+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Информационная поездка в Германию в рамках проекта «Окно времени – История для будущего»

Информационная поездка в Германию в рамках проекта «Окно времени – История для будущего»

29.04.2011

В период с 11 по 17 апреля 2011 года Берлинским офисом Гете-Института была организована информационная поездка в Германию. Участие в ней приняли представители научных и образовательных сообществ трех государств – России, Белоруссии и Латвии. Российская делегация была представлена научными сотрудниками и преподавателями ведущих высших образовательных учреждений страны, таких как: Высшая школа экономики, Российский государственный гуманитарный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Уральский государственный университет, Саратовский государственный университет. Кроме них в состав делегации вошли также учителя и методисты из сферы исторического и обществоведческого образования.

Следует отметить, что Немецкие культурные центры им. Гете давно содействуют изучению истории, языка и культуры современной Германии, как важнейшего средства коммуникации и взаимопонимания. Для этого филиалами Гете-Института создаются работоспособные сетевые структуры – образовательные, информационные и культурные учреждения, а также информационные площадки, – которые представляют современную культуру Германии и Европы, усиливают существующий потенциал интереса к Германии и укрепляют демократические процессы гражданского общества.

В рамках программы мероприятия были совершены поездки в Берлин, Брауншвейг, Нюрнберг и Мюнхен.

Очень интересной оказалась встреча со свободным референтом в области образования Герритом Боком в Берлинском офисе Гете-Института. Он презентовал доклад на тему «Система образования в Германии». В докладе автором были обозначены особенности немецкой системы образования, показаны проблемы образовательной сферы на современном этапе и проанализированы пути их решения. Данный доклад вызвал бурную дискуссию участников проекта.

Во время доклада Геррита Бока. Гете-Институт. Берлин

Во время доклада Геррита Бока. Гете-Институт. Берлин

В Федеральном ведомстве по архивам Службы государственной безопасности бывшей Германской демократической республики состоялась беседа с Федеральным уполномоченным Роландом Яном и представителями ведомства. Это учреждение располагать сведениями архивов Службы государственной безопасности бывшей ГДР и определяет порядок доступа к документам ученых, журналистов, чиновников и представителей общественности. Его основной задачей является введение архивов в общественный оборот, внося тем самым важный вклад в осмысление истории ГДР.

В рамках информационной поездки нам был презентован проект Института школьного и медийного образования земли Берлин-Бранденбург «Педагогика демократии». Проект направлен на то, чтобы сделать демократию, как форму государства, принцип политического действия и форму жизни, понятной и современной для молодых людей. При этом необходимо знание собственной истории. Поэтому институт поддерживает учителей и воспитателей в достижении этой цели. Он предлагает учебные разработки и материалы, консультативные услуги.

В институте Георга Экерта по изучению международных учебников (Брауншвейг) состоялась дискуссия с руководителем научного отдела доктором Робертом Майером. Дискуссия была организована научными сотрудниками Института и ее основной темой стала проблема преодоления «враждебных» исторических образов немцев и поляков в глазах друг друга путем ревизии школьных учебников после Второй мировой войны. В Институте Экерта нас так же познакомили с библиотекой учебников, где достаточно хорошо представлены и российские школьные учебники. Научные сотрудники Института постоянно анализируют ситуацию с содержанием школьного исторического образования во многих странах Европы.

Библиотека Института Георга Экерта. Брауншвейг

Библиотека Института Георга Экерта. Брауншвейг

В Нюрнберге, в Центре документации места проведения партийных съездов, был представлен опыт данного учреждения в преподавании истории подросткам. Участок площадью в 4 квадратных километра служил при нацистской диктатуре местом проведения партийных съездов. В 1935 году здесь были обнародованы «Нюрнбергские законы», которые легли в основу систематического нарушения прав преследуемых групп населения в Германии. Центр документации позиционирует себя не как мемориал, а как место напоминания и изучения, которое в силу своей специфики стремится внести вклад в лучшее понимание причин, контекста и последствий нацистской диктатуры.

Кроме этого, мы посетили музей Нюрнберга, где особое внимание было уделено экспозиции о Нюрнбергских процессах. Постоянная экспозиция посвящена проведенным в 1945 – 1946 годах процессам против руководства нацистской диктатуры. Отмена иммунитета обвиняемых вошла в международное право как один из «Нюрнбергских принципов». Открытый в ноябре 2010 года Центр документации заполнил существовавший пробел в информационно-образовательной работе.

В Мюнхене мы побывали в Мемориале «Концлагерь Дохау», где состоялась экскурсия и беседа на тему «Как история становятся переживаемой?». Мемориал обладает обширной сетью внештатных референтов и партнеров в образовательной работе, с помощью которых реализуются разнообразные предложения для школьных классов и учителей.

В течение поездки мы посетили многие разнообразные образовательные и культурные учреждения Германии: Среднюю школу в Нюртинге, Гимназию им. Иммануила Канта, Еврейский музей, Советский мемориал в Трептовском парке (Берлин), Высшую школу музыки и театра (Мюнхен). Нам были презентованы разнообразные образовательные, научные и культурные практики.

Для меня, как для профессионального историка и педагога, данная поездка имела огромное значение. В рамках проекта «Окно времени – История для будущего» мне удалось узнать много нового исторического материала, увидеть своими глазами памятные места важнейших исторических процессов, «пережить» через культурные остатки самые драматические и трагические страницы мировой истории, познакомится с исследовательскими практиками, опытом преподавания своих коллег по «историческому цеху». Безусловно, полученные знания и коммуникативный опыт будут востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности.

И.И. Кротт, доцент кафедры отечественной истории ОмГПУ