Поиск
ГлавнаяНовостиРепортажиУникальный опыт ОмГПУ: психолого-педагогическая практика будущих учителей онлайн

Уникальный опыт ОмГПУ: психолого-педагогическая практика будущих учителей онлайн

23.04.2020

Из-за сложной эпидемиологической ситуации все организации высшего образования нашей страны, включая Омский государственный педагогический университет, больше месяца назад перешли на онлайн-обучение. В таком же формате работают и школы. Многие работодатели высоко оценили организацию психолого-педагогической практики студентов ОмГПУ онлайн, а коллеги из других вузов уже приступили к изучению этого уникального опыта.

О новых подходах и своих наработках рассказали ведущие преподаватели нашего вуза.

«Процесс перевода учебных занятий – лекций и семинаров – в онлайн был для нас непростым, но все же управляемым и вполне предсказуемым. Образовательный портал ОмГПУ уже более десяти лет активно используется в образовательном процессе преподавателями и студентами всех форм обучения, балльно-рейтинговая система является для нас привычной, преподаватели регулярно проходят соответствующее повышение квалификации и владеют навыками работы в электронной информационно-образовательной среде, – отметила проректор по учебной работе Наталья Станиславовна Макарова. – Гораздо сложнее было решиться на перевод в дистанционный формат педагогических практик, ведь основные задачи, которые студенты учатся решать на практике, связаны с непосредственным взаимодействием с детьми и коллегами. Традиционно студенты нашего университета перед выходом в школы проходят стажировку в инструктивно-методическом лагере. В формате деловой игры осваивают основные приемы и техники работы классного руководителя и вожатого Российского движения школьников. Вместе с преподавателями ОмГПУ в проведении лагеря участвуют педагоги омских школ, учреждений дополнительного образования детей. Представить себе перевод этих активностей в дистант было сложно, но ситуация заставила нас искать альтернативные формы организации взаимодействия. Преподаватели кафедр педагогики и психологии ОмГПУ перестроили программу инструктивного лагеря, постарались максимально сохранить его содержание, адаптировать его к возможностям онлайн-обучения».

психолого-педагогическая практика будущих учителей онлайн

По словам доцента кафедры педагогики Елены Игоревны Зариповой, задачи практики удалось выполнить в полном объеме: «Студенты участвовали в форуме “Кто он: классный?”», создали подборку методических материалов по работе с классом, решили кейсы, разработали и защитили проект КТД, подготовили предложения для классных руководителей базовой школы по реализации КТД с их классами в дистанте».

В силу того что школы региона также оказались в сложном положении из-за перехода на дистант и нагрузка на педагогов многократно возросла, основной трудностью стал поиск учреждений, способных и готовых обеспечить взаимодействие школьников со студентами и реализацию КТД в классах в виртуальном режиме.

«Мы очень признательны педагогам и администрации МБОУ Омского района “Дружинская СОШ”. Благодаря их заинтересованному и активному участию, студенты университета получили возможность пусть и виртуально, но плодотворно поработать с педагогами и обучающимися 5-10-х классов. Программа практики полностью выполнена. Студенты подготовили аннотированный список образовательных платформ и проанализировали возможности каждого ресурса для учителей, школьников и их родителей, администрации школы; изучили возможности “Дневник.ру” для дистанционного обучения, реализовали воспитательное дело с классом. Благодаря творческому подходу студентов к разработке КТД, проекты отличались большим разнообразием по содержанию и формам их реализации», – добавила Елена Игоревна Зарипова.

«Для нас важным моментом в дистанционной практике была адаптация разработанных студентами в ходе деловой игры проектов КТД к особенностям класса и к интересам школьников, – подчеркнула ассистент кафедры педагогики Татьяна Владимировна Воропаева. – Эту задачу наши студенты успешно решали на основе подробных характеристик каждого класса, предоставленных классными руководителями, и при изучении интересов школьников в виртуальном общении с ними. Последнее было самым сложным для наших студентов, ведь опосредованное взаимодействие не позволяло использовать привычные способы мотивации детей к участию в общем деле. Трудности, возникающие в виртуальном общении с классом, обсуждались с преподавателями кафедр педагогики и психологии на видеоконсультациях, вырабатывалось совместное решение».

Доцент кафедры психологии Елена Анатольевна Черкевич рассказала о том, как на базе Академического лицея ОмГПУ была организована в дистанционном формате психолого-педагогическая практика второкурсников: «Студенты использовали современные технологии взаимодействия и разнообразные платформы. Им удалось в таких условиях провести воспитательные дела, организовать увлекательные события для лицеистов: от классного часа в онлайн-формате на платформе Zoom “75 лет Великой Победе”' до веб-квеста ”Медаль за отвагу!”, от познавательного квеста “День космонавтики” в WhatsApp до воспитательного дела по профориентации школьников на доступных платформах, в том числе на Образовательном портале ОмГПУ “Школа”».

