14 ноября во всем мире отмечается День логопеда. Евгения Козлова – выпускница одного из первых потоков логопедического профиля в Омском педагогическом. Сейчас она руководит клубом коррекции и развития речи «Совяткины», который создала сама. В канун профессионального праздника мы поговорили с Евгенией о ее выборе профессионального пути, о ведении своего дела и о том, почему всех детей нужно учить как своих. Обо всем этом – в нашем интервью.
Расскажите, были ли в детстве мысли стать учителем?
Конкретных мыслей о том, кем я хочу быть, не было, однако мне всегда очень нравилось учиться и узнавать новое. Теперь же я учу учиться других.
Почему выбрали ОмГПУ для поступления?
Я оканчивала школу в 16 лет, и, на мой взгляд, самостоятельно выбрать профессию в этом возрасте крайне сложно. Мне очень повезло с родителями, они у меня замечательные, и вот мы совместно выбирали дорогу в профессию. Вариантов было несколько: поступление на туризм, потому что тогда это направление имело значительную популярность, на английский язык и на логопедию.
Окончательно определились мы благодаря моей крёстной. За год до моего выпуска из школы она стала заведующей логопедического детского сада. От неё-то мы и узнали, что есть такая замечательная женская профессия. К тому же она была новой, перспективной. Крёстная была уверена, что у меня получится, ведь я росла у неё на глазах и она видела мой потенциал. В конце концов выбор был сделан в пользу логопедии.
Как учеба в Омском педагогическом в целом отразилась на Вас? Что запомнилось больше всего?
Поступить получилось легко, а учиться было действительно интересно. Наш поток в очном формате был вторым, поэтому и сами преподаватели на нас практиковались и отрабатывали новые методики. С нами проводили очень много времени, притом было и формальное, и неформальное общение. Самые яркие воспоминания – это, пожалуй, поездки в санаторий «Иртышский» на целую неделю. Можно без прикрас говорить: 5 лет института – 5 лет счастья. Ведь мы везде были вместе, у нас был очень сплоченный коллектив. Я была старостой, училась на отлично, и уважительное отношение как одногруппников, так и педагогов было получено с первых дней в стенах вуза. Об институте вспоминается лишь самое светлое.
Какой предмет за время обучения в ОмГПУ нравился больше всего и почему?
Дисциплины-фаворита не было, но был любимый преподаватель. Моим научным руководителем и отличным наставником была Елена Евгеньевна Китик. Ее заряд оптимизма и хорошее отношение к профессии мне очень импонировало, а её личный пример как успешной женщины заслуживал в моих глазах огромного уважения. Ещё любила нашего психолога Наталью Николаевну Шерешик. С ней я писала первую курсовую работу. Добрый, милейший человек и педагог.
Если подытоживать, то симпатию и привязанность к преподавателям обусловливало их доброе отношение к самим студентам. Нравилось и подкупало то, что тебя замечают и относятся к тебе как ко взрослому. Здесь для меня приоритетнее личность человека, а не дисциплина, которую он ведёт.
Как сложилась Ваша профессиональная жизнь во время обучения и сразу после выпуска?
Когда мы учились, совмещение работы по профессии и учебы не было настолько массовым. Поскольку деньги всё же были нужны, в течение пяти лет я работала промоутером. Считаю, что навыки общения с разными людьми за время работы там мне пригодились. На 4 курсе тяга к изучению английского взяла верх, и я начала учиться на вечернем отделении иняза. В итоге получила 2 диплома подряд: сначала один, а через полгода – другой. Как только окончила логопедию, пошла в тот логопедический сад, в который меня звали работать изначально. Сперва отработала полгода воспитателем, потом перешла на место логопеда. В детском саду провела 14 лет и только полтора года назад уволилась по собственному желанию. Кроме того, я проходила профессиональную переподготовку по направлениям «Менеджмент в образовании» и «Олигофренопедагогика». Все четыре диплома – плоды обучения в нашем вузе, поэтому меня можно смело называть верным товарищем Омского педагогического.
На первых этапах работы в саду мне всё нравилось. Одновременно с этим открылся мой детский клуб, и около 6 лет приходилось совмещать работу и там, и там. Чем дольше я работала в детском саду, тем больше был внутренний дисбаланс: у меня не было возможности работать так, как хочу, и так, как я считала наиболее эффективным. Стоит отметить, что дети сильно поменялись: каждый год нынешнего уровня развития ребенка можно приравнять к 10-20 годам прежнего. Я попала в сферу логопедии, когда мне было 16, и своими глазами увидела череду таких значительных изменений. В государственной системе есть довольно много рамок и ограничений, а это не всегда благоприятно сказывается на результатах. С появлением собственных детей всё чаще задумывалась о том, что пора что-то менять, ведь я не получаю должного удовлетворения, не реализую себя до конца.
Теперь же, в клубе, я могу всё: покупаю необходимое оборудование и заказываю нужные пособия и материалы. У меня потребность в том, чтобы всё было качественно и эффективно. Первое, что слышит от меня каждый приходящий ко мне сотрудник: работай так, как хочешь, чтобы работали с твоими детьми. Я говорю это всегда, это мой принцип работы и мой девиз. Конечно, не обходится и без проблем, поскольку свой бизнес – это далеко не просто. Однако так как организаторскими данными я обладаю с детства, неприятности устраняются по мере их поступления. Сама сейчас не веду занятия, их ведут мои сотрудники, но действуют они так же, как действовала бы я сама.
Как появилась идея о создании собственного клуба коррекции и развития речи «Совяткины»? Почему выбрано такое название?
