Павел Ирха не так давно окончил факультет естественнонаучного образования ОмГПУ, но уже имеет за плечами большой опыт работы с детьми. В этом году Павел принял участие в федеральном проекте «Классная тема», где представил собственную разработку – сайт «ГеоКласс». Подробнее об истоках любви нашего героя к географии, о предназначении учителя и доверии подопечных читайте в интервью.
Расскажите, были ли в детстве мысли стать учителем? Если нет, то кем Вы мечтали стать?
Моё детство, как и детство многих, было наполнено мечтами, некоторые и вовсе стали реальностью. Хотел ли я стать учителем? О да, как это зачастую и происходит, в детстве через игры мы пробуем себя в той или иной профессии, моделируем своё будущее через призму своего восприятия. Кто-то мечтает стать космонавтом, а кто-то – учителем. И, если отвечать на вопрос, мечтал ли я в детстве стать учителем, мой ответ, конечно, утвердительный.
Почему выбрали ОмГПУ и географический профиль для поступления? Были ли иные варианты?
При выборе направления подготовки во время поступления для меня не существовало большой дилеммы. Я с 7 класса влюбился в географию, а любовь к столь обширной, живой, нескучной дисциплине мне привил мой педагог. Сочетание любви к географии и работы с детьми, коим необходима наша поддержка, и привело меня в Омский государственный педагогический университет.
Как учеба в Омском педагогическом в целом отразилась на Вас? Что запомнилось больше всего?
Кузница нашего университета действительно кует мастеров своего дела. Я очень благодарен судьбе за предоставленную возможность стать частью большой истории под названием «ОмГПУ».
Больше всего запомнился профессионализм преподавательского состава, по которому скучаешь. Скучаешь и по студенческой жизни, по товарищам. Не менее важна и связь руководства университета со студентами. Наше руководство слышит своих студентов и поддерживает их инициативы, а также не оставляет в самые трудные моменты жизни.
Как сложилась Ваша профессиональная жизнь во время обучения и сразу после выпуска?
На подступах к выпускному курсу меня постепенно охватывала паника: «А что дальше, неужели придется начинать свой настоящий взрослый путь?» В итоге мой переход в профессиональную среду произошел постепенно и плавно: на 5 курсе я принял предложение по трудоустройству и ничуть не пожалел.
Что привело Вас в гимназию № 76?
Вспоминая сейчас, как я выбрал именно гимназию № 76, могу сказать, что не я выбирал, а меня выбрали и предложили поработать. Звонок знакомого человека и реплика: «Не хочешь поработать географом?» Что же мне ответить? «Да, сейчас готов приехать, я успею к директору на собеседование?» – с этого ответа и с этого момента началась моя новая жизнь.
Чему за время работы успели научить Вас подопечные?
Когда проходишь определенный этап в профессии, важно не черстветь характером. Именно дети помогают чувствовать себя нужным и счастливым. Мне сложно представить себя другим. Не могу предать доверие ребят, я в ответе перед ними и перед самим собой. Наша задача – работа на качество и ответственность за результат, а то, каким конкретно будет результат, можно судить по отношению ребят к школьным годам.
Как Вам удается удерживать внимание учеников? Есть какие-то приемы, которыми пользуетесь?
Уважение к детям и профессионализм педагога – думаю, что скорее это может быть первопричиной воспитания уважительных взаимоотношений между учениками и педагогом. Чтобы удерживать внимание, порой стоит начать с собственных эмоций, которые перенесутся на общую атмосферу. Но, как бы мы ни старались, в ряду идущих будет и отстающий. Чтобы минимизировать риски неусвоения материала, мы с ребятами используем разработанный мною электронный образовательный ресурс «ГеоКласс». Мы выстраиваем индивидуальные условия прохождения отдельных этапов занятий, а также делимся своими достижениями в области географии.
Как Вы узнали о проекте «Классная тема» и что почерпнули для себя из участия в нем?
В этом году по предложению от социальных партнеров попробовал себя в федеральном проекте «Классная тема». Он навел меня на понимание того, что профессия учителя уникальна в своем роде и ценна при любом раскладе событий и обстоятельств.
Как, на Ваш взгляд, можно популяризировать географию как область знания? Что может привлечь юных исследователей в эту сферу?
Можно ли популяризовать географию как область знаний? Наверняка стоит начать с проблемы формирования географической культуры и вернуться к началу начал, к формированию пространственного и образного мышления. Если заложить эти принципы в начало, нам будет наглядно доступно понимание, что географическое образование является неотъемлемой частью нашей жизни. Дело в том, насколько широко мы прониклись постижением нашей науки. Однако популярной география была, остаётся и будет всегда, ведь она и есть всё то, что нас окружает. Стоит подчеркнуть, что правильный подход к ее пониманию и трансляции как науки будет иметь главный смысл в популяризации географии как области знаний.
Какое у Вас любимое место в Омской области?
Родные просторы всегда наполняют нас силой, вот и одним из подобных мест силы для меня на территории Омской области являются просторы реки Иртыш, которая, изгибаясь, образует живительные потоки на нашей земле.
Первая ассоциация со словом «Сибирь»?
Услышав гордое и столь мощное по своему звучанию и стати слово, первым делом воспринимаешь Сибирь как что-то живое, настоящее и верное.
Что для Вас Сибирь?
Сибирь – это мировые рекорды, богатство природы и народных традиций. Уважение к природе должно проявляться так же, как и уважение между людьми. Нельзя подходить варварски к природным богатствам нашей Сибири. Мы должны беречь и ценить то, что дано нам самой природой.