+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • 85 лет со дня рождения талантливого педагога Тамары Павловны Захваткиной

85 лет со дня рождения талантливого педагога Тамары Павловны Захваткиной

30.09.2019

В этом году, 30 сентября, исполняется 85 лет со дня рождения талантливого педагога Тамары Павловны Захваткиной (Туевой), вся трудовая деятельность которой связана с математическим факультетом Омского педагогического института. Сотни, если не тысячи выпускников этого факультета, по праву считают ее своим учителем, открывшим для них прекрасный мир точных знаний, логических комбинаций и идеальных доказательств.

Т.П. Захваткина

Тамара Павловна родилась в Омске в семье врачей. Когда началась Великая Отечественная война, ее родители были призваны в действующую армию в качестве военных врачей. Они проходили военную службу в санитарных поездах и делали все возможное для приближения победы над врагом. А их дочь в это время пошла учиться в школу. То было время тяжелейших испытаний. На дворе стоял суровый 1942 год. Как вспоминает Тамара Павловна, из-за отсутствия тетрадей для письма использовались старые книги, в которых ученики писали карандашом на полях и между строк. Учебные помещения были не приспособлены для нормальных занятий, было холодно и голодно. И тем не менее учеба шла своим чередом, как и жизнь в целом. Близился конец войны, приближался день Великой Победы. Мама Татьяна Владимировна после демобилизации стала работать врачом-рентгенологом в городской поликлинике № 1, и все стало приходить в норму. Постепенно стала налаживаться и послевоенная жизнь, продолжалась учеба в школе, которую Тамара Павловна с одной четверкой в аттестате закончила в 1952 году. По ее воспоминаниям, ей должны были вручить аттестат с серебряной медалью, что давало возможность поступить в высшее учебное заведение по результату одного экзамена. Но случилось непредвиденное. На выпускном вечере, проходившем в доме культуры Сибзавода, когда всем вручали документы об окончании школы, ей вообще не вручили аттестат. Уже после вечера из районного отдела образования аттестат прислали в школу, где в обычной, далеко не торжественной обстановке, ей вручили его, но без серебряной медали. Почему так произошло, уже стало забываться по прошествии лет, но то, что выпускной вечер был безнадежно испорчен, помнится до сих пор. Но главным, конечно, оставались приобретенные в школе знания, а училась она одинаково успешно по всем общеобразовательным предметам. Однако в старших классах особый интерес стал проявляться к математике. Именно благодаря совету школьного учителя, талантливо и увлекательно преподававшего этот сложный предмет, и было предопределено место дальнейшей учебы.

По окончании школы Тамара Павловна поступила на математический факультет Казанского государственного университета. Конкурс в том году был очень высокий: 8 человек на одно место. Успешно пройдя все конкурсные испытания, она была зачислена в университет. И уже после зачисления пришла правительственная телеграмма о том, что Министерство просвещения «признало возможность наградить ученицу Туеву серебряной медалью». Училась Тамара благодаря сформировавшейся в школе привычке ответственно относиться к порученному делу на повышенную стипендию. Стипендия была именной, в честь известного математика Пафнутия Львовича Чебышева. В студенческие годы пришло увлечение туризмом. На старших курсах Тамара Павловна уже сама была руководителем туристических групп, параллельно занималась в университетском танцевальном коллективе. В 1957 году она успешно закончила Казанский университет, имея в дипломе всего две четверки: по политэкономии социализма и физике.

Т.П. Захваткина

После университета началась взрослая трудовая жизнь. По распределению, как одна из лучших выпускниц, она должна была приступить к работе в вычислительном центре в Елабуге. Но этого не произошло. Как тогда говорили, был дан приказ всем выпускникам университета поехать трудиться в школу. В те годы произошел переход к обязательному восьмилетнему образованию, и везде требовались учителя. Так Тамара Павловна оказалась в Пестреченской средней школе, в 60 километрах от Казани. Молодому учителю предоставили возможность на практике продемонстрировать свои университетские достижения. Она преподавала математические дисциплины, физику, астрономию. Но не только этими предметами ограничилась ее учительская деятельность. В те годы советская школа переходила к политехническому обучению, что означало популяризацию рабочих профессий и получение основ профтехобразования еще в школе. В этой связи ей поручили преподавать и такой предмет, как вождение трактора. Всего год она проработала в школе, тем не менее этот год имел важное значение для профессиональной подготовки молодого специалиста.

В августе 1958 года Тамара Павловна вернулась в Омск. У нее было желание работать в высшем учебном заведении. И здесь ее ждала удача. В педагогическом институте был объявлен конкурс на замещение должности ассистента кафедры математики. Она очень хорошо помнит первую встречу со ставшим спустя годы родным для нее институтом, кафедрой математики, которая тогда находилась на втором этаже корпуса на Интернациональной улице, ее заведующим А.А. Деевым. И уже 1 сентября 1958 года она была назначена на должность ассистента кафедры математики как избранная по конкурсу. Так началась ее работа в институте, длившаяся целых полвека. Сначала молодому преподавателю поручили проводить семинарские занятия, но уже вскоре она стала читать лекции по геометрии и математическому анализу на заочном отделении. Долгие годы Тамара Павловна работала старшим преподавателем на кафедре алгебры и геометрии, в 1987 г. исполняла обязанности заведующего кафедрой, а с 1990 г. была назначена заместителем декана по заочному отделению математического факультета.

Коллеги и многочисленные ученики Тамары Павловны отмечают, что все ее учебные занятия проходили на высоком методологическом и методическом уровнях: теоретически глубоко и вместе с тем доступно для студентов. Среди ее учеников были Леонид и Тамара Мартыновы, Нина Камышева, Э. Миллер, Владимир Пономарев, ставшие впоследствии учеными, заслуженными преподавателями.

О творческой активности Тамары Павловны свидетельствует и внеучебная работа со студентами. Особо заметен ее вклад в организацию и проведение студенческих вечеров и смотров художественной самодеятельности. Очень популярным в пединституте был конкурс «Мы ищем таланты» (впоследствии «Студенческая весна»), в котором принимали участие студенты и преподаватели. Тамара Павловна занималась постановкой танцев, готовила программы выступлений студентов-математиков. Увлекаясь танцами профессионально, она приобщила к ним немало студентов. Тамара Павловна вспоминает, что конкурсы студенческой самодеятельности, которые, благодаря в том числе и ее усилиям, зачастую выигрывали математики, а «им на пятки наступали историки», были интереснейшим мероприятием. Они проходили по обыкновению весело, задорно, с широким участием студентов. Главное, по мнению Тамары Павловны, во время учебы в институте не следует замыкаться на чем-то одном, даже если этим одним будет и учеба. Конечно, учеба для студента – самое важное дело, но интерес он должен проявлять и к спорту, и к туризму, и к творчеству. Именно так и должны раскрываться таланты. Как говорит Тамара Павловна, талант – многоликое явление, он обычно проявляется во многих начинаниях.

За свою педагогическую, воспитательную и общественную деятельность Тамара Павловна была многократно награждена почетными грамотами и благодарственными письмами. В 1986 году ей была вручена медаль «Ветеран труда».

Музей ОмГПУ