С 4 по 7 мая на живописном берегу реки гостеприимно распахнул свои двери для участников Cибирского тура Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов санаторий-профилакторий «Иртышский». Уже второй год подряд, согласно условиям проведения олимпиады, ОмГПУ является организатором состязаний по специальностям «История» и «Русский язык и литература».
В этом году в Омск съехались команды из Бийска, Красноярска, Томска, Сургута, Новосибирска, Новокузнецка и Читы. Омские команды, во избежание возможных обвинений в нечестной игре, принимали участие вне конкурса. По условиям олимпиады, в составе команды историков — три студента и руководитель, в команде филологов — четыре студента и руководитель. Всего в олимпиаде приняли участие 45 человек, 18 — по специальности «История», 27 — по специальности «Русский язык и литература».
Итоги олимпиады
Направление «История» | Направление «Русский язык и литература» | ||
Командный зачет | Индивидуальный зачет | Командный зачет | Индивидуальный зачет |
I место — Красноярский государственный педагогический университет | I место — Надежда Кондюрина, Красноярск | I место — Кузбасский государственный педагогический университет | I место — Наталья Алексеева, Томск |
II место — Новосибирский государственный педагогический университет | II место — Юлия Малиновская, Новокузнецк | II место — Бийский государственный педагогический университет | II место — Дарья Захарова, Новосибирск |
III место — Томский государственный педагогический университет | III место — Дмитрий Медников, Красноярск | III место — Новосибирский государственный педагогический университет | III место — Виктория Белякова, Томск, и Екатерина Карпова, Бийск |
Несмотря на то что Омск не участвовал в конкурсе, по набранным баллам омская команда студентов-филологов заняла бы первое место.
О том, что представляют собой олимпиадные задания по русскому языку и литературе, рассказывает Наталья Дмитриевна Федяева, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка:
— Тематически олимпиада по специальности «Русский язык и литература» проходит по трем направлениям: лингвистика, литература и методика преподавания русского языка и литературы в школе. Студенты соревнуются в командном и индивидуальном зачете.
Одно из заданий по литературе предполагает анализ текста: определение стилевых и жанровых особенностей, определение авторского метода и т.д. Второе задание — творческое: написать эссе, свой авторский текст, по мотивам прочитанного текста Людмилы Петрушевской. Значимо то, что студенты должны сами сформулировать тему своего эссе, в котором нужно порассуждать о данном тексте. Такой свободный полет.
Индивидуальное задание по лингвистике строится тоже на основе текста. Отрывок посвящен современным проблемам языка: обсуждается расхожее мнение, что язык погибает, стремительно ухудшается, беднеет. Одно из заданий по тексту — в мини-эссе порассуждать о судьбе русского языка. Плюс к этому типичные лингвистические задания, связанные с анализом языковых единиц, современные и исторические разборы.
В индивидуальном туре команда делится пополам — два человека пишут эссе по литературе, два — по русскому языку. Всем дается один и тот же текст. Кроме того, в индивидуальном зачете каждый выполняет компьютерный тест, в котором есть вопросы по всем трем тематическим направлениям. Сумма баллов всех участников идет в общий зачет команды.
У нас, в отличие от историков, нет базы, все команды получают один текст, один вариант теста, что снимает споры о распределении вопросов по вариантам, о том, что кому-то достались вопросы сложнее, кому-то легче.
Задание по методике — смоделировать фрагмент урока по заявленной теме. Задана тема урока и номер урока в системе занятий по данной теме. Исходя из этого требуется предложить свое видение данной учебной ситуации. Можно пользоваться школьными учебниками, приложением с диктантами и текстом для урока литературы (в этом году это «Шинель» Н.В. Гоголя).
Помимо олимпиадных соревнований, есть два развлекательных задания вне конкурса — интеллектуальный турнир «Своя игра» и презентация команд.
Конечно, когда работает команда, всегда есть эффект дополнения друг друга. Но в основном студенты оправдывают свой статус участника олимпиады — очевидных глупостей не делают, учитывая к тому же, что они ничем не пользуются, ограничены во времени, волнуются.