В настоящее время совместное обучение детей с нормативным и нарушенным развитием на всех уровнях образования приобретает большую социальную, общественную и профессиональную значимость. В связи с этим Омским государственным педагогическим университетом совместно с ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» и Ресурсным центром педагогического образования Московской области 9–10 июня 2016 года была проведена Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика».
Первый день конференции (9 июня) проводился в интерактивном формате видеоконференции. Представлялся опыт не только профессионального сообщества Российской Федерации (Москва, Омск, Томск, Екатеринбург, Смоленск, Ульяновск, Елец и др.), но и опыт организации инклюзивного образования в Великобритании.
Омская область была представлена не только Омским государственным педагогическим университетом и Региональным ресурсным центром инклюзивного образования, но и органами исполнительной власти (Марьенкина Оксана Владимировна, начальник управления опеки и попечительства над несовершеннолетними и адаптивного образования Министерства образования Омской области).
Второй день конференции (10 июня) проводился в формате педагогического марафона, на котором функционировало три секции. Первая секция проводилась в форме фокус-группового исследования на кафедре специальной педагогики в Региональном ресурсном центре инклюзивного образования (время: 11.00–12.30 ч.) и была посвящена теме «Социально-педагогические проекты в практике организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Преподаватели и студенты представили социальные проекты, проанализировали особенности региональной практики внедрения инклюзии, дали рефлексивную оценку современным изменениям в педагогической деятельности.
На второй секции был представлен опыт организации инклюзивного образования в Дошкольном инклюзивном центре (время: 13.30–15.00 ч.). В формате подиумной дискуссии специалисты центра презентовали систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии, раскрыли особенности логопедической, психологической и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития.
Третья секция была посвящена работе межрайонной ассоциации как способа развития профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования (Ресурсный центр информатизации и методического обеспечения Шербакульского МР, время: 15.00–17.00 ч.).
Опыт работы межрайонной ассоциации педагогов инклюзивного образования затрагивал кадровое сопровождение инклюзии, подготовку педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, а также вопросы включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.
По итогам Международной научно-практической конференции принято решение о подготовке методических материалов, описывающих практику внедрения инклюзивного образования в Омской области.