач, организация мозгового штурма. В рамках данных курсов я ещё раз убедилась, что переход на дистанционные формы обучения, уход от непосредственного участия педагога в учебном процессе, не сможет в полной мере раскрыть суть предмета, вызвать интерес к нему, не позволит проявить студентам свои способности в полной мере, развить коммуникативные навыки обучающихся».

Участники курсов

Участники семинара познакомились со специализированным оборудованием для обеспечения доступности образовательного процесса для студентов с нарушениями зрения и слуха. На мастер-классе была представлена технология организации инклюзивных настольных игр, позволяющая погрузиться в инклюзивную проблематику и отрефлексировать своё отношение к инклюзивной культуре. Также состоялось знакомство со способами построения коммуникации в условиях ограничения визуальной информации, «включения» тактильно-образного и пространственного мышления. Ведущим мастер-класса выступил кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства института психологии и педагогики ТюмГУ, начальник отдела мониторинговых исследований РУМЦ ТюмГУ Евгений Анатольевич Кукуев.

В рамках программы были проведены тренинги. «Поведенческая модель полей Риманна-Томанна и её применение в условиях инклюзии», на котором участники познакомились с поведенческой моделью полей Риманна-Томанна, помогающей понять человеческие различия и их влияние на коммуникацию и отношения. С помощью тренинга «Человек с ограниченными возможностями здоровья: обыденные представления» обучающиеся исследовали установки обыденного сознания в отношении людей с ОВЗ и их влияния на характер взаимодействия преподавателя и студента с ОВЗ.

Во время второго дня пребывания в Омском государственном педагогическом университете команда тюменских тренеров приняла участие в проведении зимней сессии Университета инклюзивного добровольчества «Про-СО» на факультете психологии и педагогики, то есть про СОтворчество и СОтрудничество добровольцев, про СОдействие развитию инклюзивного образования. которое проводил Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета совместно с Омским государственным педагогическим университетом. Цель проведенной сессии - содействие развитию инклюзивного добровольческого движения в вузах регионов Российской Федерации.

Омский государственный педагогический университет представляла команда «Рука в руке» факультета психологии и педагогики под руководством доцента кафедры социальной педагогики и социальной работы Литвиненко Татьяны Викторовны.

Викторина

«Университет инклюзивного добровольчества» - это проект, который поможет студентам из разных вузов России объединиться и создать добровольческое движение в сфере инклюзии: реализовывать проекты, учиться новому, помогать тем, кому это необходимо.

В ходе реализации этого проекта была организована работа площадок инклюзивных мастер-классов, таких как: «Инклюзивные игры», «Социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями в ходе театральной деятельности», «Учись мыслить смело» и др.

«Социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями в ходе театральной деятельности»

На открытии зимней сессии Университета инклюзивного добровольчества студенты факультета психологии и педагогики приготовили творческий танцевальный номер как приветствие от ОмГПУ. Студенты-волонтёры второго, третьего и четвертого курсов профиля обучения «Психология и социальная педагогика» представили спектакль «Бременские музыканты». Этот спектакль - результат реализации проекта «Мы вместе», направленного на создание инклюзивной театральной студии для включения людей с интеллектуальными нарушениями во взаимодействие со студентами и другими заинтересованными лицами в совместной деятельности в ходе постановки спектаклей. Этот проект студенты защитили на осенней сессии Университета инклюзивного добровольчества в ТюмГУ.

Мастерклассы

«Сегодня я узнала довольно много интересного в сфере инклюзивного образования. Каждый мастер-класс был полезен и интересен, а открытие зимней сессии тронуло сердце каждого. Для меня это мероприятие дало возможность познакомиться с представителями факультета психологии и педагогики детства института психологии и педагогики ТюмГУ», - рассказала студентка факультета психологии и педагогики ОмГПУ Ирина Новикова.

Обучение студентов

В программу зимней сессии Университета инклюзивного добровольчества также входила работа четырех площадок мастер-классов инклюзивного образования. К примеру, мастер-класс «Социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями в ходе театрализованной деятельности», провела студентка 4-го курса факультета психологии и педагогики ОмГПУ Юлия Джураева под руководством кандидата педагогических наук, доцента Татьяны Викторовны Литвиненко.

Университет инклюзивного добровольчества

Итоги зимней сессии Университета инклюзивного добровольчества «Про-СО» были подведены на закрытии мероприятия, которое состоялось в актовом зале второго корпуса Омского государственного педагогического университета.

Отдел информационной политики