+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Общество • Ученые ОмГПУ создают программу по снижению буллинга в инклюзивной образовательной среде

Ученые ОмГПУ создают программу по снижению буллинга в инклюзивной образовательной среде

05.06.2023

По поручению Министерства просвещения Российской Федерации в Омском педагогическом реализуется научный проект «Профилактика буллинга и формирование инклюзивной культуры в школе». Цель научного проекта – теоретическое обоснование способов использования воспитательного потенциала школы в профилактике буллинга по отношению к  обучающимся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и разработка методических материалов и рекомендаций по формированию инклюзивной культуры в школе.

Мы поговорили с руководителем научного проекта, завкафедрой дефектологического образования ОмГПУ Татьяной Четвериковой и создании проекта, его особенностях и основных направлениях.

Как зарождался научный проект

К нам обратились руководители некоторых школ города Омска с просьбой оказать им методическую помощь в сопровождении инклюзивных практик. Директора отмечали, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья в школах увеличивается, а педагоги затрудняются выстроить с ними работу. Мы начали посещать разные общеобразовательные организации, встретились с их коллективами и обратили внимание на то, что одна из явных проблем – это проблема комфортного психологического включения ребенка с нарушениями развития в образовательный процесс.

Первые шаги и первые выводы

На момент обращения к нам директоров у нас не было ни теоретических, ни практических наработок. Поэтому мы стали изучать научные труды по буллингу и формированию инклюзивной среды и обнаружили, что в России фактически не проводилось исследований по этой теме. В основном все они принадлежат зарубежным авторам и выполнены в контексте социокультурных традиций, которые порой достаточно сильно расходятся с нашими.

Общение с участниками показало, что буллинг в адрес детей с ОВЗ очень часто исходит из неконструктивной позиции педагогов. Учитель, не имея опыта обучения детей с нарушениями развития, старается исключить себя из этой образовательной практики. Он прямо или косвенно действует через детский коллектив, и дети с нормальным психофизическим развитием, для большинства которых учитель является авторитетом, поддаются на скрытую провокацию и выражают негативное отношение к сверстникам, которые имеют нарушения развития.

Следовательно, даже если ребенок с ОВЗ готов к совместному обучению со здоровыми ровесниками в познавательном и речевом плане, то в условиях некомфортной образовательной ситуации он оказывается не готов к нему психологически. Всё началось с подготовки учителей к инклюзивным практикам. Кроме того, за детьми с нарушениями развития мы закрепили тьюторов-старшеклассников, так как дети старшего возраста все равно более авторитетны, чем одноклассники ребёнка.

Планы и перспективы научного проекта

Сейчас мы продолжаем наблюдение за инклюзивными классами и рассматриваем возможности обучения детей с разными нарушениями: слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и другими. Помимо этого, мы находимся на начальном этапе разработки технологий, которые помогли бы развитию инклюзивной среды и культуры в школе, сплотили детские коллективы, а также усилили воспитательную работу по формированию уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса, в том числе детям с ОВЗ.

Работа над научным проектом «Профилактика буллинга и формирование инклюзивной культуры в школе» продлится до декабря 2024 года.

Отдел информационной политики