Ксения и Алексей знали друг друга, кажется, сто лет: вместе учились в школе, потом – в одном институте – выбрали востребованную профессию экономиста. После окончания вуза на работу устроились тоже в одно учреждение. Естественно, это был банк. Зарплата для начала у обоих была чуть выше среднего, поэтому ушли от родителей, сняли однокомнатную квартиру и стали жить вместе. Родители вначале недоумевали, почему без свадьбы? Да и перед родственниками было неудобно, потом огляделись и сами себя успокоили: ничего постыдного в этом уже нет; то, что в эпоху их молодости считалось унизительным и даже греховным, теперь стало распространенным среди молодежи явлением. Алексея такое положение вполне устраивало, давало ощущение свободы и не отягощало ненужным грузом ответственности, Ксении же каждый прожитый год, наоборот, приносил в душу тревогу и сомнения: что ждет ее дальше, когда молодость и привлекательность поблекнут, а от прожитых лет не останется ничего, кроме ощущения бесполезного бега на месте. Ей все сильнее хотелось настоящей семьи с детским смехом и материнскими тревогами, патриархального ощущения себя хранительницей домашнего очага и «мужней» женой.
Такие истории (очень типичные для нашего времени) заканчиваются по-разному. Иногда законным браком и даже венчанием в церкви, чаще – разбитой девичьей судьбой, как в поведанной истории: Алексей поехал в гости к родственникам в Германию, там ему нашли другую, более состоятельную невесту, на которой он женился, быстро и без угрызения совести забыв о школьной любви.
Однако бывает и по-другому, когда девушка сама не спешит в загс, проверяя чувства и предаваясь сомнениям: а вдруг это не любовь, может, встречу кого-то лучше, а развод осложнит расставание.
Так называемый гражданский брак становится все более распространенным явлением, и под этим термином уже понимается не то, что раньше – официальная регистрация с записью в книге актов гражданского состояния и штампом в паспорте. С маршем Мендельсона, вместо «Исайя, ликуй!..», тот гражданский брак был союзом более низшего порядка по сравнению с церковным. Сегодня «гражданским» именуется то, что раньше называлось сожительством (а во времена церковных браков - блудом). Значит, мы опустились еще ниже, быстро, в одночасье, сменив нравственные ориентиры и культурную традицию. Правда, среди потенциальных женихов и невест отношение к новому виду взаимоотношений между полами до сих пор неоднозначное.
Недавно ученые Омского государственного педагогического университета приняли участие в исследовании, в ходе которого молодым жителям города и области предложили ответить на вопрос, что они выбирают: свободные незарегистрированные отношения или законный брак. Так вот, 90% девушек и 70% юношей отдали предпочтение брачным обязательствам. Однако была в этом исследовании цифра, которая всех удивила. Более 15% девушек, проживающих в сельской местности, против 4,8% горожанок, и 17% юношей выбрали свободные незарегистрированные отношения. Почему? Ведь до сих пор именно крестьянский быт с трудом «до седьмого пота» был немыслим без традиционной, крепкой, многодетной, патриархальной семьи.
Этот вопрос я задала кандидату социологических наук, доценту кафедры общей психологии педагогического университета, научному консультанту регионального социологического исследования, на которое мы сегодня ссылаемся, Валентине Павловне Светлаковой:
– В последние несколько лет молодые люди массово покидают село и, как правило, не возвращаются. Девочка, оставшаяся в деревне или уехавшая в город, ей главное – закрепиться в жизни, не важно в каком браке – официальном или нет. Причем, если это происходит в городе, то, по статистике, свободный брак для нее не становится выходом, он не решает проблемы адаптации. А патриархальные традиции, которые в селе жили веками, сегодня разрушены. Женщина стала более независимой. Раньше устойчивый статус она, будучи «за мужем», приобретала в условиях семьи, сегодня она может создать стабильность и без мужчины. Это происходит не только в России – во всем мире. Даже вступив в законный брак, супруги могут жить отдельно и ходить друг к другу в гости – так называемый гостевой брак распространен на Западе. При этом каждый занимается собственной карьерой. Дети живут с матерью, а с отцом проводят выходные дни. Хорошо это или плохо? Это данность сегодняшнего времени, свершившийся факт. Может быть, достигнув зрелого возраста и оглянувшись назад, они об этом пожалеют, но пока в нашей стране такой статистики нет. Законный брак больше нужен женщине, чем мужчине. Ведь по существу ее роль от штампа в паспорте и смены фамилии не меняется, а у мужчины официальное вступление в обязанности супруга повышает меру ответственности. Он должен больше вкладывать в женщину, и это его порой пугает, останавливает.
