II

Провальный финиш Третьей Думы и фальшстарт Четвертой
(осень 2003 — лето 2004)

К содержанию

IV
‹‹‹ ›››

III. Социальная политика на переломе и «перелом» социальной политики

Добившись всей полноты власти, правящая «олигархия» продолжила курс в духе Ельцина — Гайдара и, в частности, приступила к ликвидации системы социальных гарантий, отчасти доставшихся нам от советского периода, отчасти же созданных первыми российскими парламентами в качестве своеобразной «подушки безопасности» при катастрофическом падении уровня жизни в начале 1990-х гг. Начать было решено с уничтожения законодательного наследия прежнего периода.

III.1. «Похоронная команда»

Руководители Четвертой Думы, представляющие, естественно, правящую партию, наперебой гордятся «эффективностью» ее работы. Утверждают, например, что за весеннюю сессию 2004 г. Дума рассмотрела многие сотни законопроектов — на порядок больше, чем любой из предыдущих парламентов. Однако хвалиться нечем: большинство «рассмотренных» вопросов представляют собой законодательные инициативы регионов или социально ориентированных депутатов, направленные на решение тех проблем, которые более всего волнуют людей. Впрочем, почти с такой же скоростью штампуются правительственные законы антисоциальной направленности.

Госдума отклонила, в частности:

Помимо сомнительной юридической казуистики, авторы законопроектов из российских регионов слышат обычно следующий аргумент: проблема важная, но решайте ее сами, через региональные законы. Выступая очередной раз на пленарном заседании 23 июня 2004 в поддержку очередного социального закона, не удержался и заметил коллегам по этому поводу: если бы в мире проводилось первенство по бюрократическому «футболу», сборная России из числа думских депутатов и правительственных чиновников, наверняка, стала бы чемпионом!

Увы, среди отклоненных или поставленных в очередь на отклонение находится и около 70 законов и законопроектов в интересах людей, подготовленных мною или с моим участием. Каждый из них я отстаивал и буду отстаивать до конца. Кстати, пора дать справку.

Некоторые количественные показатели работы депутатов Госдумы по одномандатным округам от Омской области (данные получены из информационной базы Госдумы)

Параметры Воробчуков Смолин Харитонов
1. Количество законодательных инициатив 0 80 0
2. Количество выступлений 0 74 31
    (практически все в защиту законов или иных предложений социального характера) (практически все от имени Комитета с предложением отклонить социально значимые законы)

Среди моих законопроектов, которые уже успела отклонить Дума, назову лишь два.

Во-первых, проект закона об учреждении в обязательном порядке должности Уполномоченного по правам человека в каждом субъекте Российской Федерации. Предлагая его Думе, исходил из того, что одному федеральному Уполномоченному с тем валом проблем в области прав человека, который возник в современной России, справиться невозможно. Ему нужны помощники в каждом регионе.

Действительно, за последние 15 лет в сравнимых ценах минимальная зарплата в стране упала по меньшей мере в 3,5 раза, минимальная пенсия — в 2,5, расчетная стипендия студента вуза — в 3,5, студента техникума и колледжа — в 7 раз, учащегося ПТУ — в 10 раз, детское пособие — в 8 раз и т.д. После короткого периода «демократии без берегов» политическая свобода и свобода СМИ также все более и более «закручивается» административными «гайками».

По данным социологического исследования в Ульяновской области, 50 % граждан полагают, что в настоящее время права человека нарушаются чаще, чем было в советскую эпоху, и только 2 % придерживаются противоположного мнения. На бытовом уровне во время встреч и приемов люди постоянно говорят о том, что прежде можно было, по крайней мере, пожаловаться в партком, а сейчас на бюрократию и нуворишей нет никакой управы.

Несмотря на то, что острота проблемы очевидна, что введение должности Уполномоченного по правам человека в регионах соответствует европейской практике и требованиям Совета Европы, что законопроект получил поддержку 26 субъектов Российской Федерации, Правительство и Администрация Президента высказались против закона, и он был «завален». За права человека проголосовало:

Забавная дискуссия по поводу законопроекта состоялась между мною и представителем Президента в Думе А.А. Котенковым. Цитирую по памяти:

Котенков. Почему все правозащитники только и говорят, что о правах заключенных, как будто у нас нет других проблем? Надо принять решение, чтобы такие законопроекты больше не рассматривать.

