V.7

Отчет и размышления о парламентской работе

К содержанию

V.9
‹‹‹ ›››

V.8. Дети - наше наказание? Бездетная страна не может быть великой

В повести братьев Стругацких "Далекая радуга" описана ситуация глобальной катастрофы на далекой планете. Невольно вызвав эту катастрофу не просчитанными до конца экспериментами, ученые - руководители планеты должны принять тяжелое решение: что или кого именно спасти на единственном космическом корабле. Кто-то пытается погрузить на него результаты уникальных научных экспериментов, повторить которые уже никому не удастся; кто-то - бесценные произведения искусства; кто-то - любимую женщину. Но решение властей неумолимо и поддержано большинством: "грузом" корабля должны стать исключительно дети, ибо будущее - только в них.

Думаю, если бы эта воображаемая ситуация, не дай Бог, повторилась в современной России, космический корабль был бы заполнен "олигархами" вместе с их миллиардами, а о детях бы подумали в последнюю или предпоследнюю очередь. Действительно, как уже говорилось в первом разделе, в последние 10 лет мы получили так называемый "русский крест", когда резкое падение рождаемости сопровождается столь же резким ростом смертности. Правительство же и верное ему большинство Третьей Думы продолжает прилагать усилия к тому, чтобы Россия не была "снята с креста" как можно дольше. Вот лишь некоторые факты:

Поскольку о законодательной работе Третьей Думы в отношении интересов детей и о моем участии в этой работе неоднократно говорилось в предыдущих разделах, остановлюсь лишь на нескольких проблемах.

1. Детские пособия.

Разработчиком Федерального Закона “О пособиях гражданам, имеющим детей” быть не пришлось. Однако, во-первых, в свое время я активно помогал прохождению закона через Совет Федерации; во-вторых, работая с Правительством, приложил немало усилий к тому, чтобы Закон исполнялся; в-третьих, участвовал в законодательных инициативах, направленных на дополнительную поддержку детей из малообеспеченных семей.

Во времена Второй Думы Правительство, как могло, сопротивлялось исполнению закона о детских пособиях: предлагало законодательно уменьшить возраст, до которого пособия должны предоставляться, сократить пособия по беременности и родам, а главное, отказывалось пособия выплачивать. К чести Второй Думы, этих антисоциальных законов она не пропустила.

В Третьей Думе усилиями, прежде всего, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи при активной поддержке депутатов левой, патриотической и социальной ориентации удалось добиться следующих результатов.

Во-первых, перевод финансирования детских пособий на федеральный бюджет. В результате с 2001 года пособия, хотя бы и на нищенском уровне, стали выплачиваться, а задолженность по ним, которую имели 80 из 89 субъектов Российской Федерации, сократилась с 33 до 12 млрд. рублей, т.е. почти в 3 раза. Ценой, которую Правительство потребовало за федеральное финансирование детских пособий, стал отказ в них семьям с душевым доходом выше официально установленного прожиточного минимума. Поскольку свыше 90 % российских семей с детьми принадлежат к бедным, они от закона, скорее, выиграли. Но есть и пострадавшие, которые обращаются ко мне как депутату Госдумы. Считаю, что детские пособия должны быть не только увеличены во много раз (например, до половины прожиточного минимума ребенка), но и выплачивать их следует семьям с душевым доходом в полтора, а лучше в два прожиточных минимума на человека. Такие поправки к закону мною вносились и поддерживались, начиная со Второй Думы.

Во-вторых, увеличение с 1 января 2002 г. размеров четырех видов пособий. Единовременное пособие при рождении ребенка увеличено втрое - с 1500 до 4500 рублей; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в 2,5 раза - с 200 до 500 рублей; пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия – в 3 раза; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - в 3 раза.

Увы, главное достижение Третьей Думы в области детских пособий оказалось под угрозой. Президент внес в Парламент законопроект, согласно которому финансирование детских пособий с федерального бюджета предлагается вновь перевести на бюджеты региональные. После такого "возвращения", с высокой вероятностью, детские пособия снова будут выплачиваться "через пень - колоду", а непогашенные долги по ним вновь начнут расти.

2. "Детские" федеральные целевые программы.

В настоящее время в состав программы "Дети России" входит 10 федеральных целевых программ. Совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи нашему Комитету по образованию и науке практически ежегодно удавалось добиваться увеличения их финансирования. Так, финансирование программы “Дети России” за 2001-2002 гг. увеличилось по сравнению с правительственными предложениями почти на 70 %, т.е. на 1,3 млрд. рублей (с 2,6 до 3,9 млрд.). Как уже отмечалось, в бюджете 2002 года программу “Дети-сироты” мы сумели увеличить в 10 раз, а программу “Одаренные дети” - даже в 75! Хорошо помню мои споры на Бюджетном комитете с заместителем Министра финансов Т. Голиковой, которая пыталась доказать, что обе эти программы полностью выполнены и не нуждаются в дополнительном финансировании – как будто в России уже не осталось сирот или одаренных детей! К счастью, Бюджетный Комитет мне тогда удалось убедить в нашей правоте.

В федеральном бюджете 2003 года вместо 10 “детских” целевых программ предполагается финансировать 5: “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Одаренные дети”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и “Здоровый ребенок”. По сравнению с 2002 годом удалось добиться увеличения объема финансирования по программе “Дети-сироты” на 14 %, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” - в 4,3 раза, “Одаренные дети” - в 2 раза, “Здоровый ребенок” - в 2,4 раза (по сравнению с ранее действовавшей программой “Безопасное материнство”). Пострадавшей осталась лишь программа “Дети-инвалиды”, которая в текущем году была сокращена на 100 млн. рублей.

В 2001-2002 гг. более полмиллиарда рублей дополнительно было выделено на строительство “детских” объектов в рамках Федеральной адресной целевой программы. За счет этих денег строились школы-интернаты для одаренных детей, детей-сирот и детей из малоимущих семей, детские дома, реабилитационные центры для детей-инвалидов, перинотальные центры, родильные дома, школы в районах Крайнего Севера и другие.

3. Другие формы законодательной поддержки семей с детьми.

Еще во Второй Думе нам удалось:

Среди тех проблем, которыми в Третьей Думе занимался в личном качестве, в составе Комитета по образованию и науке или поддерживая Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, отмечу лишь следующие:

Хотя в последнее время представители Правительства все чаще говорят о положительных изменениях, связанных со снижением детской смертности и даже повышением рождаемости, в действительности нарастание проблем опережает скорость их решения. Уверен: пока государство будет экономически “наказывать” семьи и одиноких женщин, имеющих “безумство храбрых” заводить детей в условиях полной и окончательной победы реформ над населением, страна рискует остаться бездетной. А бездетная страна – это страна без будущего. Дети России могли бы стать нашей объединяющей национальной идеей. Но для этого требуется другой политический курс и другая власть.

V.7

Отчет и размышления о парламентской работе

К содержанию

V.9
‹‹‹ ›››