Имя Ивана Михеевича Чередова (1919–2002), известного педагога-практика, выдающегося ученого-дидакта, известно всей России и далеко за ее пределами. 65 лет своей жизни Иван Михеевич посвятил народному образованию. ОмГПУ по праву гордится своим выпускником (1937), профессором, деканом, заведующим кафедрой (33 года работы в ОмГПУ).
Биографы уже много раз написали о жизни Ивана Михеевича, а исследователи проблем педагогики продолжают штудировать его труды и находить в них актуальные для нашего времени идеи и мысли. И это в очередной раз подтверждает его величие как педагога, мыслителя, деятеля.
Иван Михеевич Чередов – создатель научной школы системных исследований в дидактике. Под научным руководством Ивана Михеевича и при его содействии подготовлено более 30 кандидатов педагогических наук. Я безмерно горжусь тем, что вхожу в число его учеников, под его руководством мной было проведено исследование, подготовлена и защищена в свое время кандидатская диссертация «Оптимальная организация труда директора как условие демократизации внутришкольного управления».
По прошествии времени, когда уже мной подготовлено более 30 кандидатов педагогических наук, я не только вспоминаю Ивана Михеевича с глубокой благодарностью и любовью, но гораздо глубже понимаю то, что он пытался нам, своим ученикам и мне в частности, сказать.
Моя первая встреча с Иваном Михеевичем состоялась как у большинства начинающих руководителей школ Омской области на факультете повышения квалификации директоров школ ОмГПИ в 1981 году, когда меня назначили заместителем директора. Его лекции – это незабываемые уроки педагогического мастерства и гуманизма. Я до сих пор храню конспекты лекций по дидактике, периодически их листаю, когда возникают проблемы с освоением современных нововведений, и каждый раз удивляюсь, насколько Учитель был мудрым, как умел видеть будущие проблемы и перспективы. В 1986 году, когда, будучи директором школы, я пришла к Ивану Михеевичу на профессиональную переподготовку, я уже точно знала, какие управленческо-педагогические вопросы я попробую решить под его руководством. Никогда не забуду педагогические дискуссии, которые Иван Михеевич организовывал на семинарских занятиях, как мастерски умел заинтересовать новой книгой. Иван Михеевич неоднократно бывал в школе №42, которой я в то время руководила, проводил с педагогами обучающие семинары по дидактике, психолого-педагогические семинары по актуальным проблемам воспитания и педагогического управления. Его предложение перейти на работу в ОмГПИ в 1990 году в качестве старшего преподавателя кафедры научных основ управления школой для меня было одновременно очень лестным и очень ко многому обязывало. 12 лет работая с ним на одной кафедре, я очень многому у него научилась и многим ему обязана. Именно он подвигнул меня заняться подготовкой докторской диссертации, посоветовал открыть новую кафедру на ФПК, которая бы занималась проблемами профессионального образования.
В Иване Михеевиче меня всегда поражали его умение рационально организовать свой труд, принципиальность, жизнеутверждающий педагогический оптимизм и человеколюбие. Он умел рассмотреть в каждом к нему приходящем педагоге и руководителе его скрытые таланты, многократно их усилить и раскрыть. Каждая встреча с ним, каждый разговор вселяли уверенность в своих силах, желание работать, преодолевать трудности и достигать вершин. У него был неповторимый педагогический шарм: требовательность, и справедливость, поддержка и терпение, настойчивость в продвижении своих идей и умение слышать других и уважать их позицию. Для своих многочисленных учеников он был одержимым исследователем, масштабно мыслящим, докапывающимся до невидимых для большинства истин, умеющим спокойно и мудро противостоять конъюнктурным веяниям, на которые так богата во все времена наша образовательная действительность.
Многие годы ФПК и ППРО ОмГПУ у профессионального образовательного сообщества ассоциировался с именем Ивана Михеевича Чередова. Я благодарна коллегам, работающим на этом факультете, за действенную память об Учителе, развитие традиций, заложенных в свое время Иваном Михеевичем, продолжение дела, когда-то им начатого.
Учитель! Даже через много лет
Зажженный Вами не погаснет свет!
И сердце, знаю, будет молодым,
Пока огонь священный будет с ним.
Твоя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережёт.
Оно ещё поможет нам в пути
Хитрейшие загадки превзойти.
Оно ещё поможет, и не раз,
Учитель мой, в делах продолжить Вас!
Учитель! Даже через много лет
Зажженный Вами не погаснет свет!