Смолин. Уважаемый мною представитель Президента предлагает нам нарушить Конституцию и лишить депутатов конституционного права законодательной инициативы. О правах заключенных я практически ничего не говорил, но в одном совершенно согласен с г-ном Котенковым: «на воле» у нас проблем, действительно, много больше!

Во-вторых, среди десятка отклоненных Думой по требованию Правительства был мой «антисамогонный» законопроект. Специалистом в этой области себя, разумеется, не считаю, однако, как и во многих других случаях, четко выполнил требование избирателей.

Встречаясь с людьми, особенно в деревне, постоянно слышал шесть вопросов: Где работа? Где зарплата? Когда поднимут пенсию? Когда правительство начнет помогать не чужому фермеру, а чужому крестьянину? Когда по телевидению прекратят бесконечно убивать и насиловать? Неужели нельзя покончить со спаиванием народа самогоном и «паленой» водкой?

Как известно, Россия пережила крупнейшую в мире демографическую катастрофу и получила так называемый «русский крест»: рождаемость низкая, как в Европе, а смертность, особенно у мужчин, в трудоспособном возрасте высокая, как в Южной Азии или Африке. Одна из важных причин смертности — отравление и злоупотребление алкоголем. По прогнозам Госкомстата, если ситуацию не изменить, через 50 лет нас останется половина, а через 70 лет — треть.

Подчеркну: законопроект был направлен не против людей, которые гонят самогон или делают вино для себя, но против тех, кто спаивает других и на этом наживается. Думские депутаты и юристы из числа независимых отмечали хорошую юридическую проработку текста. Тем не менее, правительство высказалось против закона, и Думой он был «провален». За закон проголосовали:

В тех немногочисленных случаях, когда отклонение законопроекта выглядит слишком одиозным в глазах избирателей, «ПЕДР» принимает решения о «заматывании», перенося их рассмотрение на неопределенный срок. Так поступили с законами:

Во всех случаях новое думское большинство работает в режиме «похоронной команды»: не предлагая ничего полезного для большинства людей, проводит «зачистку» чужих законодательных инициатив. Разница лишь в том, что в одном варианте законопроекты «хоронят заживо», а в другом — ждут, пока они «умрут» сами, т.е. будут пропущены все предусмотренные сроки их исполнения.

III.2. Первый зампред антиобразовательного Комитета

В новой Думе при поддержке фракции КПРФ я стал Первым заместителем Председателя Комитета по образованию и науке. Таким образом, должность теперь выше, опыта и квалификации, мягко говоря, не убавилось, однако возможностей реального влияния на образовательную политику, разумеется, много меньше именно из-за политического состава Парламента. Более того, и в самом Комитете сторонники демократического, социального направления в образовательной политике оказались в меньшинстве — всего 7 депутатов, в том числе 6 — от КПРФ и 1 — от «Родины».

Коллеги полушутя — полусерьезно говорят, что на заседания Комитета могли бы приходить всего два человека: Н. Булаев (Председатель) с девятью доверенностями и О. Смолин (первый зам.) с шестью доверенностями. По каким вопросам договариваемся, те решаются без голосования, а по каким сталкиваются две принципиально различные позиции — элитарная и социальная, счет всегда 10:7 в пользу «ПЕДР». Увы, в условиях командной дисциплины по известному принципу Салтыкова-Щедрина «ты — начальник, я — дурак» ее депутаты — это не люди образования в партии, но люди правящей партии — в образовании.

Поэтому впервые в послесоветской истории пяти парламентов как часть «похоронной команды» работал и думский Комитет по образованию и науке, точнее, его большинство, представляющее фракции «Единая Россия» и ЛДПР. Не предложив ни одного собственного законопроекта, доминирующая в Комитете десятка раз за разом отклоняла или проваливала законы и законопроекты чужие. Вот краткий их «синодик», расположенный не по хронологии, но зато с результатами голосований фракций Госдумы.

1. Федеральный закон «О дополнительном образовании» — разрабатывался с 1997 г. сначала парламентскими комитетами, затем совместно с Министерством образования России; при подготовке ко второму чтению максимально согласовывался с исполнительной властью (были приняты 37 из 38 поправок Правительства, 30 из 31 поправки Президента); во 2-м и 3-м чтениях поддерживался Правительством; по информации Минобразования, был предварительно согласован с Администрацией Президента; неожиданно получил вето Президента, а затем президентская сторона отказалась от всех согласительных процедур.

