Международный социальный проект «Современный русский» начал свою активную просветительскую работу в марте 2008 года. Именно тогда сотрудники Омского государственного педагогического университета решили: нужно противостоять негативным тенденциям в русском языке. К счастью, очень скоро стало ясно, что основной целью должна быть вовсе не борьба, а взаимодействие: людям давно требовалась доступная филологическая помощь.
Филологи и пиарщики ОмГПУ запустили специальный сайт проекта, стали выпускать видеоролики о нормах произношения и правописания в современном русском языке, разработали макеты наружной рекламы с целью популяризации грамотности и открыли службу бесплатной экстренной лингвистической помощи (ЭЛП). Видеоролики стало размещать в своем эфире рекламное агентство «Легион ТВ», макеты наружной рекламы омская мэрия распечатала и разместила по городу как тематическую «социалку», на сайте проекта появились первые научно-популярные материалы по филологии, а омские СМИ стали активно популяризировать службу ЭЛП, поскольку и сами к ней нередко прибегали.
ЭЛП сразу же стала одним из самых востребованных направлений проекта. Сначала филологи ОмГПУ оказывали помощь населению только по телефону горячей линии (3812) 23-44-84, однако скоро стало ясно, что каналы коммуникации следует расширять. Так ЭЛП появилась в формате Skype и ICQ, а потом специально для молодёжной аудитории была открыта страница Ask.fm/Russian и группа «ВКонтакте». Достижения семи лет работы проще всего выразить цифрами: лингвисты проекта ответили более чем на 65 000 вопросов от жителей 567 городов, 317 из которых находятся на территории России, а остальные за рубежом. 12 400 подписчиков из 26 стран мира получают помощь лингвистов ОмГПУ только на страничке Ask.fm/Russian.
Важно отметить, что все направления проекта «Современный русский» (а сейчас их девять) появились благодаря взаимодействию с различными социальными группами и внимательному отношению сотрудников ОмГПУ к их запросам. Понадобились школам города и области популярные лекции по филологии для школьников и учителей – возник «Филологический класс». Захотели работающие омичи повысить уровень владения русским языком – появились тренинги «Деловой русский». Обратились в проект иностранцы с просьбой рассказать, в чем культурно-историческое своеобразие Сибири, – был создан мультимедийный образовательный ресурс «Ближе к России. Омск» для дистанционного изучения русского языка как иностранного.
Когда выяснилось, что бизнес-сообщество нуждается в малоформатных справочных изданиях, помогающих соблюдать речевые нормы в устном и письменном деловом общении, филологами ОмГПУ была создана серия компактных изданий «За словом в карман», «Папка делового человека», «О склонении имен и фамилий» (на сайте проекта есть электронные версии этих словарей в открытом доступе). Стали школьники интересоваться электронными образовательными ресурсами для подготовки к экзаменам, и сотрудники проекта создали специальную подборку в рубрике «Готовимся к ЕГЭ и ГИА». По многочисленным заявкам пользователей были созданы сгруппированные по тематике списки литературы для читателей разных возрастов в рубрике «Что почитать?». Кстати, вопреки стереотипному представлению о том, что современная молодежь литературой не интересуется, беремся утверждать, что книги юное поколение читает самые разнообразные, увлекается классикой, популярной психологией и философией, любит стихи как читать, так и писать, старается заниматься саморазвитием. В этом легко убедиться, заглянув на страницу вопросов и ответов.
Дважды за свою деятельность проект ОмГПУ «Современный русский» становился грантообладателем фонда «Русский мир», не раз побеждал во всероссийских конкурсах интеллектуальных и PR-проектов, материалы проекта были опубликованы в сборнике «Инновационная Россия», журналах «Стратегия России», «Национальные приоритеты России», «Русский мир.ru», «Русский язык за рубежом» и др.
Семь лет работы позволяют утверждать: проект Омского педуниверситета доказал, что филология может быть не только рафинированно-академичной, но и прикладной, живой и весьма интересной для людей наукой. Яркое тому подтверждение мы находим в участившихся обращениях в адрес проекта приблизительно такого содержания: «Хочу стать филологом, как вы. Расскажите, пожалуйста, о тонкостях этой профессии, чтобы у меня были аргументы для разговора с родителями». Смена подрастает.