+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Ко Дню учителя: интервью с Виктором Алексеевичем Далингером

Ко Дню учителя: интервью с Виктором Алексеевичем Далингером

03.10.2018

День учителя – профессиональный праздник работников сферы образования, в нашей стране он отмечается 5 октября. В преддверии этого праздника мы взяли интервью у доктора педагогических наук, профессора кафедры математики и методики обучения математике Виктора Алексеевича Далингера.

Далингер В.А.

– Виктор Алексеевич, скажите, когда Вы решили стать учителем?

– Скорее всего, в самом детстве. Мы играли в школу, и всякий раз был большой спор: кому стать учителем. По окончании школы у меня даже других мыслей в голове не было: я знал, что буду учителем. На тот момент была проблема, какой предмет выбрать: математику, биологию. Я учился хорошо по всем предметам, но в итоге поступил на математический факультет.

– Сколько лет Вы работаете в вузе?

– В ОГПИ им. А.М. Горького начал работать с 1 сентября 1974 года, уже 44 года.

– Какие мечты своего студенчества Вы воплотили в жизнь?

– Всегда мечтал стать хорошим учителем. Не знаю, хороший ли я педагог, но знаю точно, что моя работа доставляет мне удовольствие. Хожу на нее не для получения денег, а для совершенствования. Совершенствуюсь сам и учу этому студентов. Поэтому мои мечты, мне кажется, сбылись. В студенчестве, конечно, не думал, что стану ученым, доктором наук. Но так сложилось.

– Каким должен быть хороший учитель?

– Прежде всего, учитель должен любить ребятишек. Если ты их не любишь, они это чувствуют. Во-вторых, это хорошее знание предмета, постоянная работа над собой: читать, решать, двигаться вперед – мозг постоянно требует подпитки.

– Самый значимый успех в Вашей жизни?

– Я горжусь тем, что удачно защитил кандидатскую диссертацию. А потом и докторскую. Конечно же, волнение испытывал, когда защищал докторскую. Когда проходило голосование, я получил все белые шары, и в адрес моей работы было сказано много добрых слов. Считаю это своим достижением.

– Какие качества Вы цените в студентах, в будущих учителях?

– Я бы назвал такие качества, как работоспособность, трудолюбие, отзывчивость и неравнодушие – реакция и на проблему, и на успех другого человека.

– Самый лучший совет, который Вам дали учителя?

– Мне кажется, они совет давали своим примером. Мы учились в школе-интернате. Моя учительница математики Анфиса Тимофеевна Васильева никогда не уходила домой, пока не сделает с нами домашнюю работу, хотя у нее были свои собственные дети. На мой взгляд, это подвиг. И, конечно, я вспоминаю свою первую учительницу Анну Антоновну Сахно. Великолепный человек. Если ребенок заболел и не был в школе, она в этот день обязательно навестит его, спросит про здоровье, несмотря на то, что у нее была своя семья. Вот такими своими примерами наши учителя давали самый главный совет, показывали, как надо действовать, работать.

– Вы отслеживаете профессиональную карьеру своих выпускников?

– Мы поддерживаем связь: я передаю приветы, мне передают. Обмениваемся любой информацией со студентами, будь то победа в конкурсе «Учитель года» либо какое-то личное достижение. Мои выпускники – это директора школ, представители органов управления образованием. Всегда приятно узнавать о достижениях своих выпускников. Я горжусь ими.

– Какой совет Вы дали бы тем, кто хочет стать учителем?

– Зачитаю отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко:

Заманчив проект социального рая,
но полная стыдь,
всех в мире детишек усыновляя,
своих запустить.
Глобальность порой шовинизма спесивей.
Я так ли живу?
Обнять человечество –
это красивей, чем просто жену.
Я занят планетой, раздрызгай, раскрошен.
Не муж – срамота.
Свой сын, если он позаброшен, – он брошен.
Он – как сирота.
Должны мы бороться за детские души,
должны, должны...
По что, если под поучительской чушью
в нас нету души?
Учитель – он доктор, а не поучитель,
и школа – роддом.
Сначала вы право учить получите –
учите потом.
Должны мы бороться за детские души,
но как?
Отвратно игрушечное оружье
в ребячьих руках.
Должны мы бороться за детские души
прививкой стыда,
чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче
из них никогда.
Но прежде чем лезть с поучительством грозным
и рваться в бои
за детские души –
пора бы нам, взрослым,
очистить свои...

В этих стихах заложен смысл профессии учителя.

– Назовите плюсы работы учителем?

– Сегодня учитель обязан заполнять большое количество документов. На мой взгляд, это отвлекает от работы с учениками. Учитель должен находить время работать с учениками. Время идет, все меняется. Меняется общество и молодежь вместе с ним. Учитель должен понимать одно: нужно соответствовать нынешнему молодому поколению. В наше время все чаще стали говорить про плохую молодежь. На что еще Фаина Раневская сказала: «Раньше я просто знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают». Я хотел бы, чтобы молодые педагоги соответствовали новому времени. А учителя со стажем должны понимать нынешнее поколение, учитывая их требования, установки, а не навязывать свою точку зрения.

Плюсом работы учителя можно назвать два новых года. Все педагоги ждут с трепетом и волнением начало нового учебного года. Также можно назвать летние каникулы. Но самое главное – это общение с молодежью, поэтому душа учителя всегда молода. Хочу зачитать слова В.С. Высоцкого к своей учительнице:

Вы обращались с нами строго,
Порою так, что – ни дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.
Вы научили нас, молчащих,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за все благодарить.

– Дайте напутствие молодому учителю, который только начинает познавать мир педагогической профессии.

– Не думай, что ты за пять лет обучения в вузе набрал много знаний и их хватит на всю жизнь. Это так далеко от правды. Надо ежедневно читать книги, гоняться за новыми источниками. Это прежде всего работа над собой, над своим саморазвитием, иначе ты не имеешь право обучать молодых. Если тебя ученики поймали на том, что ты новую книжку не читал, а они читали, они разочаруются в тебе. Есть хорошая пословица, мои студенты ее знают: «Единственный сосуд, вмещающий больший объем, чем он сам, – это наш мозг».

Отдел информационной политики