Смысл закона: приравнять учреждения дополнительного образования к школам, ПТУ или ВУЗам, а работников системы дополнительного образования — к учителям школ и преподавателям профессиональных учреждений образования.

Исполняя команду «смирно», большинство Комитета по образованию и науке рекомендовало Госдуме отклонить закон. Страна по-прежнему будет бороться с преступностью и безнадзорностью среди несовершеннолетних вместо того, чтобы это предотвращать.

За отклонение закона проголосовали:

против:

2. Инициатива Законодательного Собрания Омской области, которое предложило изменения в статью 33 Закона РФ «Об образовании», устанавливающие финансовую ответственность учредителя за аттестацию образовательных учреждений для детей. Третья Дума приняла законопроект в двух чтениях, а руководство прежнего Минобразования намеревалось добиться положительного заключения Правительства с тем, чтобы закон был подписан Президентом. Однако руководители Министерства меняются и профильного думского Комитета — тоже. По предложению партийного комитетского большинства закон отклонен.

Каждые пять лет сельским школам, школам в небольших городах и в небогатых районах больших городов придется собирать деньги с родителей для того, чтобы пройти государственную аттестацию и подтвердить свое право выдавать ученикам документы государственного образца. За принятие закона в третьем чтении голосовали:

не голосовали:

Оба случая голосования фракции ЛДПР (по данному закону и по закону «О дополнительном образовании») представляют собой не правило, но исключение, причем фракция не согласилась со своим представителем в комитете по образованию и науке.

3. Инициатива Законодательного Собрания Московской области, предполагающая введение надбавок за ученые степени кандидата и доктора наук во всех образовательных учреждениях (сейчас такие надбавки получают только преподаватели ВУЗов). Понятно, что надбавки стимулировали бы высококвалифицированных специалистов к работе в школах, ПТУ и колледжах, а те самым помогали бы детям и студентам получать более качественное образование. По команде Правительства комитетская «десятка» рекомендовала Думе закон отклонить. За закон в интересах педагогов проголосовали:

4. Законопроект, предлагающий исключить из 56-й статьи Закона РФ «Об образовании» возможность по инициативе Администрации уволить педагогического работника за нарушение устава образовательного учреждения. Принимая 12 лет назад закон об образовании в первой редакции, народные депутаты России заложили в него несколько главных принципов. Один из них — высокий статус, высокая ответственность педагога.

Увы, положения закона о высокой зарплате и социальных гарантиях для учителя исполнялись плохо, а теперь и вовсе отменены, но при этом административные «гайки» закручиваются всё туже и туже. Бюрократия в образовании растет меньше, чем в госучреждениях, но тоже весьма изрядно. Понятно, что меры дополнительной ответственности без дополнительных социальных гарантий сохранять бессмысленно. Поэтому мы предложили одну из таких мер исключить. Правительство и послушные ему думские «комитетчики», естественно, выступили против.

За законопроект в защиту учителя в очередной раз проголосовали:

5. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Он был разработан в первой половине 1990-х гг. группой юристов при участии сотрудников Минобразования, принимался обеими палатами парламента дважды: в 1996 и в 1999 гг., дважды получал отрицательное заключение Правительства и дважды отклонялся Президентом  Б. Ельциным. С января 2001 г. работала специальная комиссия с участием представителей Администрации Президента, но Администрация со своим представителем не согласилась.

Закон о специальном образовании должен был решить три основные проблемы:

4 июня 2004 г. законопроект был снят с дальнейшего рассмотрения голосами членов фракции «Единая Россия». За снятие законопроекта голосовали:

О том, что удалось и что не удалось сохранить из числа скромных достижений образовательного законодательства, расскажу ниже (см. раздел III.3.3). И хотя на рубеже 2004-2005 гг. нас ждет новый период контрреформ в образовании, что бы ни случилось, как прежде, буду придерживаться великого принципа социалистов, который сейчас стал официальным лозунгом ЮНЕСКО: Образование — для всех!

III.3. Три «перелома» в социальной политике

Очевидно: наступление на социальное государство и социальные права человека в России уже началось и будет продолжаться по всем «фронтам», включая право на достойную зарплату, социальную поддержку в старости и по инвалидности, на образование, медицину, культуру, отдых. Однако весной и летом 2004 г. направлениями трех главных «педроссовских» ударов по социальной политике стали: новый закон о социальном налоге, Жилищный кодекс и так называемый закон о ликвидации льгот. С их принятием социальная политика получила тройной «перелом позвоночника». Рассмотрим их по порядку.

