Равенство возможностей – тема, которая волнует общество с неослабевающей силой. В нашем университете многое делается для того, чтобы инклюзивный подход был неотъемлемой частью общественной жизни в регионе.
На факультете НДиСО обучают специалистов, которые успешно реализуют разнообразные адаптивные технологии, помогающие ребятам с различными особенностями получать образование, реализовывать таланты, успешно социализироваться.
Важно, что в процесс просвещения о важности инклюзивного подхода вовлечены все факультеты. Ежегодно по инициативе кафедры дефектологического образования проходит конкурс проектов, в котором могут участвовать студенты любых специальностей и профилей подготовки. В этом году конкурс состоялся в четвёртый раз.
О его успехе и популярности говорят цифры:
- Конкурс охватил более 460 человек.
- Всего студенты подготовили и реализовали 40 проектов – это рекордное число за весь период проведения.
- Количество социальных партнеров тоже увеличилось – к нам присоединились некоммерческие организации, частные детские сады.
«Конкурс очень важен. За этот период все мы увидели новые идеи, новые проекты, креативную молодёжь, наших будущих коллег, живую работу студентов с детьми, желание работать в профессии, желание победить и горящие глаза! Это очень ценно для системы образования. Получилось все на оценку пять с плюсом! Спасибо организаторам конкурса, будем ждать следующего конкурса, праздника педагогики!» – делится впечатлениями директор АНО «Центр развития особенных детей "Дитя Вселенной"» Елена Николаевна Толпекина, социальный партнёр конкурса.
Тема инклюзии кажется очень сложной, но в решении её задач кроется множество уникальных решений, работающих на благо не только ребят с сенсорными и двигательными особенностями или нейроотличиями, но и всего общества в целом, внедряя подход заботы и ответственности. Среди разработок есть видеоролики, экскурсии, виртуальные путеводители по достопримечательностям, цифровые продукты для родителей, студентов и многие другие инструменты, делающие знания доступнее.
Участники конкурса с воодушевлением рассказывают о своём опыте проектной деятельности в области инклюзии.
«Работа над проектом стала для нас не только профессиональным вызовом, но и настоящим вдохновением. Было интересно разрабатывать практические задания, наблюдать за успехами ребят и видеть, как с каждым этапом они становились увереннее в себе и своих возможностях.
Социально-образовательные проекты — это реальные шаги к инклюзивному обществу. Они помогают менять представление о возможностях каждого человека, создают пространство для развития и принятия. Такие проекты особенно важны сегодня, когда мы стремимся к равным возможностям в образовании и социальной жизни», – делятся студенты 3-го курса профиля «Логопедия», победители конкурса в номинации «Развитие инклюзивного образования».
Студенческое сообщество социокультурных проектировщиков на финальном представлении высоко оценило разработки друг друга, отметив использование нестандартных подходов и потенциал для дальнейшего развития. Особенно важно, что это ещё одна возможность познакомиться с идеями разных факультетов, вдохновиться и пополнить педагогическую методическую копилку.
Денис Осташенко, студент 3-го курса профиля «Право и история», победитель в номинации «Сопровождение образовательных инициатив студентов в области специального образования», рассказал о процессе реализации идеи:
«Мы проделали большую работу над проектом: от идеи до реализации проекта прошло множество консультаций, в том числе при разработке экскурсии, съёмке видеоролика и необходимых материалов для проекта. Получены колоссальный опыт, знания и возможность взаимодействия с особенными ребятами в своей профессиональной деятельности. Мы очень рады, что проект оказался полезным и увлекательным для них. Большое спасибо нашим кураторам Ольге Сергеевне Кузьминой, Виктории Сергеевне Савенковой и кафедре дефектологического образования, которые давали нам рекомендации и поддерживали, за возможность создать проект, который оказался интересным и полезным для детей!»
Конкурс помогает продвигать социальный подход к инклюзии, в центре которого находится личность и её адаптивные возможности, а не юридический статус «инвалидность», характерный для медицинского подхода.
Победителями четвёртого конкурса инклюзивных образовательных проектов стали
В номинации "Организация и сопровождение образовательных инициатив студентов":
- 3 место – студенты 3-го курса профиля "Музыкальное образование" с проектом "Развитие у старших дошкольников с НОДА чувства прекрасного через музыкально-ритмическую деятельность";
- 2 место – студенты 3-го курса профиля "Право и история" с проектом "Разработка и апробация виртуального пространства для студентов, изучающих дисциплину "Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями";
- 1 место – студенты 3-го курса профиля с проектом "Развитие у дошкольников с НОДА представлений о Великой Отечественной войне посредством виртуальной экскурсии по городу Омску "Путь героя".
В номинации "Развитие инклюзивного образования":
- 3 место – студенты 3-го курса профиля "Дошкольная дефектология" с проектом "Развитие у дошкольников с ОВЗ элементарных знаний правил безопасности жизнедеятельности посредством флешмоба "Супергерои безопасности";
- 2 место – студенты 4-го курса профиля "Дошкольная дефектология" с проектом "Развитие у дошкольников с ОВЗ навыков социокультурного взаимодействия посредством сюжетно-ролевой игры "Магазин";
- 1 место – студенты 3-го курса профиля "Логопедия" с проектом "Обучение школьников с нарушением интеллекта эффективной коммуникации в условиях ведения диалога".
Организаторы выражают благодарность партнёрам и всем участникам за вклад и веру в значимость дела!