+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Истории успеха выпускников • Декан факультета естественнонаучного образования ОмГПУ Лариса Жарких: «Педагоги – это особенный народ с уникальным внутренним складом и удивительной собранностью»

Декан факультета естественнонаучного образования ОмГПУ Лариса Жарких: «Педагоги – это особенный народ с уникальным внутренним складом и удивительной собранностью»

Лариса Жарких прошла тернистый путь от воспитанницы ихтиологического кружка до декана факультета естественнонаучного образования ОмГПУ. В 2022 году этот один из старейших факультетов Омского педагогического отпраздновал 90-летие. Мы побеседовали с Ларисой Александровной о том, что привело её в педуниверситет, как педагогика влияет на её повседневность и какие проекты планирует воплощать в жизнь факультет естественнонаучного образования.

Каким было Ваше детство? Чем увлекались и чем хотели заниматься, когда вырастете?

Моё детство было очень счастливым, как, наверное, у многих советских детей. С детства я обожала животных и постоянно ухаживала за ними. Бесконечно подбирала подбитых голубей, раненых котят, а потом или пристраивала их куда-то, или у себя выхаживала. В общем, у меня всегда были дома животные; из питомцев были хомячки, аквариумные рыбки. К представителям флоры на тот момент не питала особой симпатии, а вот животный мир стал неотъемлемой частью моей жизни. Очень любила ихтиологию. Почему-то с детства меня манило подводное царство. В дальнейшем это увлечение поспособствовало нескольким путешествиям по нашей стране и даже защите диплома.

Кого Вы, будучи ребенком, считали своим главным учителем? С кого брали пример, на кого равнялись?

Как это ни странно, моими любимчиками среди учителей в школе были учителя английского языка. В 6 классе к числу фаворитов примкнула чудесная учительница по географии, а ещё мне нравилась наша учительница по биологии. Мне казалось, что все они были первоклассными мастерами своего дела, грамотными, требовательными, но справедливыми. И когда я поступала в университет, то очень расстроилась, что не было такого направления подготовки, где сочетались бы биология и английский язык. Потому что хотелось, с одной стороны, стать хорошим биологом, а с другой стороны – изучать иностранные языки.

Когда и почему Вы пришли к решению поступать в Омский педагогический на профиль «Химия и биология»? Были ли другие варианты?

Будучи школьницей, я занималась в ихтиологическом кружке во Дворце пионеров. Моим руководителем был Сергей Федорович Лихачев, который, кстати, впоследствии стал преподавателем Омского государственного педагогического университета. Именно он сказал мне: «Лариса, ты должна поступить на „Химию и биологию“ в наш педагогический». И я с ним согласилась. До этого, правда, писала письма в разные места, искала, в каком вузе можно будет стать ихтиологом, однако уезжать из родного города Омска не слишком хотелось, поэтому поступила сюда.

И всё же мне удалось реализовать себя в сфере ихтиологии. В течение 3 лет я ездила в экспедиции на Ладожское озеро. Меня устраивали младшим научным сотрудником, приписывали на корабль, и мы отправлялись в плавание: тралили, обмеряли рыбу, смотрели её рацион. А затем я защитила по этой теме дипломную работу.

Как сложилась Ваша судьба после окончания первой ступени обучения? Почему решили продолжить учиться и стать преподавателем?

После окончания университета мне была присвоена квалификация «Учитель химии и биологии», и я переехала в город Славгород Алтайского края. Там отработала в школе 9 лет. Учителем химии я проработала один год, а потом ушла в другую школу, чтобы устроиться учителем биологии. В моём распоряжении были шикарный кабинет с необходимым оборудованием, теплица, пришкольный участок. Работа мне по-настоящему нравилась и была для меня интересной.

Затем мне пришлось вернуться в Омск. Волею судьбы я оказалась ассистентом кафедры органической химии и методики преподавания химии в нашем университете. Потом поступила в аспирантуру, на которую меня нацеливала Ольга Ивановна Курдуманова, успешно окончила её, а дальше уже всё шло закономерным чередом. Кандидатскую диссертацию я писала по методике преподавания химии. Ключевыми словами работы были «причинно-следственные связи» и «жизнеустойчивость». Так вот, именно эти слова помогают мне на протяжении всей жизни: мне постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи и быть жизнеустойчивой во всех передрягах, которые со мной случаются.

Чему Вас научили Ваши подопечные?