III.3.1. Социальный налог: «делиться» должны… бедные!

Как известно, снижения налогового бремени для отечественных товаропроизводителей в период избирательной кампании 2003 г. требовали едва ли не все влиятельные политические силы — от левых до правых. При этом, однако, они расходились насчет того, какие именно группы населения должны выиграть от снижения налогов, а какие — компенсировать его бюджету и «бюджетникам».

Решение о снижении социального налога с 35 до 26 %, принятое Правительством и поддержанное большинством IV Думы, на оба вопроса отвечает вполне определенно: в 2005 году, как это было и прежде, снижение налогов будет выгодно «большому бизнесу», а фактически оплатят его люди с низкими и средними доходами (прежде всего, пенсионеры, дети, инвалиды, интеллигенция и студенты), которые недополучат более 200 млрд. бюджетных денег.

Прежде это делалось путем установления единой для всех «плоской» шкалы подоходного налога с физических лиц. В результате чего, например, молодой учитель, имея зарплату на уровне половины прожиточного минимума, и «старейший» по бизнес-стажу «олигарх», покупающий «с жиру» иностранные футбольные клубы, платят в казну равную долю своих доходов — 13 %. Интересно, что во всех «цивилизованных» странах, на опыт которых любят ссылаться российские, извините за выражение, «экономисты», существует прямо противоположная практика: чем больше получаешь, тем большим процентом дохода «делишься» с теми, кто получает меньше.

Однако та же порочная идея, причем в ухудшенном варианте, была перенесена на социальный налог. Установленная для него налоговая шкала является отнюдь не прогрессивной и даже не «плоской», но… регрессивной: чем больше получаешь, тем меньше на твою зарплату начисляется социальный налог. При этом в следующем году высокооплачиваемые будут платить его в 13 раз меньше, чем остальные (2 % вместо 26). В итоге и из заработка в 5 тысяч рублей в месяц и из доходов в 65 тысяч рублей ежемесячно, бюджет получит примерно 15,5 тысяч рублей в год. На законном основании богатые не доплачивают, а бедные — не дополучают!

Ради того, чтобы в следующем году «большой» бизнес платил меньше, Правительство идет на все: блокирует повышение пенсий; отменяет только что введенную накопительную пенсионную систему для лиц старше 37 лет; ставит в трудное положение организацию летнего отдыха детей, детско-юношеские спортивные школы, даже выплаты по больничным листам. Такова ожидаемая цена бесстыдного лоббирования властью интересов «олигархов» в ущерб большинства населения. Такова расплата этого большинства за политическую наивность в период выборов 2003 г.

III.3.2. Новый Жилищный кодекс: что имел — потерял?

Детальный анализ проекта Жилищного кодекса (ЖК) и сопутствующих законопроектов, предложенных фракцией «Единая Россия» и «примкнувшим» к ней Павлом Крашенинниковым (СПС), не представляется целесообразным хотя бы потому, что в момент, когда пишется этот отчет, закон принят лишь в первом чтении. Самая же общая оценка этого законопроекта может быть выражена формулой: те, кто не имел жилья, практически теряют шансы его получить, а те, кто имел, рискуют потерять.

Если редакция законопроекта не будет изменена, теряют шансы получить жилье многочисленные категории льготников, установленные федеральным законодательством. Очереди прекратят существование, а право на бесплатное и льготное жилье получат лишь те категории людей, которые установлены законодательством регионов, причем по единственному основанию — малообеспеченности. При этом следует учесть, что:

Учитывая все это, лицам с низкими и средними доходами в обозримой перспективе вряд ли есть смысл ожидать улучшения жилищных условий. Поправки, направленные на защиту права на жилье для средне- и малообеспеченных, уже поданы мною совместно с депутатами Г. Хаванской и О. Шеиным в профильный Комитет. Однако надежды, что их удастся «продавить» в Думе, практически нет.

В случае принятия ЖК, граждане, имеющие жилье, рискуют его потерять, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, законопроект значительно расширяет основания для выселения неплательщиков из занимаемых жилых помещений: выселять будет разрешено не только тех, кто не платит за найм и обслуживание жилья, но и тех, кто не оплачивает коммунальные услуги.

