24 сентября в «Домашней газете» было опубликовано интервью с ректором Омского государственного педагогического университета Олегом Владимировичем Волохом, в котором руководитель нашего вуза ответил на самые актуальные вопросы, касающиеся сферы образования, педагогической науки и трудоустройства выпускников:
«Система образования – одна из самых переменчивых. В прошлом году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», появляются новые стандарты, преобразуются требования к кадрам. Но неизменной остается миссия учителя. В преддверии Дня учителя о профессии, новых веяниях времени и имидже педагога «Домашняя газета» побеседовала с ректором Омского государственного педагогического университета профессором Олегом Волохом.
Каков мотив?
– В этом году ЕГЭ проводились под очень жестким контролем, в результате оценки выпускников резко ухудшились. Олег Владимирович, это как-то отразилось на приемной кампании в вуз?
– Приемная кампания – 2014 прошла в обычном режиме. Среди ее особенностей можно отметить возросший интерес абитуриентов к таким направлениям, как начальное, дошкольное образование.
В связи с изменениями в законе «Об образовании» в дошкольных учреждениях появилась потребность в дипломированных специалистах. Традиционно большой спрос был на факультете иностранных языков. Приемная кампания показала, что абитуриент быстро реагирует на изменения политической ситуации, а так как сегодня у нас вектор на Восток, популярностью пользуются восточные языки. Традиционно востребованы история, философия, право.
Самое интересное, что возрастает процент иностранных студентов. В этом году у нас показатель большой – 10 %. Это граждане Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Китая, Вьетнама, Турции и даже Конго. Кроме того, все больше парней идут получать профессию учителя. Поток молодых людей увеличился на 30 %, и на линейке 1 сентября это было очень заметно.
– Как вы оцениваете мотивированность студентов, их сознательность в выборе профессии?
– Мы столкнулись с проблемой, когда в лихие 90-е годы статус учителя девальвировался, и это чувствуется до сих пор. Та работа, которая ведется по повышению имиджа учителя, пока только в зачаточном состоянии. Ряд фильмов и сериалов, таких как «Физрук», никак не повышают престиж профессии и не могут не влиять на молодое поколение. Мы стараемся показывать лучших представителей профессии, проводим встречи с заслуженными учителями, победителями профессиональных конкурсов.
Конечно, не все идут осознанно, и важно совместно со школами готовить абитуриентов. Сейчас практикуем профильные педагогические классы, которые дают нам поток абитуриентов, подготовленных к профессии. Со следующего года собираемся вводить профильный экзамен, который позволит оценивать профпригодность и проводить отбор.
– Какая часть ваших выпускников трудоустраивается в школы? Как удается заинтересовать работой?
– Примерно 62 % от общего числа выпускников идут работать по специальности. Сейчас в программу подготовки студентов вводятся непрерывные практики. С первого курса студент прикрепляется к конкретной школе и в течение всего обучения ее посещает. К нему привыкает коллектив, он узнает требования. Впоследствии школа выступает работодателем выпускника. Еще во время обучения у студента есть возможность адаптироваться к условиям работы.
Владейте смело не только мелом
– Сегодня много говорят об инновациях в образовании. В прошлом году был введен стандарт педагога. Какие новые требования предъявляются к учителям?
– С принятием профессионального стандарта педагога-учителя мы обязаны переходить на новые программы. Стандарт включает и методологическую основу подготовки, и новые технологии в работе, и поведенческие аспекты.
Профессия становится комплексной. Если раньше специалисту было достаточно одного учебника, то сегодня спектр учебной и методической литературы огромен, и педагогу нужно его изучить, оценить и сделать правильный выбор.
Стандарт предусматривает минимум часов на дисциплины, поэтому котируется двухпрофильная подготовка. Мы готовим, к примеру, учителя математики и информатики, русского языка и английского, географии и биологии. Это позволяет сотруднику набирать нагрузку, перепрофилироваться, а директору школы – закрывать часы. Учителям профильных школ теперь необходимо получать магистерскую степень.
