Сегодня наш университет посетил координатор проекта «Летописи.Ру» Е.Д. Патаракин с лекцией «Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю».
Евгений Дмитриевич не один год посвятил программе Интел «Обучение для будущего» и работает с гипертекстовыми системами уже более пятнадцати лет, начиная со времен зарождения Всемирной паутины. Используя личный опыт и приводя большое количество примеров, он начал с обзора современных сетевых технологий, позволяющих единомышленникам общаться и обмениваться информацией (блоги, фликр и др.).
Е.Д. Патаракин выступает в ОмГПУ
Небольшой экскурс в историю гипертекста, проведенный лектором, показал, что пользователей Интернета давно волновал вопрос: можно ли независимым авторам публиковать материалы самостоятельно (то есть без участия редакторов или веб-мастеров), а также снабжать их ключевыми словами для удобства поиска? Решением проблемы стала технология вики-вики, разработанная несколько лет назад; она же была положена в основу российского проекта «Летописи.Ру».
Большая часть лекции была посвящена особенностям наполнения вики-хранилища текстов на примере «Летописей». Участники проекта могут создавать темы и писать статьи о своих городах и поселках; при этом получается так, что статья по объемной теме почти наверняка будет составлена несколькими разными авторами. Каждый из них имеет право исправлять или дополнять написанное другими, а также участвовать в обсуждении результатов коллективного творчества. Путем добавления гиперссылок авторы получают возможность встраивать статью в широкий контекст уже имеющихся в системе материалов; при определенном объеме информации по ряду тем на первый план выходит именно задача структурирования и упорядочивания существующих статей, а не написание новых.
Аудитория
С помощью мультимедийного проектора и при участии аудитории Евгений Дмитриевич продемонстрировал процесс создания тестовой статьи на сайте проекта. Прямо на лекции по предложенной студентами теме «Река Иртыш» был составлен текст объемом всего несколько строк; в него же специальными гипертекстовыми командами было сделано включение «чужого» написанного ранее материала о реке Амур, благодаря чему тестовая статья даже приобрела некоторый информационный вес.
Легкость внесения изменений в любые статьи проекта вызвала массу вопросов аудитории, главный из которых формулировался так: «Были ли случаи намеренной порчи материалов?» В ответ Евгений Дмитриевич озвучил идеологию проекта, в которой центральное место занимает вера в порядочность пользователей и их стремление к совместному накоплению ценной информации. Он также подчеркнул, что ему чаще приходилось сталкиваться не с уничтожением созданного, а с новыми редакциями своих мыслей, что, впрочем, полностью соответствует духу проекта.
После окончания лекции студенты ОмГПУ остались на мастер-класс Е.Д. Патаракина, где попробовали силы в создании собственных статей, тесно связанных с более чем тремя тысячами документов, которые уже составляют энциклопедию российских городов и поселков.
Мастер-класс Е.Д. Патаракина
В заключение отметим, что проекты, подобные «Летописям», обладают огромным воспитательным и образовательным потенциалом: у школьников и студентов в ходе коллективной работы над материалом развивается мышление, формируется способность уважать чужую точку зрения, накапливается опыт системного видения разных ситуаций. Конечно, создаваемые ими гипертекстовые собрания статей не претендуют на научность и исключительную достоверность содержащихся в них материалов, однако служат прекрасным источником непредвзятой информации по широкому кругу вопросов для людей, желающих всесторонне изучить некоторую проблему.
Название статьи – цитата из аннотации к книге: Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2006. – 46 с.