Во-вторых, предполагается разрешить органам государственной власти и местного самоуправления в случае, если земля под жилым помещением, занимаемым гражданином, требуется для государственных или местных нужд, (например, для строительства дороги), изымать жилое помещение с выплатой компенсации. При этом размер которой будет установлен тем же органом власти или самоуправления, который решил изъять жилье, и, конечно, не в пользу гражданина. Очевидно, что возможность приобретения гражданином равноценного жилого помещения в этом случае окажется более чем проблематичной.

Помимо всего прочего, Госдумой в первом чтении принят законопроект, предполагающий введение налога на недвижимость (включая земельные участки, приватизированные квартиры и гаражи) в размере от 0,1 до 1 % рыночной цены имущества. Конкретный размер налога должен устанавливаться региональными властями, которые, естественно, заинтересованы в увеличении бюджетного дохода. Например, если трехкомнатная или приличная двухкомнатная квартира в Омске будет оценена в 800 тыс. рублей, а областное Законодательное Собрание установит налог на недвижимость в размере 0,7%, хозяину квартиры придется платить 2 800 руб. в год. Очевидно: этот налог будет мощным стимулом для переселения людей с низкими и средними доходами из центра и престижных районов на окраины городов. Все это в очередной раз доказывает вполне определенную социальную направленность политики современной российской власти.

III.3.3. Погром в законе

Апофеозом (писатель Ю. Поляков назвал бы это «апофегеем») «новой» социальной политики российской власти следует признать законопроект об отмене 41 и внесении антисоциальных изменений в 155 законодательных актов РФ (в окончательном варианте полностью или частично отменяются — 112 и изменения вносятся в 152). Официальными властями он именуется «законом о льготных выплатах», немногими оставшимися независимыми журналистами — законом о ликвидации льгот или «Апрельскими тезисами Голиковой» (по имени замминистра финансов Т. Голиковой, которая докладывала его на заседании Правительства 29 апреля 2004 г.). В свое время мною была опубликована статья, посвященная этому «чуду» юриспруденции под названием «Социалка — на свалку», а семь членов думского Комитета по образованию и науке во главе с нобелевским лауреатом Ж. Алферовым подписали подготовленное мною заявление под заголовком «Погром в законе».

Целый месяц, пока в Госдуме шла работа над этим законом (ныне — 122 ФЗ), из памяти у меня не выходили строки В. Высоцкого:

Нам ни к чему сюжеты и интриги:
Про всё мы знаем — ну, что ты нам ни дашь.
Я, например, на свете лучшей книгой
Считаю кодекс уголовный наш.
И если мне неймется иль не спится,
Или с похмелья нет на мне лица,
Открою кодекс на любой странице
И — не могу: читаю до конца!

Памятуя рекомендации народной мудрости насчет исправления горбатого, думская оппозиция, включая депутатов от КПРФ, большую часть членов фракции «Родина» и более половины независимых депутатов, голосовала против закона в 1-м чтении. Но активно работала при его подготовке ко 2-му. Оказалось это немногим легче, чем «из болота тащить бегемота»: объем закона был «слоновий», а сила проталкивания — «медвежья».

В последнюю неделю июля думский Комитет по бюджету и налогам работал в режиме «сумасшедшего дома средней руки». И неудивительно: в это время к собственному шестисотстраничному законопроекту только Правительство представило три блока поправок объемом более трехсот страниц. Общее же количество поправок превысило 6000. Для того, чтобы обсудить их в нормальном парламентском режиме, потребовалось бы более тысячи часов работы Бюджетного комитета. Он, горемычный (и я вместе с ним), действительно работал до глубокой ночи. Однако в силу немыслимой гонки законопроекта на обсуждение каждой поправки выделялось в среднем не несколько минут, как положено, но лишь несколько секунд.

Думаю, мы, депутаты левой, патриотической и социальной ориентации, сделали все или почти все, что могли. Выступая на пленарном заседании 3 августа, первый зампред Комитета по бюджету, представитель «партии власти», В. Шуба специально отметил мою работу. Увы, из числа предложенных мною лично или в соавторстве с другими депутатами 296 поправок было принято лишь 29. «Кодекс социальных наказаний» принципиально изменить не удалось.

Что же сулит населению России в 2005 г. этот закон, подобный бракованному телевизору советской эпохи, наспех склепанному в последнюю ночь перед новым годом?

