16 мая 2005 г. в Омском государственном педагогическом университете состоялись Региональные общественные слушания "Стратегия российской образовательной политики: есть ли альтернатива?" В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы О.Н.Смолин и И.К.Викторов, депутаты Законодательного Собрания Омской области, руководители высших учебных заведений г. Омска, средних специальных образовательных учреждений Омска и Омской области, начального профессионального образования, руководители школ, председатели профсоюзных комитетов, представители общественных организаций, общественных академий, политических партий, национальных организаций.
Президиум общественных слушаний
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы О.Н.Смолин в своём докладе затронул проблемы образования в высшей российской политике и политики в образовании. Он рассказал, что 16 апреля в Москве прошёл первый российский Форум “Образование – для всех”, на котором была поддержана Декларация с призывом к объединению всех сторонников демократического, социального направления в образовательной политике. На примере сравнения двух стратегий – министра образования и науки А.А.Фурсенко и нового общественного движения – депутат рассмотрел вопрос: “Кто против образования в России?”
Аудитория
В современной отечественной политике в области образования, по мнению Олега Николаевича, "сегодня всё возможно, кроме чего-нибудь хорошего". Традиционные для выступлений О.Н.Смолина образные сравнения на этот раз были особенно резки: "Низводить образование до рыночной услуги может лишь тот, на мой взгляд, кто не может отличить романтическую любовь от секса за деньги". Депутат отметил неудовлетворительный характер обсуждения принимаемых в Думе документов: "Мы полагаем, что в области образования все решения должны приниматься после тщательной экспертной оценки образовательного сообщества и при его непосредственном участии".
Выступление О.Н. Смолина
С содокладом о социальной защищённости работников образования в Омском регионе выступила представитель профсоюзов А.К.Никитина. В частности, были приведены такие данные: средняя заработная плата работника образования города в первом квартале 2005 г. составила 3180, в т.ч. в школах - 3542 р., во внешкольных учреждениях - 2647 р., в детских дошкольных учреждениях - 2382 р. Технические работники имеют средний доход 1800 р. Профсоюз работников образования выдвигает требования к российскому правительству: 1) повысить заработную плату работникам образования в 1,5 раза к 1 октября 2005 г. и 2) приостановить реформу образования.
Выступление А.К. Никитиной
Выступивший на слушаниях среди представителей учреждений образования и общественности ректор ОмГПУ профессор К.А.Чуркин высказал мнение о несвоевременности проводимой реформы, которая негативно скажется на уровне жизни людей. В России около 80 педагогических (включая лингвистические) вузов. В тех регионах, где в 70-е годы были созданы классические университеты на базе педагогических, в дальнейшем пришлось возрождать педагогическое образование. Константин Александрович привёл в качестве примера опыт Республики Казахстан: 8 лет назад педагогические вузы были упразднены; в настоящее время правительство Казахстана пришло к необходимости выделения 6-ти педвузов. Обусловлено это тем, что качество подготовки кадров в университетах не соответствует уровню, необходимому в современной школе, так как классические университеты занимаются решением других проблем. Опасность объединения вузов, декларированного в последнее время, состоит в том, что, скорее всего, будет происходить перераспределение собственности. Открытые в 30-е годы, педвузы находятся в основном в центрах городов, и желающих завладеть их собственностью найдётся немало. Очень остра проблема старения педкадров, нежелания молодёжи идти работать в сферу образования. Местные бюджеты, на плечи которых федеральное правительство хочет скинуть ряд высших учебных заведений, не в состоянии обеспечить вузы, что неизбежно повлечёт за собой повышение оплаты за обучение, снижение доступности высшего образования. "Есть вещи, - сказал К.А.Чуркин, - которые не только несвоевременны, но и опасны. Поэтому важно на подобных мероприятиях, как сегодняшнее, высказать всё, чтобы депутаты могли включить эти вопросы в свои выступления в Думе и передать материалы слушаний, чтобы изменить сложившуюся ситуацию".
К.А. Чуркин
Региональные общественные слушания приняли рекомендации Президенту, Правительству России, Федеральному Собранию Российской Федерации, средствам массовой информации, политическим партиям и общественным объединениям. По окончании заседания был сформирован омский региональный оргкомитет общественного движения "Образование - для всех".