Когда я была в институте, мечтала стать министром образования. Ни больше ни меньше. Понимала, что хочу учить по-другому. Поэтому при трудоустройстве в детский сад думала, что со временем стану его заведующей и смогу что-то изменить. Однако фундамент, заложенный десятилетиями, не перекладывается по щелчку пальцев. Тогда я приняла решение: если я не могу поменять существующую систему, нужно создать свою. Супруг поддержал мою идею открыть детский центр. Я начала тщательно изучать этот вопрос, даже нашлись помощники, с которыми мы до сих пор хорошо дружим. Например, у одной знакомой был подобный клуб, и я туда водила своего старшего сына. Она и помогла сделать старт. Вдох-выдох – и центр открыт. Сначала мы назывались «Совята», проработали с таким названием 4 года. Всё шло довольно гладко, но у успеха всегда есть обратная сторона, когда окружающие не только радуются твоим достижениям, но и пытаются что-то испортить. Из-за возникших тогда сложностей я решила сделать ребрендинг. Первоначально мы позиционировали себя как детский центр, но я посчитала, что центр – это не совсем уютное понятие. Оно масштабное, громоздкое. Так и пришли к статусу клуба, то есть к чему-то милому и теплому. Совяткины – это фамилия нашей большой семьи, в которую то и дело приходят новые чудесные дети и их родители.
Клуб открылся тогда, когда моему старшему сыну было 4 года. До школы он ходил заниматься к моим специалистам, а теперь я вижу результат их добросовестной работы. Сын очень хорошо учится, не боится нового, у него горят глаза. Дальше – больше. Полтора года назад мы переехали в собственное большое помещение, о котором я мечтала очень долго. К моменту переезда младшему ребенку было 3,5 года, а теперь он тоже ходит на занятия к моим сотрудникам. Он у меня как космонавт: 5 лет, а уже читает, пишет и психологически готов к школе. Вместе с ним ездим в клуб: я работать, а он – заниматься.
Пожалуйста, расскажите подробнее о своём коллективе и об атмосфере в клубе.
Практически все мои девчонки – это выпускницы нашего Омского педагогического. Как человек, столкнувшийся с трудностями на первых порах, я осознаю, насколько для них важна поддержка. Сама прекрасно помню: тебе 21 год, ты логопед, стараешься, готовишься к занятиям, а тебе говорят: «Какая ты Евгения Александровна? Ты Женя! У тебя нет своего ребёнка, опыта тоже нет». Поэтому сразу говорю моим девочкам, что я, как старшая сестра, чем смогу, тем помогу. Молодым специалистам должны даваться крылья. В свое время мне дали их в институте, теперь я их передаю их дальше.
Мой коллектив – это часть моей семьи. Мой день рождения отмечаем всегда вместе у меня дома. Я так и говорю: у меня есть семья родственная, а есть – профессиональная. По-настоящему горю своим делом и не без оснований. У меня не существует разграничения по рубрикам «для дома», «для детей» и «для работы». Моя работа – это мое всё.
Все, кто приходит в наш клуб, чувствуют нашу мощнейшую энергетику, говорят, что у нас уютно, душевно и что сюда хочется идти. Наша позиция такова: вы родители, а мы ваши добрые помощники, вы не одни. За эту политику нас очень любят. Для меня признание родителей просто бесценно. Особенно ощутимо это тогда, когда люди не знают меня лично, но передают через сотрудников благодарности за проделанную работу. Каждый раз говорю с улыбкой: «Это мои Совяткины!» Приятно осознавать, что мы кому-то помогли. И таких очень много, что не может не радовать.
Что дала вам логопедия?
Не могу сказать, что сразу полюбила свою профессию. Полное осознание того, что у меня потрясающее дело, появилось, когда я родила первого ребенка. Он развивался по всем книжкам, методикам и нормам. Знания, приобретенные в вузе, очень помогали. В непростые минуты – особенно. В какой-то момент прозвучал этот щелчок в голове: «Боже, какие масштабные у меня знания, а ведь у многих мам их нет!» Ценность моего института увеличилась на моих глазах сто-, а то и тысячекратно. Ведь правильная мама по современным меркам – это чрезвычайно важно.
Сейчас я по-настоящему горжусь тем, что делаю, реализуюсь в профессии на 100 %. Это главное счастье.
Что можете посоветовать нашим читателям, еще ищущим дорогу в большую жизнь?
Сейчас шикарное время для того, чтобы погружаться в практику с головой. Когда мы учились, не было такого обилия именитых логопедов с авторскими курсами переподготовки и повышения квалификации, которые можно было бы проходить дистанционно и будучи студентом без диплома. Следует как можно раньше начинать практику, ведь логопедия – это практика. А практику надо наработать. Кроме того, просто необходимо прочувствовать детей, находиться с ними на одной волне. Вот приходит к тебе Петя – ты должен полностью погрузиться в формат Пети и жить в нём на протяжении 40 минут, пока идёт занятие. Когда педагог и ребёнок на одной волне, результативность будет высокой. Посоветую прямо со второго курса начинать работать с детьми тех же знакомых, не жить по принципу «получим диплом, а там разберемся».
Педагоги как врачи: у нас нет права на ошибку. Ребёнок не будет проживать детство второй раз. В этот период мы должны распознать проблему, правильно донести информацию о ней до родителей и предвосхитить разгорание; профилактика – это очень важно. Когда ты видишь, что ребенок часто болеет, нужно отправить его к инфекционисту, к иммунологу, если у него неправильный прикус – сводить к ортодонту, то есть разглядеть проблему и максимально помочь этому маленькому человеку. Нужно проживать своих детей, и только так будет результат.