6–7 апреля на факультете психологии и педагогики ОмГПУ состоялась XXIV Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве». Подготовка и проведение конференции прошли при поддержке Фонда развития Омской области им. С.И. Манякина.
В первый день работы конференции в Конгресс-холле после пленарного заседания была организована работа трех дискуссионных площадок.
50 % участников конференции обсудили проблемы взаимоотношений поколений на семинаре-модерации «Ценности поколения Z: ценностные трансформации». Собравшиеся проявили интерес к обсуждению различий и ценностей поколений. В ходе дискуссии был проведен экспресс-опрос, участники которого высказали мнение о своих приоритетных ценностях и ценностях поколения Z.
22,2 % участников конференции на экспертной встрече «Развитие социального предпринимательства в области воспитания детей и молодежи и реализации государственной молодежной политики» смогли увидеть социальное предпринимательство в новом ракурсе, отметили продуктивность командной работы.
27,8 % участников конференции, обсуждая вопросы проблемного семинара «Около психологии: мифы, заблуждения, глупости», высказались о важности понимания отличий современной научной литературы от популярной публицистики и предложили привлекать студентов 1–2 курсов к обсуждению важных научных тем в формате простого общения.
Во время регистрации участники конференции смогли ознакомиться с материалами фото- и видеовыставок творческих студенческих работ и проектов. Были представлены:
- фотовыставка творческого проекта «Лаборатория арт-терапии» (руководитель проекта: кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии Юлия Евгеньевна Шабышева);
- видеовыставка творческого проекта «Инструктивно-методический лагерь» (руководитель проекта: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Елена Владимировна Бурмистрова);
- видеовыставка творческих работ студентов 1 и 2 курсов «Проблемы современного детства глазами повзрослевших детей» (руководитель проекта: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Елена Владимировна Бурмистрова);
- видеовыставка творческих работ студентов 4 курса «Интерактивные технологии развития правовой культуры детей и молодежи» (руководитель проекта: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Зульфия Абдулловна Аксютина);
- видеовыставка творческих работ студентов 4 курса «Интерактивные технологии развития правовой культуры детей и молодежи» (руководитель проекта: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Лидия Михайловна Мануйлова).
Работа секций во второй день конференции была организована по шести направлениям:
- Развитие личности в образовательной среде современной школы, университета.
- Арт-терапевтические практики в образовании и социальной сфере.
- Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального развития и становления специалиста.
- Актуальные направления социальной работы с детьми и молодежью в России и за рубежом.
- Человек в пространстве социализации.
- Конкурс для студентов 1 курса «Первые шаги в науку».
Был заявлен 81 доклад, присутствовали 177 участников, из них 57 выступающих и 4 докладчика –дистанционно.
В работе секций приняли участие:
- студенты очной и заочной форм обучения, магистранты ОмГПУ;
- студенты Омского педагогического колледжа № 1;
- студенты Омской академии экономики и предпринимательства;
- старшеклассники школ г. Омска;
- руководители арт-студий, практикующие психологи в сферах образования, медицины и социальной сфере с опытом профессиональной деятельности;
- преподаватели кафедр факультета психологии и педагогики.
Тематика докладов была разнообразной. Участники секций проявили высокую активность, выражая собственное мнение, обсуждали перспективы дальнейших исследований. Была организована свободная дискуссия, мотивирующая слушателей делиться своими размышлениями и исследовательскими задумками в контексте темы заслушанного доклада. Доклады оценены участниками как значимые и полезные для профессионального развития и становления специалиста. Активное и деятельное участие в работе секций приняли магистранты второго года обучения, которые помогли начинающим исследователям прояснить и оформить свои идеи, подсказывали перспективные направления для дальнейших научных изысканий.
Согласно отзывам студентов, работа на секциях дала возможность обсудить актуальные проблемы профессионального образования. Было высказано предложение о приглашении к участию в обсуждении студентов других вузов, занимающихся проблемами детей и молодежи.
Конференция продолжилась работой девяти мастер-классов:
- Нейрографика в работе со стрессом.
- Работа со сновидениями в психологическом консультировании.
- Игровые технологии в профилактике девиантного поведения подростков.
- Анализ научных статей.
- Использование медиативных техник в разрешении конфликтных ситуаций.
- Ресурсный подход в инклюзивном образовании.
- Улыбаться нельзя злиться: управление агрессией и гневом.
- Ассоциативная игра «Сосуды».
- Эффективные инструменты Монтессори-терапии для адаптации паллиативного ребенка в социуме. Опыт детского хосписа.
Основные акценты в работе мастер-классов были сделаны на приемах работы в процессе психологического консультирования, техниках и приемах медиации, механизмах работы со стрессом и применении интерактивных игр при работе с детьми и молодежью, структурном анализе научной литературы и применении ресурсного подхода при работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, образовательных возможностях и трудностях социальной адаптации паллиативных детей.
Интерес участников вызвали современные подходы к работе со снами, коммуникативные приемы с использованием слов-конфликторов и слов-амортизаторов, применяемые при работе с адресной аудиторией, анализ возможностей использования различных видов внутренних и внешних ресурсов при решении учебных проблем и проблем межличностного взаимодействия в работе со школьниками, выявление собственных ресурсов в преодолении жизненных препятствий, возможности применения метафорических карт в профессиональной деятельности, работа с материалами и наборами из зоны практической жизни, языковой и математической зон.
Участники отметили:
- важность нейрографики для будущего психолога при работе со стрессом для снятия страха перед труднодостижимыми целями;
- значимость интерактивных инструментов в работе школьного психолога;
- полезность мастер-класса для начинающих исследователей в плане овладения методологическими основами критического анализа научных текстов;
- важность информации об особенностях работы со стрессом в ситуациях межличностного взаимодействия и для профессиональной деятельности;
- доступность изложения материала и практикоориентированность работы.
Все материалы и итоги работы конференции представлены в группе социальной сети «ВКонтакте».
Организационный комитет конференции выражает благодарность за помощь в организации и проведении конференции Фонду развития Омской области им. С.И. Манякина. Благодарим ведущих и участников секций, дискуссионных площадок, мастер-классов, руководителей творческих студенческих работ и всех студентов, принявших участие в конференции.
Приглашаем принять участие в нашей следующей – юбилейной – XXV Региональной научно-практической конференции с международным участием, которая состоится в апреле 2022 года.