+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Омский научный центр РАО провел рефлексивный семинар по вопросам организации научно-исследовательской деятельности школьников

Омский научный центр РАО провел рефлексивный семинар по вопросам организации научно-исследовательской деятельности школьников

25.03.2022

В рамках плана мероприятий научной лаборатории «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества» Омского научного центра РАО ОмГПУ, 25 марта на площадке базовой школы ОмГПУ – средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 73 – состоялся региональный рефлексивный семинар «Научно-исследовательский проект школьника в условиях реализации ФГОС».

В работе рефлексивного семинара принимали участие обучающиеся 1-11-х классов: участники НОУ, учителя-предметники (научные руководители НОУ обучающихся), советники по воспитательной работе, классные руководители, директора и заместители директоров школ Омска и Омской области, студенты Центра магистерской подготовки, аспиранты и преподаватели ОмГПУ.

Экспертам были представлены результаты научно-исследовательских проектов школьников:

1. «Маленькие герои большой войны», авторы – ученики 4 класса школы № 73. Научные руководители: учитель начальных классов Курицына Елена Викторовна, учитель истории и обществознания Шмидт Дмитрий Алексеевич.

2. «Служилые люди Сибири», автор – Нефедов Леонид, ученик 9 класса школы № 73. Научный руководитель: президент Омской городской общественной организации «Военно-исторический клуб живой истории “Кованая рать – служилые люди Сибири”» Минин Василий Михайлович.

3. «Они выполняли свой воинский долг», авторы – Байдала Дарья, Боровиков Артем, Раевский Артем, Раевский Антон, Юферев Семен, ученики 10 класса школы № 73. Научные руководители: учитель русского языка и литературы Бесчетникова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы Алексеенко Алла Ильинична.

Работа рефлексивного семинара была направлена на дискуссионное определение сущности и содержания научно-исследовательской деятельности обучающихся в достижении образовательных результатов ФГОС, методических механизмов и критериев результативности данного процесса на разных ступенях общего образования. В процессе дискуссии экспертами были определены основные направления для формирования проблемного поля методических рекомендаций научным руководителям ученических научно-исследовательских проектов.

Профессор кафедры педагогики ОмГПУ Наталья Ивановна Чуркина сформулировала эффективные формы привлечения школьников в науку и требования к организации проектной учебно-исследовательской деятельности школьников на разных ступенях общего образования.

Учитель Нововаршавской гимназии Зоя Аркадьевна Халюта представила особенности организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях сельской школы и поделилась опытом сотрудничества педагогов Нововаршавской гимназии с родителями.

Советник отдела дополнительного образования департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области Елена Геннадьевна Полежаева отметила те возможности, которые предоставляет система дополнительного образования для психолого-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности школьников.

Руководитель научно-образовательных и профориентационных проектов Корпоративного университета ПАО «ОНХП» Елена Ивановна Николаева и главный инженер проекта по объектам ПАО «ОНХП» Антон Дмитриевич Ремнев рассказали об организации единого исследовательского пространства (проект создания воспитательной системы «школа – вуз»). Они отметили актуальность выполнения самостоятельных исследовательских работ старшеклассниками как способа решения актуальных задач обучения и воспитания личности и значение проектно-исследовательского метода обучения как возможности личностного развития школьников.

Директор школы № 73 Екатерина Владимировна Лутченко обобщила школьный опыт исследовательской деятельности как средства развития творческой активности обучающихся, определив раннее обращение к исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста одним из главных условий развития детской одаренности.

Заведующая кафедрой педагогики ОмГПУ, директор Омского научного центра РАО Надежда Викторовна Чекалева сформулировала позиции дискуссии относительно методологии учебного исследования и типологии ученических научно-исследовательских проектов, рассказала об особенностях руководства научным исследованием обучающихся и критериев оценки продуктов исследовательского проекта школьников разных возрастных групп. Также Надежда Викторовна сообщила о роли научного сообщества обучающихся как формы организации развития исследовательской деятельности школьников и значении организации исследовательской деятельности обучающихся как условия развития ценностно-смысловых компетенций личности.

В заключение работы рефлексивного семинара доцент кафедры педагогики, заведующий лабораторией Омского научного центра РАО «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества» ОмГПУ Степан Геннадьевич Чухин предложил в качестве научно-методического продукта разработать методические рекомендации для педагогов – руководителей ученических научно-исследовательских проектов с учетом возрастных особенностей школьников.

Распоряжение о выдаче сертификатов.

Лаборатория «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества» ОНЦ РАО