+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Официально • Структура многоуровневой подготовки в ОмГПУ

Структура многоуровневой подготовки в ОмГПУ

Омский государственный педагогический университет осуществляет подготовку специалистов, бакалавров и магистров по широкому спектру специальностей и направлений подготовки, отвечающим потребностям региона и современным тенденциям развития образования. В настоящее время подготовка студентов ведется по семи направлениям (14 профилей и 10 магистерских программ), 23-м педагогическим специальностям и 12-ти непедагогическим специальностям.

Структура подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров в университете включает программы довузовской подготовки, профориентации, высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования, а также повышения квалификации и переподготовку.

Довузовская подготовка и профориентация школьников осуществляется на факультете довузовской подготовки и дополнительного образования, который входит в состав Института непрерывного профессионального образования, являющегося структурным подразделением университета.

Структура контингента студентов университета по группам направлений основных образовательных программ

Структура контингента студентов университета по группам направлений основных образовательных программ

Стремительному росту числа реализации основных образовательных программ в университете предшествовала большая работа по лицензированию новых специальностей и направлений подготовки (главным образом магистратуры). Эти данные представлены в таблице:

Количество имеющихся в 1997–2003 годах лицензий на профессионально-образовательные программы и специализации, зарегистрированные в УМО по специальностям высшего педагогического образования

Профессионально-образовательные программы Всего специальностей и направлений, имеющих лицензии
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Направления подготовки Бакалавры 4 4 4 7 7 7 7
Магистры 1 1 1 4 4 4
Специальности 19 28 30 27 36 36 37
Специализации 39 70 75

Важно отметить, что за эти годы университет обеспечил как количественный рост числа лицензированных профессионально-образовательных программ, так и качественную составляющую учебно-воспитательной и научной работы со студентами. Качество подготовки студентов связано прежде всего с открытием магистратуры по четырём направлениям, включающим 10 магистерских программ, и впервые появившихся в 2001 году в учебных планах педагогических специальностей специализаций. Причем более 10-ти специализаций были разработаны кафедрами университета и включены в Перечень Минобразования РФ по специальностям высшего педагогического образования.

Наиболее эффективно развивалось обучение на заочном и очно-заочном отделениях. Если выпуск специалистов, окончивших университет по заочной форме обучения в 1998 году, составил 272 человека (из них 1,4% на внебюджетной основе), а на очно-заочной форме – 27 человек (все на внебюджетной основе), то в 2002 году заочное отделение окончили 676 человек (50,1% внебюджетников) и 359 человек окончили очно-заочное отделение с полной оплатой обучения.

Основной формой подготовки студентов в ОмГПУ является традиционная одноуровневая система, позволяющая готовить специалистов – учителей-предметников. По этой форме обучаются студенты заочного и очно-заочного отделений. На дневном отделении наряду с одноуровневой системой применяются ступенчатая и многоуровневая системы.

Ступенчатая система используется в основном на факультете дошкольной педагогики и психологии. Этот факультет в рамках некоммерческого партнерства педагогических учреждений Омской области «Педагогическое образование», преобразованного в 2003 году в ассоциацию «Непрерывное педагогическое образование», осуществляет подготовку специалистов путем сопряжения основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования. В результате сотрудничества факультета с педагогическими колледжами созданы сопряженные учебные планы педколледж – университет, позволяющие выпускникам педколледжа поступить на первый курс университета по специальности, соответствующей специальности среднего профессионального образования, а затем обучаться по сокращенным программам подготовки специалистов по очной форме обучения в течение трёх лет, а по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения – в течение 3,5 лет. Сроки обучения сокращаются за счёт переаттестации общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин разделов или в целом отдельных общепрофессиональных или специальных дисциплин, а также различных видов практик, включая преддипломную. Аналогичная система действует на факультете искусств по специальности "Музыкальное образование".

Сокращенные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования используются и на других факультетах (специальностях) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней и обучающихся, как правило, по очно-заочной (вечерней) или заочной формам. Сроки освоения сокращенных программ по различным формам обучения устанавливаются индивидуально согласно письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.03.99 г. №14–55–156 ин/15 и приказов Минобразования России от 14.11.01 г. №3654 и №1725 от 13.05.02 г.

С 1994 года в университете используется многоуровневая система высшего педагогического образования. Реализация этой системы началась с подготовки бакалавров образования по четырём направлениям, а затем, на основе специального письма Министерства образования РФ от 22.09.94 г. №844/13–25, в порядке эксперимента была открыта магистратура. Особенностью подготовки студентов по многоуровневой системе в ОмГПУ является то, что она позволяет студентам после окончания бакалавриата продолжить обучение по программам специалиста. Это связано с тем, что стандарты подготовки по направлениям и специальностям во многих случаях близки. На этом основании Министерство образования РФ разрешило университету проведение эксперимента (приказы от 06.10.94 г. №383 и от 08.12.94 г. №476) по разработке и освоению совмещенных рабочих учебных планов, обеспечивающих одновременное выполнение требований ГОСов подготовки бакалавров и специалистов со сроками обучения 4 (бакалавриат) + 1 (специалитет). Таким образом, в университете была разработана линейная схема по комбинированию образовательных программ, когда траектории подготовки бакалавра, специалиста и магистра частично накладываются одна на другую.

Линейная схема траектории образовательного процесса в ОмГПУ

Линейная схема траектории образовательного процесса в ОмГПУ

Кроме линейной схемы, в университете разработана и применяется, особенно в последние годы, разветвленная схема, когда траектории обучения на первых курсах совмещены с последующим разветвлением на старших курсах. Внутри этой схемы возможны переходы с одной профессионально-образовательной программы на другую, но в отличие от линейной схемы такой переход предусматривает ликвидацию разницы в учебных планах подготовки бакалавра = специалиста или специалиста = магистра.

Разветвленная схема траектории образовательного процесса в ОмГПУ

Разветвленная схема траектории образовательного процесса в ОмГПУ

Приведенная схема отражает все возможные траектории получения высшего профессионального и послевузовского образования в ОмГПУ.

Э.М. Анфингер,
проректор по лицензированию ОмГПУ