+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Общество • Правдивые образы

Правдивые образы

30.10.2004

Вышел в свет второй номер альманаха «Омский краевед». Посвящён этот выпуск памяти известного учёного и литератора Михаила Ефимовича Бударина. По словам директора краеведческого музея П.П.Вибе, Михаил Ефимович был одним из самых заметных людей в омском краеведении последних десятилетий.

Его жизнь – осколок жизни великой страны, великой – как бы мы сейчас ни относились к советскому прошлому. Журналист, собственный корреспондент газеты «Известия», он объездил весь Тюменский Север, побывал во всех уголках Омской области. Он умел всё делать основательно, докапываться до самой сути вещей. Выбрав своей специальностью историю, Бударин отдавал много энергии науке и ученикам – студентам и аспирантам омских вузов.

П.П.Вибе рассказал курьёзный случай, из которого видно снисходительное отношение старого профессора к наивным хитростям студентов, понимание умудрённой опытностью молодого куража. Пётр Петрович был рецензентом одного из дипломников Бударина. Выпускник, видимо, решив придать больший вес своему дипломному сочинению, сослался на некий музейный экспонат, добросовестно указав в работе его реквизиты. Любопытный Вибе не преминул взглянуть на этот ценный предмет, попавший в исследование молодого коллеги. Можете себе представить его удивление, когда оказалось, что под данным номером в музее хранится… противогаз. Михаил Ефимович уговорил возмущённого Вибе не ставить парню «двойку», списать инцидент на ошибки молодости.

Профессора-историка вспоминают как блестящего лектора, умевшего интересно, ярко и образно подавать учебный материал, тонко чувствовавшего аудиторию. Со многими известными партийными деятелями и вообще советскими знаменитостями своего времени Михаил Ефимович был знаком непосредственно. Его лекции перемежались увлекательными рассказами о личных встречах с «героями» вузовских учебников истории КПСС. Как рассказывает Б.А.Коников, директор музея изобразительных искусств, для него благодаря лекциям Бударина история партии, а значит, и история страны была населена живыми людьми.

Правда, не так давно довелось встретить неуместное цитирование давней работы Михаила Ефимовича с подоплёкой: «Бударин – певец коммунизма!» Однако идеология минувшей эпохи вместе с ней растворилась навсегда, а вклад доктора истории, профессора Бударина в историческую науку остаётся бесспорным. К тому же мы все так или иначе причастны «светлому прошлому», мы выросли из него, и глумливое хихиканье над собственной страной и её патриотами не может вызывать сочувствия у порядочных людей.

Бударин был и литератор, и драматург. Его «Ермак» покорил Сибирь театральную. Рассказывают, что пьеса сначала долго лежала в Омском драматическом, за неё почему-то не брались. И первым городом, в котором поставили «Ермака», был Курган. А уже после триумфа в Кургане спектакль по пьесе Бударина обошёл множество театров страны, в роли главного героя выступали ведущие актёры.

Альманах «Омский краевед» – дань памяти талантливому историку и литератору. Это издание научно-популярное, рассчитанное на широкую читательскую аудиторию. В альманахе каждый, кто интересуется историей родного края, найдёт для себя немало нового и интересного. Авторский коллектив – авторитетные омские учёные: историки, культурологи и этнографы; известные краеведы. Статьи о сибирской природе, православных храмах, этнографический очерк о цыганах, рассказы об экспедициях и музейных коллекциях – всё это можно найти в альманахе. Интересующиеся могут пополнить свои знания об истории казачества. Уникальна публикация по новой книге о выдающемся военачальнике Лавре Корнилове, выпускнике Сибирского кадетского корпуса.

Но совершенно особый интерес наверняка вызовет статья о супругах Западно-Сибирского генерал-губернатора Густава Христиановича Гасфорда. Личная жизнь чиновника, оказывается, тоже входит в число тем, которой учёные уделяют пристальное внимание. Влюблённые в свой город омичи хорошо знакомы с одной из жён любвеобильного генерала – Любой. Её романтический образ запечатлён в городской скульптуре: молодая женщина сидит на скамеечке на проспекте, названном её именем. И прохожие могут присесть рядом, пусть не пообщаться с этой милой дамой, но зато сфотографироваться с ней на память.

Художники, создавшие скульптурную композицию, не имели перед собой портрета Любови Гасфорд – ни одного её изображения на тот момент не было известно. Но вот портрет найден, и, что удивительно, обнаруживается определённое сходство между полулегендарной дамой с Любинского проспекта и молодой скромной женщиной, глядящей на нас с портрета. А значит, людская молва и память народная способны сохранить и передать новым поколениям правдивые образы своих современников.

Елена Завьялова