– Как изменилась подготовка учителей?
– Современный педагог умеет работать не только с мелом, но и в интерактивной форме, в онлайн-режиме. В школах введен электронный документооборот, электронный журнал, то есть родитель в любое время может посмотреть все оценки своего ребенка. Нынешние дети – визуалы: могут самостоятельно получать информацию, и педагогу важно быть к этому готовым. Учебный материал не может быть репродукцией учебника, он должен быть познавательным, с дискуссионными моментами, игровыми формами. От учителя требуется разносторонняя подготовка.
– Какие проблемы наиболее актуальны сейчас в педагогической науке?
– Несколько лет назад из школы ушли психологи, и сегодня последствия налицо. К сожалению, случаются разные ситуации: школьник ушел из семьи, оскорбил учителя, в классе произошел конфликт. Психологические проблемы, правонарушения несовершеннолетних, возрастающее количество суицидов – это все отражается на подготовке учителей. У нас открыта магистратура «Медиация в социально-правовой сфере». Наши специалисты разработали программу, которую мы предлагаем школам. Пытаемся возрождать службы поддержки, чтобы наши специалисты могли прийти в школы, помочь снять напряженность и детям, и родителям, и учителю.
Высокая миссия
– Что, по вашему мнению, может повысить престиж профессии педагога?
– В статусе учителя наметился перелом. Сейчас повышается заработная плата, меняется социальное положение, что сказывается на предпочтениях абитуриентов. Но не только социальные блага играют роль, хотя это немаловажный аспект. Нужно, чтобы в обществе изменилось отношение. Нельзя говорить, что учителя плохие. Ожидания общества очень большие. Родители хотят привести ребенка, сдать его на полдня, и чтобы в школе его обучили, воспитали, накормили, сделали с ним уроки. Нельзя потребительски относиться к учителю. Он занимается в первую очередь обучением. Родителей никто не заменит, и воспитанием занимается семья, а школа контролирует этот процесс и направляет в нужное русло.
Учителя сейчас настолько истощены, выхолощены. Возрастают нагрузки: классные часы, методические работы, от педагогов требуют проведения научно-исследовательской деятельности, олимпиад, конкурсов, побед. Учитель пишет программу как диссертацию. А какой поток бумаг! Безусловно, в этом есть перекос. В профессии становится меньше творчества.
– Получается, новый стандарт увеличил нагрузку педагога, но теряется суть профессии?
– Я помню свою первую учительницу Раису Сергеевну, которая учила не только правильно писать и считать, но и прививала любовь к Отечеству, школе, земле. Когда учитель будет освобожден от рутинной работы и начнет заниматься своим основным делом, в его профессии будет больше творчества, а ученики с желанием пойдут в школу. Мы ждем, что изменится отношение общества, родителей, детей, органов государственной власти к учителю.
– Педагогический университет играет в этом не последнюю роль.
– Мы разработали и приняли программу стратегического развития университета. Смотрим далеко вперед, собираемся развивать новые программы, материально-техническую базу, открываем лабораторию робототехники, программирования. В конце октября нам исполняется 82 года, сохраняя традиции, мы движемся вперед. Вошли в федеральную программу модернизации педагогического образования. За Уралом в ней участвуют всего два вуза. Надеемся, что это также позитивно скажется и на статусе учителя, и на престиже профессии, и на качестве подготовки специалистов.
– Что бы вы пожелали коллегам, студентам, учителям в преддверии профессионального праздника?
– Я хотел бы поздравить коллег с Днем учителя и пожелать в первую очередь здоровья, побольше оптимизма, веры в то, что наша профессия – это благородная миссия, которая нужна обществу, и мне бы хотелось, чтобы добро, любовь и все те ценности, которые прививает учитель, были оценены обществом».