+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Научные исследования студентов ОмГПУ: о важном, современном и интересном. Часть вторая

Научные исследования студентов ОмГПУ: о важном, современном и интересном. Часть вторая

08.02.2022

8 февраля в России отмечается День российской науки. В нашем университете преподаватели в команде со студентами проводят научные исследования и создают инновационные проекты. Будущие педагоги работают над востребованными темами для современных школ и для региональной системы образования. Мы попросили наших студентов рассказать о своих научных исследованиях.

Яна Елгина, магистрантка филологического факультета, вот уже пятый год наблюдает за таким явлением, как обман. Не только психологи и социологи могут изучать неправду, это подвластно и лингвисту, ведь инструмент, при помощи которого ложь живёт и процветает, – язык.

«Для изучения лжи в лингвистическом аспекте вам понадобится пара десятков различных словарей, все произведения русской литературы, в которых был замечен хотя бы один обманщик, доступ к обширному фонду народной мудрости наших предков и стабильный интернет для наблюдения за хроникой обмана в наши дни.

Делюсь с вами самым интересным! Вы не поверите, но в нашем языке насчитывается более сотни лексем, которые называют обман, но при этом для номинации правды существует всего два слова. Вешать лапшу на уши, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца, водить за нос – во многих фразеологизмах о неправде встречаются названия частей тела человека, и тут язык подтверждает главное: обман всегда направлен на человека. Удивительно, что в пословицах и поговорках правда и горька, и тяжела, и внешне некрасива, если сравнить её с ложью, но правдой мир держится! За время исследования я пришла к выводу, что выбранная мной тема настолько многогранна и широка, что изучать её можно всю жизнь, но всё равно узнать истину об обмане будет очень непросто!»

Наталья Титарёва, магистрантка филологического факультета, исследует особенности употребления привычного нам слова «гаджет», которым называют разные технические устройства.

«Я дипломированный экономист, но, поступив в лингвистическую магистратуру, за короткое время открыла для себя мир удивительной и очень интересной науки – языкознания. Тема моего исследования: “Лексико-семантическое поле «Гаджеты» в современном русском языке”. Несмотря на частотность употребления этого термина в речи, он не получил должного описания в словарях, а его этимология до сих остается предметом споров. Не менее интересным и малоизученным является широкое поле лексем, которыми именуются конкретные устройства.

Это поле включает в себя названия компьютерных, автомобильных, медицинских, кухонных приспособлений и приборов (например айфон, антирадар, глюкометр, тостер), а также слова, которые обозначают освоенные человеком объекты и действия, “подаренные” ему гаджетами (например, компьютерные устройства привнесли в наш язык большое количество слов: Вайбер (Viber), скриншот, смайл, хэштег, репост, стикер, аккаунт, сайт, гуглить, чатиться и мн. др.). Вот это лексико-семантическое поле я и пытаюсь описать или, метафорически выражаясь, вспахать и внести свой скромный вклад в лингвистику – науку, непрерывно развивающуюся, как и наш язык».

Виктория Чулкова, студентка филологического факультета, исследует представления об Омске в языковом сознании омичей, в художественной литературе и в СМИ.

«Концепт “Омск” – главный герой моей научной работы. Для начала я провела ассоциативный эксперимент среди омичей разных возрастов. Не поверите, но Омск воспринимается по-разному: для школьников это город, из которого они хотят уехать, для студентов-филологов нашего университета это город-контраст с интересными центральными улицами, а для старшего поколения Омск – это город-сад и их родина. Что же такое Омск в художественной литературе? Думаю, все сразу вспомнят Достоевского: “Омск – гадкий городишко”. А вот современные поэты описывают Омск более красочным и счастливым. Такой парадокс!»

Анастасия Кузнецова, магистрантка факультета начального, дошкольного и специального образования и учитель начальных классов гимназии им. А.М. Горького в Москаленском районе, разработала дидактические пособия для знакомства первоклассников с историей своего поселка.

«Тема моего исследования связана с патриотическим воспитанием младших школьников. Я рассматриваю возможности взаимодействия школы с музеями, историческими парками и клубами Омска и Омской области. Развитие патриотизма у детей начинается с изучения истории, географии и традиций малой Родины. Этим я занимаюсь на уроках и на внеклассных мероприятиях. Я сотрудничаю с Москаленским краеведческим музеем, детской библиотекой и сельским клубом в Волчанке. Мы вместе сделали настольную игру “Мой поселок”, в оформлении игры помогали дети. Это первая и пока единственная такая игра. В ней собраны вопросы о географическом положении, истории, соседних районах, транспорте, достопримечательностях. Вместе с детьми я планирую создать еще несколько таких игр».

Отдел информационной политики