Такие условия способствовали освоению студентами современных форм воспитательной работы посредством использования потенциала и возможностей социальных сетей, онлайн-платформ и анимационных серверов (VKontakte, Discord, Tik tok, Instagram, др.). Разнообразные игры, акции, индивидуальные чат-беседы, твиты позволили достигнуть определенных воспитательных результатов: умений школьников организовать себя в виртуальном пространстве; контролировать эмоции и уважать человека, вступившего с ними в коммуникацию; учитывать интересы и желание людей, вовлеченных в проведение виртуальных мероприятий; проявлять инициативу и активность при оформлении результатов своего цифрового взаимодействия.

«Психолого-педагогическая практика в режиме дистанционного обучения сохранила ту же структуру, что и прежде, – сообщила доцент кафедры педагогики Светлана Владимировна Никитина. – Сначала мы проводим инструктивно-методический лагерь, затем организуем взаимодействие со школами. Изменился только характер общения и взаимодействия со студентами и между ними, изменилось содержание заданий педпрактики – сейчас оно ориентировано на взаимодействие в Сети с учетом всех возможностей и ограничений. В виртуальной комнате, как и раньше в аудитории университета, каждое утро собираются студенты, все сто человек, подключаем микрофоны и работаем: даем обратную связь по предыдущему заданию, проводим мини-лекцию в формате видеоконференцсвязи, делимся на микрогруппы и расходимся по виртуальным комнатам, чтобы решить кейс про ребенка в современном цифровом обществе, создать методическую копилку игр для детей определенного возраста (в том числе в соцсетях), разработать сценарий КТД. В этой части радует слаженная работа команды преподавателей и ответственный подход студентов: все идет как положено, без срывов и эксцессов, с учетом дедлайна и постоянной связи на портале, в мессенджерах».

Преподаватели, организующие психолого-педагогическую практику на факультете иностранных языков (Э.Р. Диких, С.В. Никитина, Т.М. Тихолаз, С.В. Владимирова), высоко оценили эффективное взаимодействие вуза и школ: лицей № 25, лицей № 54, гимназия № 115, гимназия № 159 были готовы сотрудничать с университетом в таких непростых условиях.

«Совместно с администрацией образовательного учреждения мы обсудили наше дистант-задание на практику, выслушали их запросы и сформулировали задание, которое удовлетворяет обе стороны, – поделилась доцент кафедры педагогики Светлана Владимировна Никитина. – В микрогруппах студентов выбрали связных, которые контактируют и с классными руководителями в школах, и с нами в университете. Сейчас ребята погружены в работу по выработке концепции, сценариев тех дел, которые они готовят для школ. Так, например, уже создана виртуальная игра “По страницам истории”, в процессе доработки игра “Кто хочет стать патриотом?”, дискуссия-челлендж по фильмам военных лет».

По мнению Элины Радиковны Диких, доцента кафедры педагогики, организация практики онлайн – это новый вызов для всех: для преподавателей, студентов, школ, которые выступили базами практики. Но новый вызов – это всегда и новые решения, новые возможности и перспективы. «В той ситуации, в которой оказалась вся система образования, было необходимо практически молниеносно создавать новые решения для привычных задач. Мы понимали, что школы сегодня нуждаются в конкретной адресной помощи. То, что актуально для одной школы, для другой будет совсем не своевременно. Именно поэтому мы сориентировали студентов на дополнительные задания от учителей. Так, например, запрос лицея № 25 имел четкие рамки: продукт должен решать воспитательные задачи в условиях дистанционной организации образовательного процесса по теме “Юбилей Великой Победы”. С уверенностью могу сказать, что наши студенты готовы работать в дистанте. Причем решать не только учебные задачи, но и профессиональные. Студенты второго курса уже четко понимают, что главная цель организации удаленного взаимодействия с учениками – интерактивность, возможность получить незамедлительную обратную связь. Это касается как решения задач обучения, так и выполнения воспитательных задач. Практика еще не закончилась, но студенты факультета иностранных языков уже представили три крупных интерактивных проекта, которые готовы к использованию в реальном образовательном процессе школы. Так, наши студенты разработали качественные интерактивные решения на базе возможностей сайта hyperbook.ru – игры-симуляции и викторины. Важным дополнением является готовность студентов совершенствовать свои продукты, очень быстро реагировать на запросы школы скорректировать содержание, доработать представленные решения. Радует, что наши будущие коллеги обладают компетенциями, позволяющими уже сегодня решать реальные профессиональные проблемы в режиме онлайн, создавать современные продукты, выбирать интересные формы реализации своих идей, перестраиваться и использовать любые образовательные возможности современных средств связи, интернет-платформ, социальные сетей. А если эти образовательные возможности неочевидны – выявлять их и моментально использовать», – отметила Элина Радиковна Диких.

