+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Официально • Наши защиты и публикации

Наши защиты и публикации

В январе принято подводить итоги прошедшего года. Это всегда напряжённый и ответственный период в любой организации и подразделениях. Научная часть ОмГПУ на время подготовки отчёта о научной деятельности педуниверситета за 2003 год была закрыта для посетителей. Но сегодня мы уже можем обратиться непосредственно к результатам – отчёт завершён и опубликован. С информацией о темах научных исследований, проводившихся в нашем вузе по темплану Министерства образования ОмГПУ, хоздоговорам и грантам, можно ознакомиться на сайте университета в разделе “Наука”. В своём же материале мы осветим защиты докторских и кандидатских диссертаций, а также основные публикации преподавателей. Итак, некоторые достижения науки в Омском государственном педагогическом университете за прошлый год.

В 2003 году в вузе был открыт диссертационный совет К 212.177.02 по специальностям 03.00.08 Зоология – биологические науки и 03.00.16 Экология – биологические науки. Открытия этого совета долго ждали и к нему активно готовились, благодаря чему в первую же его диссертационную сессию были защищены четыре диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук.

Защиты диссертаций работниками вуза

на соискание учёной степени доктора наук:

  1. Кабиров Ф.З. Психологические механизмы формирования профессионализма практического психолога. Калуга.
  2. Ковалёв А.И. Формирование и развитие менеджмент-образования в высшей школе. УГЭУ.

на соискание учёной степени кандидата наук:

  1. Аринбеков Т.И. Исследовательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. В.А. Далингер.
  2. Белобородова А.А. Книга стихов Н.С. Гумилёва как художественное целое. г. Екатеринбург. Научный руководитель проф. М.С. Штерн.
  3. Буданова М.Г. Флора сосудистых растений г. Омска. Томск, ТГУ. Научный руководитель проф. А.С. Ревушкин.
  4. Вторушин М.И. Общенациональный кризис 1920 – нач. 1921 гг. на территории Западной Сибири. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. А.А. Штырбул.
  5. Деменкова Л.В. Лирика Т.М. Белозёрова: между классикой и художественным примитивом. г. Омск. Научный руководитель проф. Э.Г. Шик, М.С. Штерн.
  6. Жирнова Е.В. Фауна и биолого-экологические особенности кругоресничных инфузорий водоёмов Омской области. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. С.Ф. Лихачёв.
  7. Ишкова Т.Н. Концепт языковой личности в английском языке в сопоставлении с русским языком (на примере анализа вариантов переводов пьесы Б. Шоу “Пигмалион”). г. Москва, РУДН. Научный руководитель В.П. Нерознак.
  8. Котенко Е.Н. Аудиовизуальная поддержка студентов при решении профессионально-педагогических задач. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Н.В. Чекалёва.
  9. Кузьмин С.Г. О некоторых свойствах алгебр матричных инвариантов над бесконечными полями конечной характеристики. г. Омск, ОмГУ. Научный руководитель проф. А.Н. Зубков.
  10. Лаздина Т.И. Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в общеобразовательной школе. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Л.А. Шипилина.
  11. Некрасова Т.В. Управление процессом личностного развития учащихся в общеобразовательной школе. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Л.А. Шипилина.
  12. Николина О.И. Социокультурный контекст феномена смерти в постиндустриальном мире. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. О.Н. Смолин.
  13. Оплетаева Т.В. Оценка социально-экономической эффективности управления вузом. г. Екатеринбург, УПИ. Научный руководитель проф. А.И. Ковалёв.
  14. Пашина М.В. Анатомо-гистохимические особенности роз при интродукции в лесостепном Прииртышье. г. Новосибирск, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН. Научный руководитель О.Ю. Васильева.
  15. Подворная А.В. Особенности поэтической онтологии И. Анненского. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф.А.А. Асоян.
  16. Подхомутников В.Г. Лингвокультурологические особенности устойчивых сравнений в русском и английском языках (на примере идеографического поля “Внешность”). г. Москва, Институт языкознания РАН. Научный руководитель – В.П. Нерознак.
  17. Рудаков Д.Ю. Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. М.П. Лапчик.
  18. Сергеева В.С. Подготовка студентов педвузов к оценочной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. М.П. Лапчик.
  19. Терлеева И.Б. Деятельность учителя по развитию классификационных умений учащихся общеобразовательной школы. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Н.Н. Суртаева.
  20. Федяева Н.Д. Языковой образ человека в аспекте когнитивных категорий дуальности, градуальности оценки норм на лексическом и текстовом материале современного русского языка. г. Барнаул, Алтайский гос. университет. Научный руководитель проф. М.П. Одинцова.
  21. Федяинова Н.В. Интегративный подход в обучении информационным технологиям будущего учителя начальных классов. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель доцент И.И. Раскина.
  22. Шипилина В.В. Развитие мотивации достижения у социально-педагогически запущенных младших школьников. г. Иркутск, Иркутский гос. пед. университет. Научный руководитель проф. Е.П. Щербаков.
  23. Шульга Е.В. Задачи как средство оптимизации процесса обучения математической деятельности в 5–6 классах. г. Омск, ОмГПУ.

