+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Вкус слова • Охота на бюджет

Охота на бюджет

28.01.2016

В ОмГПУ продолжается конкурс на лучшую статью «Вкус слова». Публикуем работу Сурковой Марины, магистранта 1 курса направления «Информационные технологии в образовании». Если вы тоже хотите принять участие в конкурсе, смотрите подробную информацию здесь.

Работы участников публикуются на сайте с сохранением авторского стиля. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта.

 

В кабинет руководителя вне очереди всегда стремится попасть один особо активный и вооруженный до зубов специалист: по телефону в каждой руке, карманы полны яркими примерами оперативной полиграфии разного формата и плотности, под мышкой планинг и в зубах очередной полугодовой план продвижения компании. Узнаете? В некоторых случаях этот боец еще и обернут свежеиспеченной баннерной тканью, закрепленной фирменным значком. Конечно же, это маркетолог.

Специалист этого профиля – человек с особой подготовкой для работы в полевых и осадных условиях. Он точно знает, где и когда нужно выстрелить, а когда отсидеться в засаде, залечивая раны легким антикризисным пиаром. Маркетолог знает, как поддержать, а иногда – построить и привести в боевую готовность всю команду.

Итак, 9 утра – построение. Звучит команда: «Повысить продажи!» Шорох в кабинете, каждый рядовой сотрудник навскидку оценивает свое положение: кто на передовой, кто в запасе, кому все равно только за обеды отвечать, а кому нервничать по поводу затянутых поставок боеприпасов… Невнятное бормотание и нервное ввинчивание впередисидящих в стулья прерывает громогласный Главный: «Кто мне ответит за эту линию?! Почему нас сместили на прошлой неделе с выгодных позиций? Где анализ действий противника?» Шшшик-шшик, – суетливо зачирикали карандаши во всех рядах: кто в схеме, кто в таблице отражает одно и то же боевое задание – захват лидирующих позиций.

План действий рассмотрен, фигуры назначены. «Вольно! Все свободны. Маркетолог, останьтесь!» Тут и начинается самое интересное – личная беседа с руководителем. Как правило, это еще одна маленькая война смелого сотрудника, отстаивающего частично собственные интересы и интересы своих коллег, посредников, потребителей перед лицом непреклонно защищающего свои накопления шефа.

Так почему же так часто в нашей стране в одном предприятии, ориентированном на достижение общей для всех цели, начинаются внутренние распри между руководителем и Этим, требующим хлеба и зрелищ для всех страждущих? Всё просто – деньги. Неизбежно на лезвии Оккама оказываются все предложения маркетологов: «Зачем нам надо больше печатать этих ваших бумажек? Про нас и так все знают. А почему мы должны развивать эту дорогостоящую программу лояльности? И без нее все продадим...»

Абсолютно все руководители развивающихся предприятий сталкиваются с ежедневными вопросами рационального использования бюджетных средств на рекламу и продвижение. Бесспорно, бывает много примеров, когда в попытке скопировать западные маркетинговые нововведения маркетологи крупных компаний борются не за продажи товаров, а за продажи мифических скидок, все время растущих и вынимающих из оборота компании миллионные бюджеты.

На конференции «Бизнес с человеческим лицом» исполнительный директор «Тойота Центр Омск» Виктор Гребенников поделился интересным наблюдением: столичные дилеры «Тойоты» для поддержания лояльности существующих клиентов и привлечения новых угощали мороженым всех ожидавших машину с очередного ТО. За мороженым повадился приходить местный бомж, который, конечно, портил общую картину успеха и благополучия, отраженную во всем интерьере и сервисе центра. Представители компании договорились с бродягой: одно мороженое в день - и он не появляется у них на глазах. Но еще больше Виктора Гребенникова смутили затраты на предоставление клиентам автомобиля техцентра в пользование на время обслуживания их собственных машин.

Выходит, мы взяли чью-то иностранную работающую схему и просто встроили ее в наш бизнес, не подумав, как будет разбалован потребитель и во сколько его удовольствия обойдутся компании. На той же конференции эту идею замечательно резюмировал генеральный директор «Великобританского издательского дома» Александр Немчанинов. Он рассказал анекдот: «Мужик на рынке продает рубль за 99 копеек. Один прохожий искренне удивился и спрашивает: «Слушай, друг, и как успехи? Прибыль-то есть?» Мужик: «Ой, не знаю, прибыль не считал, но обороты растут!»

У российского предпринимательства богатая история, но зарубежный опыт пока превосходит все наши ожидания: там давно попробовали и отбраковали то, что мы только хотим внедрить. Так почему бы нам, юным (в плане развития мирового бизнеса) и делающим новые шаги, не проанализировать как успешные концепции, так и провальные маркетинговые проекты. К сожалению, часто наши компании не видят шире сиюминутного дохода, не делают ставки на перспективу и долгосрочное развитие отношений. Речь, естественно, не обо всех российских и даже омских, в частности, предприятиях. С каждым годом растет количество руководителей, трезво оценивающих особенности нашего менталитета и возможности введения тех или иных маркетинговых мероприятий для развития своего бизнеса.

Нам нравится, как идут дела у международных гигантов типа Google, автоконцернов Toyota Motor, Volkswagen Group, Johnson & Johnson, Procter & Gamble, FedEx, General Electric, Microsoft. Мы хотим, чтобы имена и прибыли наших компаний были соизмеримы с этими флагманами мирового бизнеса. При этом забываем, что талантливые сотрудники Google, и без того имеющие самый шикарный социальный пакет, могут рассчитывать на посмертные выплаты родственникам в течение десяти лет в размере 50% зарплаты покойного. Забываем, что автоконцерны всего мира открыто заявляют своим клиентам о регулярных отзывах партий автомобилей для замены какой-либо даже совсем маленькой детали, которая все же могла бы угрожать безопасности водителя. Американский транснациональный коммуникационный холдинг Omnicom Group планирует свои офисные здания с широкими коридорами для того, чтобы даже сильно занятые сотрудники могли остановиться и пообщаться друг с другом. Те же Johnson & Johnson, Procter & Gamble – вот у кого «бизнес с человеческим лицом». Все их рекламные концепции и программы сотрудничества ориентированы на вечные ценности: любовь, семью, детей, пожилых родителей.

А тем временем у нас на передовой:

– Мы утвердили с вами бонусную программу для новых клиентов, а чтобы отслеживать все изменения, нам нужна отчетность рядовых сотрудников. На данном этапе они не замотивированы выполнять больше работы. Я представляю их интересы и озвучиваю вам их пожелания для улучшения условий труда и отдыха: просят самую недорогую кофемашину, премию за выполнение плана продаж, свободную зону Wi-Fi для клиентов и возможность самим иметь доступ в Интернет в течение 10-часового рабочего дня.

– Это кто просит? Хотят меня обокрасть? Я и так им плачу кучу денег – будут целыми днями сидеть в Интернете и попивать кофе за мой счет?..

Наше поле военных действий не стихает. Может, это к лучшему, ведь все большие потери людей, ресурсов заставляют наших главнокомандующих задуматься и увидеть происходящее шире. Быть может, тогда, наконец, вложения бюджетных средств в стимулирование работы сотрудников и новые интересные программы заботы о клиентах будут рассмотрены не как неоправданные расходы, а как инвестиция в будущее, в слаженную командную работу, в приверженность потребителя, его семьи и друзей. Лидирующие позиции дорогого стоят. Но нет ничего приятнее этого вкуса – вкуса победы.

Суркова Марина