Студенты также поделились своими впечатлениями о практике. Студентка второго курса филологического факультета Анна Бахитова рассказала, что сначала практика в дистанционной форме казалась задачей невозможной: «Нам предстояло стать помощниками классных руководителей. Но родной педагог – это одно дело, он хорошо знает каждого из ребят. А мы, незнакомые школьникам студенты, очень боялись, что не сможем найти контакт с ребятами на расстоянии. Но все страхи оказались напрасными. Работая в команде со своими одногруппниками, поддерживая связь с руководителями практики, мы получили невероятный опыт. Все это было похоже на язык жестов, мы общались со школьниками, создав группу в соцсети «ВКонтакте». Думаю, каждый из нас стал настоящим smm-специалистом. Мы старались вести группу активно, интересно, учитывать интересы современных школьников. В рамках практики мы разработали веб-квест и познакомились с большим количеством образовательных платформ, которые могут помочь учителю в условиях дистанта. Мне кажется, такой опыт удаленного обучения будет полезен каждому студенту педагогического университета».

Несмотря на общие позитивные итоги практики, ограничения вынужденного дистанционного формата не могли остаться незамеченными. Доцент кафедры психологии Ольга Александровна Кочеулова поведала о том, как трансформировались задания по психологии в условиях дистанционного прохождения практики студентами: «Одно из заданий практики предполагало изучение особенностей возрастной субкультуры школьников через анкетирование и наблюдение за аккаунтами и активностью учащихся в социальных сетях. Несмотря на то что студенты перевели вопросы анкеты в электронный формат и получили результаты, однозначные выводы относительно возрастной субкультуры школьников студентам сложно было сделать, так как многие аккаунты были закрыты, учащиеся редко отвечали на открытые вопросы анкеты. При выполнении данного задания студенты отметили возросшую потребность в живой коммуникации, совместной деятельности, наблюдении. Задание, связанное с изучением особенностей личности ученика, составлением психолого-педагогической карты и характеристики, также вызвало ряд трудностей. В рамках дистанционного прохождения практики сбор информации проводился через беседу с классным руководителем и ребенком с использованием электронных ресурсов, через мессенджеры. Студенты отмечали крайнюю ограниченность информации, ее «безликость», отсутствие эмоционального контакта с ребенком. Рамки задания пришлось расширить и предложить студентам изучить особенности личности знакомого ребенка, составить психолого-педагогическую карту и характеристику на него. Достижения в условиях дистанционного прохождения практики, которые отмечены студентами, отличаются от тех, что наблюдаются в традиционном формате ее прохождения. Так, студенты подчеркнули, что им удалось найти подход к учащимся (приходилось мотивировать, напоминать о выполнении задания и давать идеи реализации заданий), они научились создавать интересные красочные сообщества в социальной сети «ВКонтакте», пользоваться многими виртуальными ресурсами (особенно по разработке заданий), узнали о возможностях многих ресурсов, которые обеспечивают дистанционное обучение, стали настоящими профессионалами по части ведения групповых страниц в социальных сетях. А еще научились разрабатывать дизайн, писать информативные посты, прикреплять полезные картинки, работать со ссылками и, главное, поддерживать интерес детей».

Преподаватели разделяют мнение студентов о плюсах и минусах дистанционной практики, считают ее определенным вызовом, который позволил целенаправленно освоить новое. «Студентами были внимательнейшим образом изучены возрастные особенности мотивации учащихся, использованы психологические техники и приемы опосредованного общения, реализованы интересные идеи привлечения внимания школьников. Каждый новый, даже незначительный всплеск активности учащихся анализировался и давал основание для дальнейшего движения, молчание стимулировало поиск новых идей. Страницы, созданные студентами, наполнялись подписчиками из числа детей медленно, но к концу практики в редких случаях остались дети, не проявившие интерес в КТД и предлагаемому взаимодействию», – заметила Ольга Александровна Кочеулова.

Добавим, психолого-педагогическая практика в режиме онлайн – это, безусловно, очень интересный опыт и отличная возможность профессионального саморазвития и для преподавателей, и для студентов. Поэтому преподаватели кафедр педагогики и психологии предложили ввести в традиционный формат практики, возвращения к которому мы все очень ждем, элемент взаимодействия через электронный ресурс.

Кафедра педагогики