Кстати, результаты исследования, которое мы организовали по заказу министерства труда и социального развития Омской области, показали, что основным мотивом вступления в брак для 82% молодых людей все еще является любовь, а вот дальше приоритеты разнятся: у девушек на 2-м месте – материальный расчет, они прикидывают, сможет ли будущий муж содержать семью, у юношей на 2-м месте после любви стоит желание иметь детей. Так что ценность семьи остается актуальной и важной. Кстати, во Франции, которая когда-то шла в фарватере свободной любви, уже все более популярны многодетные семьи с 4-5 детьми, хотя свобода в браке по-прежнему сохраняется.
Не всякая женщина выбирает сегодня традиционную семью, но практически каждой мечтается об «алых парусах», о платье как у принцессы и развевающейся по ветру фате. И это не случайно, по словам моей собеседницы, так уж люди устроены, что им крайне необходимо пройти все стадии многовековой традиции: в начале прожить роли жениха и невесты, а уж потом мужа и жены, и при этом залогом крепкого брака является даже такая, казалось бы, мелочь, как торжественное предложение руки и сердца. От этого, утверждают социологи, также в немалой степени зависит крепость будущей семьи – главной ячейки общества, между прочим.
«Гражданский брак – это прелюдия перед замужеством», – прочитала недавно на одном из форумов в Интернете. Однако мало кто знает, что если такой брак длится более двух лет, то счастливую семью вряд ли удается построить, настолько «сексуальным партнерам» уже не хочется ничего менять. И пугающее число разводов тоже обусловлено несостоятельностью этой прелюдии, и растущее число матерей-одиночек и детей-сирот – причины этих явлений лежат в том числе и в распространенности того, что сегодня мы называем «гражданским браком».
«Люди забыли духовных покровителей семьи», – говорит московский режиссер Василий Яцкин, руководитель проекта «Под солнцем», с которым он недавно побывал в Омске и провел несколько встреч в школах и вузах города. Кстати, Василий – сын известной по фильмам «Женщины», «Уроки французского», популярной в 60-е годы актрисы Галины Яцкиной. «Помните притчу про Кану Галилейскую? Когда на свадебном пиру закончилось вино, и Иисус по просьбе матери превратил в вино воду, и оно оказалось вкусней того, что пили в начале. И распорядитель говорит ему в упрек: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее сберег доселе. Так вот, если брак венчанный, то «самое вкусное вино», самые глубокие взаимоотношения супругов будут в процессе их сближения и жизни вместе. Об этом притча. И с каждым ребенком в такой семье прибавляется ангел. Я говорил об этом с омскими школьниками, и что меня поразило: в некоторых классах, особенно в школах на окраине, на мою просьбу поднять руки, у кого в семье более одного ребенка, поднимался «лес» рук. Значит, такими вот городами, как ваш, Россия прирастать будет».
И хотя цифры – вещь упрямая, хочется в это верить. Как и в то, что молодые люди, осознав великое таинство брачных уз, будут стремиться под венец.
О важности брака и семьи мы поговорили с настоятелем храма Cв. Татианы при студенческом приходе ОмГУ о. Александром (Алексеевым):
– Как есть три вида жизни человека: противоестественная, естественная и сверхестественная, – так существуют и три вида взаимоотношений между мужчиной и женщиной: сожительство, гражданский (зарегистрированный) брак и благодатное – это венчание. Источник любви – Бог. И без Бога жить можно, но будет ли любовь? Человек, если желает, чтобы любовь была у него, так надо у Бога, который есть любовь, просить. И поэтому еще венчаются. Просят Божьего благословения, чтобы семье сохраниться, чтобы любовь была всегда. Церковь отрицательно относится к сожительству, к тому, что сегодня называют «гражданским браком». На самом деле – это использование любви в корыстных целях, это и есть грех, это и есть блуд, потому что любви надо служить и семья – это служение в любви друг к другу, самоограничение, личный подвиг. Ведь поженившись, приходится ограничивать себя, свой характер. Для кого-то из читателей мои рассуждения – церковные вздохи. Но тогда стоит обратиться к народной мудрости. К опыту и мнению наших предков. А может быть, и к сухому языку цифр. Эротическая сила огромна, она может сломать жизнь человеку. От греха ничего хорошего не выйдет. За удовольствия придется расплачиваться.