Поиск

Управление и структура университета

Кафедра психологии

Должность Фамилия, имя, отчество Телефон Email Корпус Каб.
Заведующий кафедрой психологии Шаров Анатолий Сергеевич (3812) 21-10-30 1 107
Доцент кафедры психологии Казакова Ирина Валерьевна 1
Доцент кафедры психологии Князева Наталья Николаевна (3812) 21-10-30 1 107
Доцент кафедры психологии Кочеулова Ольга Александровна 1
Доцент кафедры психологии Тихолаз Татьяна Михайловна (3812) 21-10-30 1 107
Доцент кафедры психологии Черкевич Елена Анатольевна (3812) 21-10-30 1 107
Старший преподаватель кафедры психологии Мохова Юлия Александровна 1
Специалист по учебно-методической работе кафедры психологии Сафиюлина Галина Ивановна

Историческая справка

Кафедра психологии выделилась  в 1977 г. из состава общеуниверситетской кафедры педагогики.  Ветеранами кафедры являются Н.А. Федоров, Н.П. Диева, Л.И. Закотнова, К.П. Понамарева, Е.И. Ошевская, а так же преподаватели физиологии и школьной гигиены В.А. Макаров, Н.П. Еремеева, А.Г. Мордвинов, Е.М. Редько. Кроме ветеранов на кафедре работали молодые ученые-психологи: И.А. Вишняков, И.С. Поволоцкая, Е.И. Савенко, В.В. Лемиш, А.С. Шаров,  которые внесли активность в научный поиск, стали внедрять различные приемы активизации студентов в овладении знаниями, апробирования их на практике.

Магистранты с преподавателями кафедры

Первым заведующим кафедрой психологии был кандидат психологических наук, доцент Н.А. Федоров (1977-1983). Затем заведующим кафедрой психологии были:  А.А. Ерошенко (1984-1987), И.А. Вишняков (1988-1993), А.С. Шаров (с 1993 г. по настоящее время).

Cостав кафедры

Доктор психол. н., профессор Шаров Анатолий Сергеевич,  к. психол. н., доцент Тихолаз Татьяна Михайловна,  к. биол. н., доцент Князева Наталья Николаевна, к. психол. н., доцент Пинигин Валерий Геннадьевич, к. психол. н., доцент Черкевич Елена Анатольевна, к. психол. н., доцент Владимирова  Светлана Викторовна, к. психол. н., доцент Казакова Ирина Валерьевна, старший преподаватель Мохова Юлия Александровна, специалист по учебно-методической работе кафедры Сафиюлина Галина Ивановна.

Основной задачей, которую решает кафедра, является повышение уровня психологической подготовки будущего учителя. В соответствии с ФГОС подготовка идет по следующим направлениям: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Учебно-методическая деятельность кафедры психологии

На кафедре психологии реализуются  учебно-методические комплексы (УМК) по основным базовым курсам подготовки бакалавра и магистра, данные комплексы выставлены на сайт университета. Курсы по выбору имеют психолого-педагогическую и личностно-развивающую направленность, связанную с углублением психологических знаний, формированием соответствующих умений и навыков.

В рамках учебно-методической работы кафедры регулярно проводятся методические объединения кафедры, где обсуждаются рабочие учебные программы  дисциплин, учебно-методические комплексы, контрольно-измерительные материалы, а также проблемы методики преподавания психологии.

Реализуя рабочую учебную программу, преподаватели используют в учебном процессе активные формы и методы обучения (тренинги, деловые игры, моделирование и анализ, дискуссии и т.п.), что способствует формированию целого ряда педагогических умений: педагогической рефлексии, педагогической наблюдательности, умения разрешать конфликтные ситуации, способность самосовершенствования и др. Таким образом, удается удачно продолжить и дополнить теоретическую подготовку студентов формированием у них профессиональных умений.

Научно-исследовательская деятельность кафедры психологии

Руководителем научной школы кафедры психологии является Шаров Анатолий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор, является автором  более 150 научных и учебно-методических работ, под его руководством защищено 6 кандидатских диссертаций по направлению «Культурная психология развития, образования и становления человека».

