В январе принято подводить итоги прошедшего года. Это всегда напряжённый и ответственный период в любой организации и подразделениях. Научная часть ОмГПУ на время подготовки отчёта о научной деятельности педуниверситета за 2003 год была закрыта для посетителей. Но сегодня мы уже можем обратиться непосредственно к результатам – отчёт завершён и опубликован. С информацией о темах научных исследований, проводившихся в нашем вузе по темплану Министерства образования ОмГПУ, хоздоговорам и грантам, можно ознакомиться на сайте университета в разделе “Наука”. В своём же материале мы осветим защиты докторских и кандидатских диссертаций, а также основные публикации преподавателей. Итак, некоторые достижения науки в Омском государственном педагогическом университете за прошлый год.
В 2003 году в вузе был открыт диссертационный совет К 212.177.02 по специальностям 03.00.08 Зоология – биологические науки и 03.00.16 Экология – биологические науки. Открытия этого совета долго ждали и к нему активно готовились, благодаря чему в первую же его диссертационную сессию были защищены четыре диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук.
Защиты диссертаций работниками вуза
на соискание учёной степени доктора наук:
- Кабиров Ф.З. Психологические механизмы формирования профессионализма практического психолога. Калуга.
- Ковалёв А.И. Формирование и развитие менеджмент-образования в высшей школе. УГЭУ.
на соискание учёной степени кандидата наук:
- Аринбеков Т.И. Исследовательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. В.А. Далингер.
- Белобородова А.А. Книга стихов Н.С. Гумилёва как художественное целое. г. Екатеринбург. Научный руководитель проф. М.С. Штерн.
- Буданова М.Г. Флора сосудистых растений г. Омска. Томск, ТГУ. Научный руководитель проф. А.С. Ревушкин.
- Вторушин М.И. Общенациональный кризис 1920 – нач. 1921 гг. на территории Западной Сибири. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. А.А. Штырбул.
- Деменкова Л.В. Лирика Т.М. Белозёрова: между классикой и художественным примитивом. г. Омск. Научный руководитель проф. Э.Г. Шик, М.С. Штерн.
- Жирнова Е.В. Фауна и биолого-экологические особенности кругоресничных инфузорий водоёмов Омской области. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. С.Ф. Лихачёв.
- Ишкова Т.Н. Концепт языковой личности в английском языке в сопоставлении с русским языком (на примере анализа вариантов переводов пьесы Б. Шоу “Пигмалион”). г. Москва, РУДН. Научный руководитель В.П. Нерознак.
- Котенко Е.Н. Аудиовизуальная поддержка студентов при решении профессионально-педагогических задач. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Н.В. Чекалёва.
- Кузьмин С.Г. О некоторых свойствах алгебр матричных инвариантов над бесконечными полями конечной характеристики. г. Омск, ОмГУ. Научный руководитель проф. А.Н. Зубков.
- Лаздина Т.И. Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в общеобразовательной школе. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Л.А. Шипилина.
- Некрасова Т.В. Управление процессом личностного развития учащихся в общеобразовательной школе. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Л.А. Шипилина.
- Николина О.И. Социокультурный контекст феномена смерти в постиндустриальном мире. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. О.Н. Смолин.
- Оплетаева Т.В. Оценка социально-экономической эффективности управления вузом. г. Екатеринбург, УПИ. Научный руководитель проф. А.И. Ковалёв.
- Пашина М.В. Анатомо-гистохимические особенности роз при интродукции в лесостепном Прииртышье. г. Новосибирск, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН. Научный руководитель О.Ю. Васильева.
- Подворная А.В. Особенности поэтической онтологии И. Анненского. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф.А.А. Асоян.
- Подхомутников В.Г. Лингвокультурологические особенности устойчивых сравнений в русском и английском языках (на примере идеографического поля “Внешность”). г. Москва, Институт языкознания РАН. Научный руководитель – В.П. Нерознак.
- Рудаков Д.Ю. Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. М.П. Лапчик.
- Сергеева В.С. Подготовка студентов педвузов к оценочной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. М.П. Лапчик.
- Терлеева И.Б. Деятельность учителя по развитию классификационных умений учащихся общеобразовательной школы. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель проф. Н.Н. Суртаева.
- Федяева Н.Д. Языковой образ человека в аспекте когнитивных категорий дуальности, градуальности оценки норм на лексическом и текстовом материале современного русского языка. г. Барнаул, Алтайский гос. университет. Научный руководитель проф. М.П. Одинцова.
- Федяинова Н.В. Интегративный подход в обучении информационным технологиям будущего учителя начальных классов. г. Омск, ОмГПУ. Научный руководитель доцент И.И. Раскина.
- Шипилина В.В. Развитие мотивации достижения у социально-педагогически запущенных младших школьников. г. Иркутск, Иркутский гос. пед. университет. Научный руководитель проф. Е.П. Щербаков.
- Шульга Е.В. Задачи как средство оптимизации процесса обучения математической деятельности в 5–6 классах. г. Омск, ОмГПУ.