Издано 11 монографий, 22 сборника научных трудов, в числе которых ежегодники “Естественные науки и экология” (Под ред. И.И.Богданова), “Математика и информатика: наука и образование” (Под ред. М.П.Лапчика), “Гуманитарные исследования” (Под ред. С.И.Орехова), “Наука образования” (Под ред. Н.В.Чекалёвой), “Гуманитарные исследования: Серия “Преемственность”” (Под ред. М.С.Штерн), а также материалы научных конференций, проходивших на базе ОмГПУ: “Демократизация и перспективы международного сотрудничества” (Под ред. И.В.Барынькина), “Применение современных информационных технологий в образовании” (Под ред. М.П.Лапчика), “Восьмые апрельские экономические чтения” (Под ред. А.И.Ковалёва) и др.; 56 вузовских учебников и учебных пособий. Вышло 6 учебных пособий с грифом УМО Министерства образования Российской Федерации:

  1. Блинова Е.Г. Безопасность жизнедеятельности в системе человек – среда обитания. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 17,3 п.л.
  2. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 6 п.л.
  3. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. М.: Академия,2003. – 39 п.л.
  4. Оглоблин И.А. English for computing. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003 – 15 п.л.
  5. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология. Омск: Сфера,2003. – 6,1 п.л.
  6. Иванов А.Ф., Бобров П.П. Физика. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003 – 8 п.л.

На базе вуза проведены конференции:

  1. Подготовка будущего учителя в условиях модернизации общего среднего и высшего педагогического образования: Семинар заведующих кафедрами педагогики педагогических вузов Сибири. (Региональная). Февраль 2003.
  2. Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. (Международная). 21–22 марта 2003.
  3. Восьмые апрельские экономические чтения. (Региональная). 9–10 апреля 2003.
  4. Проблемы качества подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования. (Региональная). 18–29 апреля 2003.
  5. Реальность. Человек. Культура. (Региональная). 23–24 декабря 2003.
  6. Применение информационных технологий в образовании: Третий семинар. (Региональная). 7 июня 2003.
  7. Применение информационных технологий в образовании: Четвёртый семинар. (Региональная). 20 сентября 2003.
  8. Проблемы сохранения исторического наследия Тарского Прииртышья. (Региональная). – 25–26 сентября 2003.
  9. Проблема сопряжения и преемственности образовательных программ разного типа в системе педагогического образования в условиях модернизации образования. (Всероссийская). Ноябрь 2003.
  10. Непрерывное экологическое образование в школе: опыт и проблемы. (Областная). 5 ноября 2003.
  11. Содействие развитию образования в области прав человека: Семинар по проекту ООН. (Международная). Декабрь 2003.

Несколько вопросов проректору по науке ОмГПУ доктору философских наук профессору Д.М.Федяеву

– Насколько популярны диссертационные советы ОмГПУ у учёных из других регионов?

– Всего в наших диссертационных советах в прошлом году прошло 39 защит, одна из них – докторская, по педагогике. Едут к нам защищаться из разных регионов. Так, например, докторскую защитил учёный-педагог из Казахстана, в совете по информатике был соискатель из Биробиджана. На философский совет обратили внимание учёные из Екатеринбурга.

– Какие специальности из “наших” особенно популярны?

– Традиционно много защит по методике преподавания информатики и математики, а также по истории. Но это зависит от множества различных факторов. Так, у педагогов в этом году защит было меньше, что вызвано несколькими неудачами в прошлые годы. После нескольких лет подготовки документов открыт кандидатский совет у биологов, и сразу – четыре диссертации.

– Кто-нибудь следит за судьбой защитившихся у нас аспирантов и соискателей: где и кем они работают, продолжают ли научную деятельность?

– Конечно, в каждом совете, как правило, знают о “своих”. Например, я могу сказать о тех, кто в числе первых защитил у нас кандидатские диссертации по философии. Лена Собольникова в настоящее время заведует кафедрой философии в Тобольске, Паша Зайцев – замдекана нашего философского факультета, собирается писать докторскую.

– Динамика роста числа научных публикаций незначительна: 1108 в 2003 году против 1082 – в 2002-м. С чем это связано?

– В нашем университете порядка 590 преподавателей, 300 аспирантов, из них 163 – очного отделения. Получается, что на одного преподавателя приходится в среднем менее двух публикаций. При этом некоторые авторы (как, например, профессор В.А. Далингер) имеют порядка 10 публикаций в год. А значит, много таких, которые совсем ничего не пишут. Есть кафедра – и это, замечу, не кафедра физической культуры, – которая имеет всего одну публикацию, причём тезисы. Конечно, было бы лучше, если бы преподаватели писали больше: шедевры на пустом месте не рождаются.

– У научных изданий небольшие тиражи. Доходят ли они до заинтересованных читателей?

– На большие тиражи просто денег не хватает. С другой стороны, если монография называется “Мхи и лишайники” или “Эвгленовые жгутиконосцы”, людей, способных оценить её красоты, найдётся немного. В то же время пособие М.П. Лапчика (в соавторстве) в 2001 году издано тиражом 30 тысяч экземпляров, и в 2003 году тираж повторили – снова 30 тысяч экземпляров. И дело не только в том, что Михаил Павлович – известный в стране методист. В связи с повсеместным развитием компьютерных технологий давно существовала потребность в этой книге, и когда она появилась, то сразу начала пользоваться большим спросом.

Материал подготовила
Елена Завьялова