+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Н.В. Чекалёва: "Модернизация не начнётся с понедельника..."

Н.В. Чекалёва: "Модернизация не начнётся с понедельника..."

28.01.2003

Модернизация не начнётся с понедельника, она началась со вторника. Именно 21 января в нашем университете открылся семинар-совещание заведующих кафедрами педагогики педагогических вузов Сибири, посвящённый актуальной проблеме – подготовке будущего учителя в условиях модернизации общего среднего и высшего педагогического образования. Участников семинара приветствовал ректор ОмГПУ профессор К.А.Чуркин. В своём выступлении на открытии совещания он отметил огромное значение модернизации образования и ведущую роль педагогических вузов в этих процессах.

В наш город приехали сами авторы – вдохновители и ведущие разработчики Концепции модернизации А.П.Тряпицына, зав. кафедрой педагогики РГПУ им А.И.Герцена, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, и И.С.Батракова, руководитель направления «Педагогика» РГПУ им. А.И.Герцена, д.п.н., профессор. В течение двух дней напряжённой и плодотворной работы они осветили идеи, основные направления и задачи обновления образования в России.

В современном мире большую роль играет информация, открытость, отношения социального партнёрства. В этих условиях благосостояние страны напрямую зависит от человеческого капитала, важного фактора в производстве знаний. Реалии сегодняшнего дня, переход к рыночной экономике меняют понимание качества образования, критерием которого становится внешняя оценка уровня подготовки специалистов. В этих условиях успешность на рынке труда напрямую зависит от мобильности, готовности к смене профессиональной деятельности, компетентности в решении профессиональных задач. Смена ориентиров в образовании предполагает подготовку успешных специалистов, основанную на компетентностном подходе. В рамках идей модернизации речь идёт о ключевых компетентностях: социально-правовой, языковой, информационной.

По существу ставится вопрос о достижении нового качества школьного и высшего педагогического образования, а это фактически предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы.

И что нас ждёт – очередная «революция»?

Уставшей от многочисленных реформ XX века российской системе образования впервые представилась возможность, не отвергая того ценного, что было накоплено ранее, стать реальным ресурсом становления открытого, гражданского общества, в котором главное назначение образования – сделать каждого счастливым. Это то состояние, которое должно сопровождать человека всю его жизнь, и образование во многом ответственно за возможность жить в гармонии с окружающим миром и самим собой, стать успешным, реализовать себя. Для этого системе образования необходимо стать открытой, доступной, ориентированной, в первую очередь, на соблюдение прав ребёнка.

Мы все ждём, что школа перестанет быть источником постоянных стрессов, угрозы для здоровья школьников и превратится в мир детства, полный радости, успехов и открытий.

Какой учитель нужен сегодня детям? Готовы ли студенты-педагоги к работе в обновлённой школе? Отвечает ли профессиональная подготовка в педагогических вузах вызову времени? Эти вопросы стали предметом обсуждения на круглом столе «Проблемы подготовки будущего учителя в условиях модернизации высшего педагогического образования». Руководители кафедр педагогики вузов нашего региона были единодушны в своих выступлениях: студентам сегодня необходима практико-ориентированная подготовка к работе в возрастосообразной, здоровьесберегающей, профильной школе. Новое качество высшего педагогического образования возможно через перестройку образовательной деятельности: через переход от процесса передачи информации к самостоятельному получению знаний будущими педагогами. Обеспечить это позволит многоуровневая система обучения, вариативность образовательных маршрутов, сопровождение студентов, оказание им помощи в становлении профессиональной компетентности. Решить эти задачи под силу только слаженной команде преподавателей педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин. Социальное партнёрство должно стать основой нашей работы.

Модернизация общего среднего образования невозможна без модернизации высшей школы. Успех здесь зависит от совместных усилий учителей и учёных. «Мы должны быть вместе – это наша позиция» – девиз кафедры педагогики ОмГПУ поддержали все участники семинара-совещания. Было высказано предложение продолжить начатую работу в ходе дальнейших встреч, сделать подобные семинары-совещания постоянными, наладить профессиональные контакты.

Состоявшийся диалог позволил обсудить концептуальные идеи модернизации на региональном уровне, наметить конкретные шаги по их реализации в педагогических вузах Сибири.

Е.А. Баранова, Н.С. Макарова,
преподаватели кафедры педагогики ОмГПУ