Посаженные на «информационную диету» российские граждане постоянно слышат от представителей Правительства, что принятие закона стало прорывом в социальных реформах, а от парламентских «педроссов», — что закон сохранил все существующие социальные гарантии и льготы. Слышат, но не очень верят: согласно июльскому социологическому опросу, даже в части замены льгот денежными компенсациями закон поддерживают лишь 25 % населения, тогда как против выступают 58 %. Действительно, под давлением массовых акций протеста и социально ориентированных депутатов Правительство пошло на существенные уступки. Удалось, в частности:

Однако упорно распускаемые государственными СМИ слухи о том, что во втором чтении закон приобрел «человеческое лицо», явно преувеличены. В результате его принятия по-прежнему теряют или рискуют потерять:

Мы требовали не ликвидировать социальные гарантии ветеранам, но дать им право выбора: натуральные льготы, или деньги. Именно это правительство и президент обещали людям в апреле. Однако за такую поправку № 1524 в августе проголосовали:

Не менее упорно требовали мы и того, чтобы в канун Победы социальные гарантии для тружеников тыла не «сбрасывались» в регионы, но сохранялись как обязанность страны. В конце концов, в период Великой войны они трудились для спасения не Свердловской или Омской области, а страны в целом. Увы, и здесь тот же расклад. За поправку:

Среди массы других антисоциальных положений нового закона отметим лишь два.

Во-первых, с 2005 года «как класс» ликвидируются ветераны труда. Правда, не методом «раскулачивания», но методом «социальной стерилизации»: по новому закону на федеральном уровне это звание присваиваться больше не будет. За мою поправку № 1116, требующую сохранить звание «Ветерана труда», голосовали:

Во-вторых, с 2005 не только пенсии, но и другие формы социальной поддержки инвалидам будут устанавливаться в зависимости не от группы инвалидности, но от степени утраты трудоспособности. Газеты уже сейчас полны сообщениями о том, как преподавателю ВУЗа без обеих ног устанавливается нулевая степень утраты трудоспособности и он остается без пенсии. 29 сентября страна отметила 100-летие Н. Островского. Но если бы ему довелось жить в наш век «полной окончательной победы демократии», он тоже остался бы без пенсии: не важно, что без глаз и практически недвижим, но работал же, да еще какие книги писал!

От «новой» системы пострадать потенциально могут не только 10,5 млн. существующих инвалидов, но в еще большей степени те, кто будет получать инвалидность вновь или проходить переосвидетельствование.

В итоге в России уже появилась и с каждым годом будет нарастать категория инвалидов без степени утраты трудоспособности, находящихся в положении полных социальных изгоев: без пенсии; практически без возможности трудоустройства; без прав безработного (защитные нормы на эту тему из федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» исключены); получающие взамен всех социальных гарантий 500 рублей, а в следующем году, с учетом социального пакета, — даже 50 рублей!

Когда от имени крупнейших общероссийских общественных организаций инвалидов, объединяющих более 6 млн. человек, я требовал, чтобы правительство отказалось от подобного варварства, услышал ответ от министра М. Зурабова: не надо политизировать вопрос. Не выдержал и напомнил коллегам известную историю.

Сын обращается к непутевому отцу:
— Папа! Я есть хочу…
— Отстань со своей политикой!

Тем не менее, за мою поправку № 2100, требующую сохранить социальную поддержку инвалидам по группам инвалидности, а не по степени утраты трудоспособности, голосовали:

Возвращаясь, как и обещал в разделе 3.2., к вопросам образования, стоит отметить, что в ходе работы над законом нам, профильному комитету, оказалось по силам:

Однако, несмотря на все усилия представителей образования в Парламенте:

За сохранение в законе «Об образовании» статьи 40 «Государственные гарантии приоритетности образования», предусматривающей, в частности, сохранение налоговых льгот, голосовали:

Помимо всего прочего, полностью отменены законы:

Блок поправок № 3512, 3513, 3514, требующих сохранить этот закон, поддержали:

В тех же законах, которым сохранили жизнь, «ампутированы»:

Парламентские защитники социальных интересов людей продолжали борьбу не только на Бюджетном комитете, но и на пленарном заседании Госдумы. Приведу еще несколько результатов голосований по поправкам, предложенным мною, но рекомендованным к отклонению Бюджетным комитетом.