Со дня создания кафедры большое внимание уделяется научной работе преподавателей. На кафедре действует методологический семинар, который возглавляет В.Г. Пинигин. На заседания методологического семинара выносятся актуальные вопросы в области психологии:  психология образования, проблемы развивающего обучения, творчества и обучения, рефлексии как психологического механизма, ценностно-смысловой сферы личности, периодизация развития человека, развитие личности человека, культура и сущность человека  и др.

Преподаватели кафедры осуществляют работу по развитию дополнительных психологических услуг. Кафедра успешно сотрудничает со службами дополнительного образования. Научными руководителями и консультантами в школах и учреждениях образования города являются преподаватели кафедры.

Преподаватели кафедры оказывают консультативную и практическую помощь детям, учащимся, воспитателям; учительским коллективам – в проведении научно-исследовательской и практической работы.

В настоящее время кафедра психологии находится в поиске новых эффективных форм и методов работы, направленных на подготовку высококвалифицированного специалиста. В перспективе планируется разработка новых грантов, расширение направлений в аспирантских исследованиях, а также открытие новой магистерской программы.

Достижения кафедры психологии

Кафедра психологии получила и успешно реализовала следующие гранты:

  1. 1997-1998 гг. грант «Формирование творческого потенциала молодежи в городской социо-культурной среде» (РГНФ №97-06-08023) А.С. Шаров.
  2. 2003-2005 гг. грант «Жизненные кризисы в развитии личности» при поддержке РГНФ (грант № 03-06-00029а) А.С. Шаров, Н.А. Деева, Е.А. Черкевич
  3. 2005-2007 гг. грант «Становление психологической компетентности в педагогическом вузе»,  поддержанным(РГНФ № 05-06-95685), Л.А. Мальц.
  4. 2007 г.  грант «Механизмы становления психологической компетентности в системе высшего педагогического образования» (А.М. Федосеева) на прохождении научной стажировки в РАГС при президенте РФ (№ 07-06-95685 и/М).

Преподавателями кафедры изданы следующие монографии:

  1. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 358 с.
  2. Шаров А.С. Рефлексивный подход в обучении информатике. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2007. – 210 с. (соавтор Д.А. Шаров).
  3.  Черкевич Е.А., Л.Н. Антилогова. Саморегуляция психических состояний личности. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ 2010. – 220 c.

 Преподавателями кафедры выпущены следующие учебные пособия:

  1. Шаров А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмПУ, 1996.-176 стр.
  2. Князева Н.Н. Педагогическая деятельность и творчество учителя: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.-84стр.
  3. Курсовые и исследовательские работы по психологии: Учебно-методическое пособие/ Ответственный редактор - к.псхол.н., доц. Т.М.Тихолаз. - Омск: Изд-во ОмГПУ,2001 – 276с.
  4. Тихолаз Т.М. Педагогические способности и методы их диагностики: учебно-методическое пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2002 – 51 с.
  5. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2005. – 166 с.
  6. Князева Н.Н., Ешукова О.М. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие.- Омск: Изд-во ОмГПУ,2006 – 112с.
  7. Ершова Л.В. Основы психологического консультирования и психокоррекции: Учебно-методические рекомендации по курсу. – Омск, 2006. – 128 с.
  8. Ершова Л.В. Психология и педагогика. Часть 1. Психология / Сост. Ершова Л.В. – Омск, 2007 Изд-во ОмГПУ. – 36с.
  9. Федосеева А.М. Организация воспитательной работы со студентами ОмГПУ в санаторно-оздоровительный период. Методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 94с.
  10. Курсовые и исследовательские работы по психологии: Учебно-методическое пособие/ Ответственный редактор - к.псхол.н., доц. Т.М.Тихолаз. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007 – 274с.
  11. Липатова Н.А., Черкевич Е.А., Шаров А.С. Тренинг преодоления жизненного кризиса: Учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников в области психологии. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2008. – 180 с.
  12. Шаров А.С. Психология культуры, образования и развития человека: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2013. – 300 с.

Презентация магистерских программ 2015-2016 гг. (PowerPoint, 3.16 Мб)

Педагогика и психология воспитания (2 курс 2015-2016 гг.) (PowerPoint, 14.96 Мб)

Январь 2016