С 1 сентября 2010 года российские вузы переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС третьего поколения). В связи с этим возникла необходимость в обсуждении структуры основных образовательных программ высшего профессионального образования (бакалавриата и магистратуры) в соответствии стандартам третьего поколения и проектированию компетентно-ориентированных учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, а также практик в составе основных образовательных программ.
30 – 31 октября в Омском государственном педагогическом университете при поддержке Учебно-методического объединения (УМО) по направлениям педагогического образования (г. Санкт-Петербург, Председатель – академик РАО Г.А. Бордовский) прошел семинар «Проектирование основной программы ФГОС третьего поколения».
Поделиться своим опытом и идеями с сибирскими коллегами приехали представители Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург):
- начальник Учебно-методического управления, доктор педагогических наук, профессор Акулова Ольга Владимировна;
- доктор педагогических наук, профессор Писарева Светлана Анатольевна;
- доктор педагогических наук, профессор Пискунова Елена Витальевна.
В работе семинара также участвовали представители:
- Новосибирского государственного педагогического университета;
- Алтайской государственной педагогической академии;
- Кузбасской государственной педагогической академии;
- Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д.И.Менделеева;
- Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского;
- Челябинского государственного педагогического университета;
- Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск).
Перед началом семинара Светлана Анатольевна Писарева и проректор по УР ОмГПУ, доктор педагогических наук, профессор Надежда Викторовна Чекалева встретились с представителями СМИ на брифинге. Было задано много вопросов, касающихся новых стандартов, Болонской Декларации других грядущих изменений в образовании.
В ходе беседы журналисты выяснили, что, с принятием образовательных стандартов третьего поколения изменится срок обучения в вузе: чтобы получить степень бакалавра, студенту потребуется четыре года вместо привычных пяти. Тот же, кто хочет заниматься научной деятельностью, может пройти двухгодичный курс в магистратуре.
Принципиальное отличие новой системы – большой объем самостоятельной работы. Нынешнему поколению постоянно приходится переучиваться, поэтому студентов нужно заранее готовить к быстрому освоению новых программ. Отсюда вытекают и другие особенности двухуровневой системы по сравнению с привычной: более широкая свобода в выборе дисциплин и возможность изучать различные курсы в других вузах.
Но главное – это иные цели и результаты обучения. Если «специалитет» предполагал получение студентом конкретной профессии, то бакалавра готовят к деятельности в профессиональной сфере. К примеру, если раньше выпускник педагогического вуза получал диплом по специальности «учитель», то теперь у него в «корочках» появится запись «бакалавр образования». В свою очередь это даст более широкие возможности для трудоустройства по окончании вуза.
Несмотря на очевидные преимущества, изменения влекут и ряд трудностей как для студентов, так и для преподавателей. Главная проблема для первых – неготовность учиться «по-новому». Студенты уже привыкли к тому, что можно «долго раскачиваться», и серьезно берутся за учебу только дважды в год – во время сессии. Для будущих бакалавров эта схема не сработает: набирать баллы здесь нужно равномерно в течение всего семестра. Кроме того, нынешним студентам пока сложно самим делать выбор, им привычнее учиться по заданному дисциплинарному плану.
«Перестраиваться» придется и педагогам. В новых условиях им предстоит учиться более мобильно и интерактивно работать со студентами. Еще одна сложность – проблема взаимодействия с работодателем. Он пока еще не готов понимать, в чем различие между специалистом, бакалавром и магистром, и как следствие – это не отражается на уровне зарплаты сотрудника.
Те студенты, которые сегодня уже учатся в вузе, получат образование по традиционной пятилетней программе и выйдут из университета дипломированными специалистами. Кроме того, нововведения не коснутся военных, медицинских и инженерных вузов.
В финале встречи Надежда Викторовна добавила, что с принятием двухуровневой системы поступить в университет сложнее не станет. А набор на бюджетные места по-прежнему будет осуществляться по результатам ЕГЭ.
Двухдневный семинар оказался весьма насыщенным. В первый день Светлана Анатольевна Писарева и Елена Витальевна Пискунова осветили следующие вопросы:
- общая характеристика ФГОС 3-го поколения;
- проектирование образовательных программ бакалавриата в многоуровневом образовании;
- проектирование образовательных программ магистратуры в многоуровневом образовании;
- преемственность разработки реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры (сквозные программы);
- современный учебно-методический комплекс.
Вторую часть дня участники семинара проработали в группах, на практике пытаясь спроектировать УМК в ОП ФГОС 3-го поколения и организовывать разработки образовательных программ на кафедре/факультете.
31 октября в 10 часов семинар открыла Ольга Владимировна Акулова выступлением на тему «Разработка ФГОС 3-го поколения: общие подходы, проблемы и перспективы». Планировался 15-минутный перерыв, но семинар плавно перетек в круглый стол по проблемам разработки и реализации ОП во ФГОС 3-го поколения. Вопросов было много. В грядущих переменах мы увидели много сложного и непонятного. Нюансы требовали обсуждения.
Круглый стол завершился. Но из аудитории никто не расходился. Вопросы, советы, размышления, обмен мнениями, слова признательности. Руководителей семинара из РГПУ им. Герцена и Н.В. Чекалеву благодарили за организацию такого важного мероприятия в сфере образования, а также за предоставленную возможность получить ответы на актуальные, наболевшие вопросы.
С материалами семинара можно ознакомиться на Образовательном портале «Школа» http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=311 (если Вы не зарегистрированы, нажмите кнопку «Зайти гостем»).