«В 2025 году наш вуз завершает работу по программе развития «Стратегия 20.25», и очень символично, что новая веха в истории ОмГПУ совпадает с масштабной реформой высшего образования в Российской Федерации. Сейчас мы работаем над новой программой развития вуза и, конечно, все проекты развития планируем с учетом тех перемен, которые произойдут в высшей школе», – рассказала в интервью федеральному порталу «Российское образование» ректор Омского педагогического Наталья Станиславовна Макарова.
Подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации вузы активно включились в процесс подготовки к переходу на новую систему высшего образования, которая планируется в России. Педвузы ведут комплексную работу, которая предусматривает в том числе внедрение гибких образовательных траекторий, развитие практико-ориентированного обучения во взаимодействии с работодателями и индустриальными партнерами.
«Переход на новую систему высшего образования – это важный шаг в развитии образовательной системы нашей страны. На то, что в высшей школе в условиях новых требований назрели существенные изменения, указывал Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию в 2023 году. Глава государства подчеркнул, что необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. Еще в 2022 году мы провели серьезную работу по повышению престижа профессии учителя и качества педагогического образования – внедрили «Ядро высшего педагогического образования». Мы можем с уверенностью сказать, что этот подход доказал свою эффективность: сегодня в педвузах готовят кадры, которые не только обладают глубокими профессиональными знаниями, но и готовы к современным вызовам в образовании. Мы внедряем гибкие образовательные программы, усиливаем практическую подготовку будущих педагогов и активно используем цифровые технологии. Это позволит не только улучшить уровень знаний специалистов, но и обеспечить их востребованность на рынке труда, особенно в сфере образования. Высокий уровень подготовки выпускников и их мотивацию работать в системе образования подтверждает и тот факт, что лишь от 1 до 3% специалистов, окончивших наши педвузы, уходят из школы», – отметил министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов.
Согласно Указу Президента РФ Владимира Путина, в нашей стране будут введены новые уровни образования: базовое высшее (срок обучения – от четырех до шести лет) – замена бакалавриату и специалитету; специализированное высшее, включающее в себя магистратуру, ординатуру и программы ассистентуры-стажировки (срок обучения – от одного года до трех лет); профессиональное – аспирантура. Переход на новую систему расширит возможности образовательного выбора для абитуриентов.
«Это позволит более мотивированным к обучению студентам освоить несколько квалификаций, а тем, кто стремится быстрее начать работать, – раньше выйти на рынок труда с дипломом о высшем образовании. Появится также возможность повысить свой образовательный уровень или даже сменить вектор профессиональной деятельности благодаря освоению программ специализированного высшего образования по четырем различным трекам, таким как наращивание профессиональных компетенций, развитие навыков исследовательской деятельности, подготовка к управленческой или педагогической деятельности», – поясняет Наталья Станиславовна.
Переход на новую модель высшего образования требует решения ряда задач. В частности, ректоры подведомственных Минпросвещения России вузов отмечают необходимость сохранения баланса между традициями классического педагогического образования и инновациями. Важной составляющей станет и обеспечение преподавателей и студентов достаточными ресурсами для успешной адаптации к изменениям: «Для того чтобы поддерживать качественный уровень программ, важно уделять внимание повышению квалификации преподавателей, развивать их экспертность, вовлекать в проекты по взаимодействию с региональными системами образования. Без этого будет сложно подготовиться к переходу на новую систему высшего образования», – отмечает Наталья Станиславовна.
Ключевому элементу подготовки учителей, ранней профориентации Минпросвещения России уделяет особое внимание. Так, в настоящее время в российских педагогических вузах практика начинается с первого курса: студенты погружаются в школьную среду – посещают уроки, наблюдают за работой преподавателей и учатся выстраивать образовательный процесс. Кроме того, в течение трех лет в России успешно работают психолого-педагогические классы, где школьники осваивают азы профессии, знакомятся с методиками преподавания и осознанно подходят к выбору будущей специальности. Наряду с этим с целью защиты профессиональных прав педагогов Минпросвещения России совместно с Комитетом Государственной Думы по просвещению разрабатывает регламент по защите чести и достоинства учителей, который упростит процедуру разрешения конфликтных ситуаций как для педагогов, так и для руководства школ.
Переход на новую систему высшего образования, считают ректоры всех педвузов, позволит студентам приобретать фундаментальные знания и осваивать профессиональные компетенции, востребованные в различных сферах, что увеличит их шансы на успешное трудоустройство. Благодаря более практико-ориентированному подходу к обучению выпускники будут лучше подготовлены к тем задачам, которые будут поставлены перед ними в профессиональной деятельности.
«Уже сейчас – в рамках программы взаимодействия между университетом и Министерством образования Омской области – мы работаем над совершенствованием модели, позволяющей прогнозировать кадровую потребность школ региона. Вместе стремимся к тому, чтобы прием на обучение по новым программам максимально соответствовал запросам системы образования в среднесрочной перспективе. Кроме того, в рамках новой модели высшего образования предполагается расширить возможности для получения студентами дополнительных квалификаций уже на этапе обучения в педагогическом университете. Здесь мы, с одной стороны, ориентируемся на запросы работодателей, а с другой – на образовательные потребности наших студентов и их желание приобрести дополнительные компетенции», – пояснила Наталья Станиславовна.
Особенно важно, что новая модель будет способствовать достижению целей Стратегии развития образования РФ до 2036 года, а также станет важным шагом в укреплении статуса России как одного из мировых лидеров в области образования.
В настоящее время педагогические вузы России разрабатывают актуальные учебные планы, формируют образовательные программы, применяя, в частности, передовые методы, ведут информационную работу с педагогами, абитуриентами и родителями, учитывая изменения правил приема в педвузы страны с 2025 года.