+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Лучшие в науке и педагогическом мастерстве

Лучшие в науке и педагогическом мастерстве

15.05.2008

С 4 по 7 мая на живописном берегу реки гостеприимно распахнул свои двери для участников Cибирского тура Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов санаторий-профилакторий «Иртышский». Уже второй год подряд, согласно условиям проведения олимпиады, ОмГПУ является организатором состязаний по специальностям «История» и «Русский язык и литература».

Cибирский тур Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов в ОмГПУ

В этом году в Омск съехались команды из Бийска, Красноярска, Томска, Сургута, Новосибирска, Новокузнецка и Читы. Омские команды, во избежание возможных обвинений в нечестной игре, принимали участие вне конкурса. По условиям олимпиады, в составе команды историков — три студента и руководитель, в команде филологов — четыре студента и руководитель. Всего в олимпиаде приняли участие 45 человек, 18 — по специальности «История», 27 — по специальности «Русский язык и литература».

Cибирский тур Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов в ОмГПУ

Итоги олимпиады

Направление «История» Направление «Русский язык и литература»
Командный зачет Индивидуальный зачет Командный зачет Индивидуальный зачет
I место — Красноярский государственный педагогический университет I место — Надежда Кондюрина, Красноярск I место — Кузбасский государственный педагогический университет I место — Наталья Алексеева, Томск
II место — Новосибирский государственный педагогический университет II место — Юлия Малиновская, Новокузнецк II место — Бийский государственный педагогический университет II место — Дарья Захарова, Новосибирск
III место — Томский государственный педагогический университет III место — Дмитрий Медников, Красноярск III место — Новосибирский государственный педагогический университет III место — Виктория Белякова, Томск, и Екатерина Карпова, Бийск

Несмотря на то что Омск не участвовал в конкурсе, по набранным баллам омская команда студентов-филологов заняла бы первое место.


О том, что представляют собой олимпиадные задания по русскому языку и литературе, рассказывает Наталья Дмитриевна Федяева, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка:

— Тематически олимпиада по специальности «Русский язык и литература» проходит по трем направлениям: лингвистика, литература и методика преподавания русского языка и литературы в школе. Студенты соревнуются в командном и индивидуальном зачете.

Cибирский тур Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов в ОмГПУ

Одно из заданий по литературе предполагает анализ текста: определение стилевых и жанровых особенностей, определение авторского метода и т.д. Второе задание — творческое: написать эссе, свой авторский текст, по мотивам прочитанного текста Людмилы Петрушевской. Значимо то, что студенты должны сами сформулировать тему своего эссе, в котором нужно порассуждать о данном тексте. Такой свободный полет.

Индивидуальное задание по лингвистике строится тоже на основе текста. Отрывок посвящен современным проблемам языка: обсуждается расхожее мнение, что язык погибает, стремительно ухудшается, беднеет. Одно из заданий по тексту — в мини-эссе порассуждать о судьбе русского языка. Плюс к этому типичные лингвистические задания, связанные с анализом языковых единиц, современные и исторические разборы.

Cибирский тур Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов в ОмГПУ

В индивидуальном туре команда делится пополам — два человека пишут эссе по литературе, два — по русскому языку. Всем дается один и тот же текст. Кроме того, в индивидуальном зачете каждый выполняет компьютерный тест, в котором есть вопросы по всем трем тематическим направлениям. Сумма баллов всех участников идет в общий зачет команды.

У нас, в отличие от историков, нет базы, все команды получают один текст, один вариант теста, что снимает споры о распределении вопросов по вариантам, о том, что кому-то достались вопросы сложнее, кому-то легче.

Cибирский тур Всероссийской олимпиады среди студентов педагогических вузов в ОмГПУ

Задание по методике — смоделировать фрагмент урока по заявленной теме. Задана тема урока и номер урока в системе занятий по данной теме. Исходя из этого требуется предложить свое видение данной учебной ситуации. Можно пользоваться школьными учебниками, приложением с диктантами и текстом для урока литературы (в этом году это «Шинель» Н.В. Гоголя).

Помимо олимпиадных соревнований, есть два развлекательных задания вне конкурса — интеллектуальный турнир «Своя игра» и презентация команд.

Конечно, когда работает команда, всегда есть эффект дополнения друг друга. Но в основном студенты оправдывают свой статус участника олимпиады — очевидных глупостей не делают, учитывая к тому же, что они ничем не пользуются, ограничены во времени, волнуются.

Подготовила Екатерина Иванова,
редактор Интернет-центра;
фото Дмитрия Рудакова