Поправка № 543, требующая не вносить изменений в Закон «Об образовании», сохранив его действующую редакцию. Число голосов «за»:

Поправка № 667, требующая оставить в законе «Об образовании» положение о средней ставке педагогов не ниже зарплаты в промышленности:

Поправка № 720 — сохранить финансирование культуры не менее 2 % от федерального бюджета. Поддержали:

Поправка № 1936 — оставить в покое закон «О социальной защите инвалидов»:

Поправка № 91 — оставить в прежнем виде «чернобыльский закон»:

Поправка № 251 — сохранить на федеральном уровне гарантии репрессированным. Безуспешно пытался объяснить депутатам, что Сталин, как бы к нему ни относиться, был главой государства, а не губернатором Магаданской области, а потому компенсировать страдания репрессированных должны отнюдь не регионы. Тем не менее, «за» голосовали:

Такова же была судьба поправки № 1490 о повышении в три раза, с 600 до 1800 рублей, выплат семьям погибших ветеранов боевых действий:

Подобных голосований 3 августа состоялись десятки, причем все — с аналогичными результатами: социальные интересы людей последовательно поддерживала фракция КПРФ, немного слабее — «Родина», в меньшей степени — независимые депутаты (результаты голосований по ним не приведены, поскольку политические позиции этой группы различны вплоть до противоположности). Столь же последовательно не поддерживали социальную сферу «Единая Россия» и ЛДПР. Поскольку именно эти фракции образуют думское большинство, судьба поправок в защиту социально незащищенных групп населения была предрешена.

Когда радикальные «эконописцы» из высоких правительственных кресел на всех каналах убеждают население, что все льготы и социальные гарантии в следующем году сохраняются, нет ничего лучше, как заглянуть в текст принятого закона. Цитирую пункт 1 статьи 155.1:

«1. В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Попытка перевести этот текст с юридического языка на русский приводит к следующим выводам:

  1. закон ничего не гарантирует, он лишь не запрещает предоставлять гражданам прежние социальные гарантии (по-видимому, регионам и местному самоуправлению, поскольку федеральная власть с себя такую ответственность снимает);
  2. это разрешено в отношении льгот и гарантий, носящих компенсационный характер — новое понятие, которое законодательно нигде не определено и, следовательно, может трактоваться произвольно;
  3. сохранить прежние льготы и гарантии дозволено в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом (т.е. тем самым, который их и отменяет!);
  4. наконец, вся эта потрясающая казуистика действует только «в рамках длящихся правоотношений», т.е., по-видимому, когда человек стоял на очереди, работал в данной должности или в данном месте по трудовому договору и т.п. Сохранит ли, например, сельский учитель право на 25-процентную надбавку к зарплате при переезде на новое место работы в другое село, никому не известно.

Чуть лучше написан пункт 2 той же статьи 155.1. Он обязывает федеральные, региональные и местные органы власти при издании нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона не снижать уровень зарплаты и других социальных гарантий по сравнению с их размерами до 31 декабря 2004 г. Однако поскольку более 40 полномочий в следующем году с федерального уровня передаются в регионы и местному самоуправлению, никто не обязывает их издавать такие нормативные правовые акты, а, следовательно, и сохранять действовавшие гарантии!

Примечательно, что те же фракции, которые последовательно выступали за отмену или «монетизацию» льгот для ветеранов, инвалидов, «бюджетников», чернобыльцев и т.п., столь же активно поддерживали сохранение льгот для чиновников. Так, 7 июля 2004 г. за Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не только сохраняющий все льготы для госслужащих, но одновременно увеличивающий для них заработную плату (по некоторым категориям — в 5 раз), голосовали:

Против него, соответственно:

Аналогичным образом поправку № 3498, предусматривающую «монетизацию» льгот для экс-президента Б. Ельцина, 3 августа 2004 г. поддержали:

Комментарии, как говорится, излишни: ни правительственным фракциям, ни оппозиции в последовательности не откажешь.

Итак, в следующем году многих избирателей ждет горькая расплата за ошибки на выборах. Как мы и предполагали, подписывая в июне заявление «Погром в законе», «черного пуделя» до бела отмыть не удалось. В следующем году страну ожидает «социальное четвертование». Правда, теперь всего лишь наполовину. Впору, пожалуй, исправить и русскую пословицу: вместо «в пользу бедных», говорить «в пользу богатых» — и не ошибешься!

II

Провальный финиш Третьей Думы и фальшстарт Четвертой
(осень 2003 — лето 2004)

К содержанию

IV
‹‹‹ ›››