Накануне завершился конкурс профессионального мастерства педагогов Омского района «Педагог года – 2022». В номинации «Учитель года» первое место занял выпускник исторического факультета ОмГПУ, учитель истории и обществознания Красноярской школы Дмитрий Капытков. Он представил открытый урок по эпохе правления Александра I, а завершил конкурсное выступление стендап-монологом о дороге жизни педагога. Мы пообщались с победителем и узнали о его впечатлениях от конкурса и о том, что помогло ему прийти к учительскому ремеслу.
Почему выбор пал именно на исторический факультет?
Тут сыграли свою роль несколько факторов. У меня была любовь к истории, и я искал такое место, где меня точно ей обучат, а о педагогике вообще не думал. Жил и учился в Казахстане, а в Омске оказался случайно: в 10-11 классе нужно было поправлять здоровье, приезжал на лечение. Об истфаке узнал из справочника «Абитуриенту Омска», который купил в одном из журнальных киосков. Справочник был в виде журнала и достаточно толстый. В нём было представлено описание всех университетов и колледжей Омска. С этим изданием была забавная история. Часто было так, что, когда я открывал его произвольно, попадалась страница, где была информация об историческом факультете ОмГПУ. Дома стали шутить: «Сюда, наверное, и пойдешь учиться». По описанию на странице было понятно, что факультет легендарный, и это оказалось правдой. Так я и принял решение учиться именно здесь, больше ни в какой вуз документы не подавал.
Чем Вам запомнилось обучение в вузе?
В первую очередь, именно здесь я научился взрослой жизни. Во-вторых, традициями факультета, которые были в наши студенческие годы. Мне запомнились выезд на день историка в санаторий «Иртышский», посвящение первокурсников. А ещё, когда я начал понимать историю как науку, то стал принимать участие в ежегодной научно-практической конференции, проведение которой также являлось традицией. Бакалавриат я окончил в 2013 году, а магистратуру – в 2015.
Кто из преподавателей повлиял на Ваш дальнейший профессиональный путь?
Преподавателей, которые повлияли на меня, было много. Пожалуй, расскажу немного о каждом из них.
Галина Анатольевна Синельникова. Лекции всегда отличались четкой структурой и логичностью. Её скрупулезное отношение к источнику и структуре текста во многом повлияли на мои дальнейшие исследовательские навыки. Многочисленные беседы с ней по различным проблемам истории и историографии сформировали представления о научной этике историка.
Евгения Юрьевна Навойчик. На своих занятиях она ставила интересные проблемные вопросы. Часто после её лекций приходилось о многом задумываться. Это заставляло садиться за книги, искать ответы, а если все-таки не удавалось докопаться до истины, то хотя бы объяснение находилось, и ты успокаивался. По окончании её курсов и дисциплин я понял: её главная методика – подтолкнуть студента на самостоятельный поиск ответа.
Юрий Викторович Маковский. Пожалуй, никто на факультете не знал зарубежную литературу лучше него. Также он любил шутить в адрес студентов. И шутки были просто искрометными и по-настоящему интеллектуальными.
Татьяна Анатольевна Сабурова. Татьяну Анатольевну отличало особое умение слушать студентов. Она никогда не переводила рассуждения в спор, а пыталась показать право на существование разных точек зрения в истории. Демонстрировала, насколько по-разному можно написать историю какого-либо периода, насколько можно переиначить факты и насколько сложными могут быть диалог и научные баталии среди историков. Одна только норманнская теория чего стоит!
Виктор Александрович Зубачевский. Благодаря Виктору Александровичу я освоил культуру публичных выступлений на конференциях. Для его речей была характерна логичная последовательность рассуждений по проблемам, которыми он занимался. Притом эти рассуждения не были голословными, они всегда опирались на достоверные факты и источники.
Иван Иванович Кротт. Иван Иванович всегда отличался оптимизмом, что бы ни происходило вокруг. Хорошее чувство юмора и, конечно, его талант общения со студентами запомнились мне больше всего.
Виктор Николаевич Худяков. Его лекции – это целое искусство. Полтора часа проходили на одном дыхании. А семинары всегда наводили порядок в голове. То главное в методологии истории, что описывалось разделами и главами, он объяснял несколькими предложениями и буквально вкладывал всё это в наши головы.
Почему приняли решение участвовать в конкурсе «Педагог года – 2022»?
Работа современного учителя, как мне кажется, стала ещё более загруженной. И многое из того, что ему приходится делать – отчёты, мониторинги, анализы ВПР и прочих средств оценки образования, является техническим. Это делает дело педагога рутинным. Работа с цифрами, таблицами и подобными вещами является работой машинной, для компьютеров. Мне же в профессии учителя нравится взаимодействие с детьми, разработка и проведение уроков, совместное решение с обучающимися проблем, которые их волнуют, живой диалог. Участие в конкурсе «Учитель года» позволяет перезагрузиться. Ты снова окунаешься в методику, находишься в поиске, придумываешь идеи, а ещё общаешься с коллегами из разных школ. Они представляют разные уровни образования и предметы, поэтому буквально обогащаешься чем-то новым.
На какую тему был Ваш открытый урок в рамках конкурса? Что отличало Ваше конкурсное выступление от остальных, какова его изюминка?
Тема моего открытого урока звучала так: «Александр I: начало правления». На конкурсном выступлении я планировал выступить с монологом-рассуждением о том, какими бывают людские дороги и какая она – дорога учителя. В монологе был легкий юмор и ирония, и в итоге получился стендап. Зрителям понравилось.
Какое напутствие Вы даете себе на региональный этап конкурса?
Сейчас у меня в голове фраза: «Делай, что должен, и будь, что будет!» Но я постараюсь приложить все усилия и максимально задействовать опыт, чтобы выступить достойно.