Издано 11 монографий, 22 сборника научных трудов, в числе которых ежегодники “Естественные науки и экология” (Под ред. И.И.Богданова), “Математика и информатика: наука и образование” (Под ред. М.П.Лапчика), “Гуманитарные исследования” (Под ред. С.И.Орехова), “Наука образования” (Под ред. Н.В.Чекалёвой), “Гуманитарные исследования: Серия “Преемственность”” (Под ред. М.С.Штерн), а также материалы научных конференций, проходивших на базе ОмГПУ: “Демократизация и перспективы международного сотрудничества” (Под ред. И.В.Барынькина), “Применение современных информационных технологий в образовании” (Под ред. М.П.Лапчика), “Восьмые апрельские экономические чтения” (Под ред. А.И.Ковалёва) и др.; 56 вузовских учебников и учебных пособий. Вышло 6 учебных пособий с грифом УМО Министерства образования Российской Федерации:
- Блинова Е.Г. Безопасность жизнедеятельности в системе человек – среда обитания. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 17,3 п.л.
- Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 6 п.л.
- Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. М.: Академия,2003. – 39 п.л.
- Оглоблин И.А. English for computing. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003 – 15 п.л.
- Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология. Омск: Сфера,2003. – 6,1 п.л.
- Иванов А.Ф., Бобров П.П. Физика. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003 – 8 п.л.
На базе вуза проведены конференции:
- Подготовка будущего учителя в условиях модернизации общего среднего и высшего педагогического образования: Семинар заведующих кафедрами педагогики педагогических вузов Сибири. (Региональная). Февраль 2003.
- Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. (Международная). 21–22 марта 2003.
- Восьмые апрельские экономические чтения. (Региональная). 9–10 апреля 2003.
- Проблемы качества подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования. (Региональная). 18–29 апреля 2003.
- Реальность. Человек. Культура. (Региональная). 23–24 декабря 2003.
- Применение информационных технологий в образовании: Третий семинар. (Региональная). 7 июня 2003.
- Применение информационных технологий в образовании: Четвёртый семинар. (Региональная). 20 сентября 2003.
- Проблемы сохранения исторического наследия Тарского Прииртышья. (Региональная). – 25–26 сентября 2003.
- Проблема сопряжения и преемственности образовательных программ разного типа в системе педагогического образования в условиях модернизации образования. (Всероссийская). Ноябрь 2003.
- Непрерывное экологическое образование в школе: опыт и проблемы. (Областная). 5 ноября 2003.
- Содействие развитию образования в области прав человека: Семинар по проекту ООН. (Международная). Декабрь 2003.
Несколько вопросов проректору по науке ОмГПУ доктору философских наук профессору Д.М.Федяеву
– Насколько популярны диссертационные советы ОмГПУ у учёных из других регионов?
– Всего в наших диссертационных советах в прошлом году прошло 39 защит, одна из них – докторская, по педагогике. Едут к нам защищаться из разных регионов. Так, например, докторскую защитил учёный-педагог из Казахстана, в совете по информатике был соискатель из Биробиджана. На философский совет обратили внимание учёные из Екатеринбурга.
– Какие специальности из “наших” особенно популярны?
– Традиционно много защит по методике преподавания информатики и математики, а также по истории. Но это зависит от множества различных факторов. Так, у педагогов в этом году защит было меньше, что вызвано несколькими неудачами в прошлые годы. После нескольких лет подготовки документов открыт кандидатский совет у биологов, и сразу – четыре диссертации.
– Кто-нибудь следит за судьбой защитившихся у нас аспирантов и соискателей: где и кем они работают, продолжают ли научную деятельность?
– Конечно, в каждом совете, как правило, знают о “своих”. Например, я могу сказать о тех, кто в числе первых защитил у нас кандидатские диссертации по философии. Лена Собольникова в настоящее время заведует кафедрой философии в Тобольске, Паша Зайцев – замдекана нашего философского факультета, собирается писать докторскую.
– Динамика роста числа научных публикаций незначительна: 1108 в 2003 году против 1082 – в 2002-м. С чем это связано?
– В нашем университете порядка 590 преподавателей, 300 аспирантов, из них 163 – очного отделения. Получается, что на одного преподавателя приходится в среднем менее двух публикаций. При этом некоторые авторы (как, например, профессор В.А. Далингер) имеют порядка 10 публикаций в год. А значит, много таких, которые совсем ничего не пишут. Есть кафедра – и это, замечу, не кафедра физической культуры, – которая имеет всего одну публикацию, причём тезисы. Конечно, было бы лучше, если бы преподаватели писали больше: шедевры на пустом месте не рождаются.
– У научных изданий небольшие тиражи. Доходят ли они до заинтересованных читателей?
– На большие тиражи просто денег не хватает. С другой стороны, если монография называется “Мхи и лишайники” или “Эвгленовые жгутиконосцы”, людей, способных оценить её красоты, найдётся немного. В то же время пособие М.П. Лапчика (в соавторстве) в 2001 году издано тиражом 30 тысяч экземпляров, и в 2003 году тираж повторили – снова 30 тысяч экземпляров. И дело не только в том, что Михаил Павлович – известный в стране методист. В связи с повсеместным развитием компьютерных технологий давно существовала потребность в этой книге, и когда она появилась, то сразу начала пользоваться большим спросом.