Поскольку я долгое время работала со школьниками, то, конечно же, училась ответственному и скрупулезному подходу к делу и проявлению уважения вне зависимости от того, кто перед тобой: пятиклассник или ученик старших классов.

Ещё всегда была большая ответственность перед родителями. Когда я окончила университет, мне было лишь 22 года. После прихода в школу мне сразу дали выпускной класс. Представьте: ко мне обращаются родители ребят, которые были младше меня только на 5 лет, и спрашивают: «Что же делать? Как нам заставить наших детей учиться?» Молодого педагога этот вопрос, разумеется, немного заставал врасплох, но было очень интересно искать на него ответ.

Кроме того, я поняла, что ни перед кем нельзя юлить, кого-либо обманывать, а ещё, что нужно всегда оставаться самой собой, и этому, впрочем, стараюсь следовать и по сей день.

Чем, на Ваш взгляд, педагоги выделяются в обществе? Какова их особенность?

Педагоги – это особенный народ с уникальным внутренним складом и удивительной собранностью. Однажды со мной произошёл интересный случай. Мы ехали с дочкой в поезде, ей на тот момент было три года. Монотонный стук и движение вагона сделали своё дело, и я задремала. А когда проснулась, то обнаружила, что пассажиры нашего вагона знают: «Мама работает Ларисой Александровной». И, конечно же, все догадались, что Лариса Александровна – это учитель, ведь школьники называют нас по имени и отчеству.

Насколько и как именно поменялась Ваша профессиональная жизнь с утверждением в статусе декана?

Не могу сказать, что после утверждения в статусе декана моя жизнь кардинально поменялась, потому что я продолжаю работать с людьми. Однако у меня появилась очень большая семья: сотрудники кафедр, преподаватели, студенты и их родители. А так как семья большая, забот и ответственности стало больше. Кроме того, вопрос про то, как заставить ребенка учиться, который задавали мне еще в школе, актуален и сейчас, на каком курсе ни учился бы студент.

Каким Вы видите будущее факультета естественнонаучного образования? Какие проекты хотелось бы реализовать? Что Вам как декану хочется развивать на факультете?

Во-первых, мне хотелось бы, чтобы факультет оставался таким же дружным и позитивным, каким он был и остаётся на протяжении 90 лет. Когда сама ещё училась в университете, была убеждена, что у нас работают лучшие преподаватели. Это были настоящие монстры в хорошем смысле этого слова, люди глубоко знающие, грамотные, разносторонние. Мне казалось, что они знали буквально всё и могли дать ответ на любой вопрос. А самым главным было то, что наши преподаватели всегда уважали студентов. Хотелось бы, чтобы это уважение и взаимопонимание существовали и дальше, чтобы студенты тянулись к педагогам, а точнее – к их знаниям, за годы обучения вбирали в себя всё лучшее и выходили от нас хорошими специалистами. Это важно и для того, чтобы продолжался эффективный обмен опытом наших выпускников и студентов-практикантов.

Если говорить о проектах, то мы хотим постичь все тайны Технопарка, того оборудования, которое получили, чтобы эти тайны стали для нас надежным подспорьем и инструментом для лучшего проведения занятий. Помимо этого, было бы здорово заключить новые удачные сотрудничества для улучшения материального положения факультета.

Немного утопично, но всё же хотелось бы, чтобы студенты учились без долгов, вовремя сдавали сессию, находились в диалоге с преподавателями, обменивались знаниями и не пропадали надолго. А ещё мы планируем ввести выездные практики по ботанике, зоологии и географии, потому что, на мой взгляд, именно они являются одной из самых интересных составляющих студенческой жизни на нашем факультете.

Наши студенты – это, пожалуй, лучшие студенты. Они бережно хранят традиции факультета и во все свои выступления вкладывают такой посыл: ЕНО – это семья, у которой есть своя история и свои обычаи, которые мы не собираемся забывать.

Что Вы могли бы пожелать родному университету и коллегам в преддверии новогодних праздников?

Прежде всего, хотелось бы пожелать здоровья, которое необходимо в любые времена. Позитивного настроения, мирного сосуществования, оптимизма, стабильности, жизнеустойчивости, успехов, а ещё повсеместного добра и тепла. Пусть все тайные мечты и заветные желания непременно сбываются, ведь каждый из нас в душе ещё ребёнок, который находится в ожидании чуда.

Отдел информационной политики