Восемь студентов ОмГПУ специальности «Связи с общественностью» под руководством ассистента кафедры массовой информации и коммуникации (МИиК) Натальи Викторовны Вагенляйтнер побывали в городе Новосибирске, где с 1 по 3 декабря проходил Сибирский форум молодых PR-специалистов «NovoPRsk-2006».
История PR-образования в России насчитывает около 15 лет. Это довольно короткий временной отрезок для такого масштабного процесса, как формирование единой модели подготовки PR-специалиста в российской высшей школе. Тем не менее, становление образовательной PR-школы, как и PR-деятельности вообще, в нашей стране происходит очень интенсивно и динамично – большое количество классических университетов, технических и педагогических вузов готовят специалистов по связям с общественностью. Поэтому неудивительно, что участниками данного мероприятия, которое, кстати, организовали студенты Новосибирского государственного университета экономики и управления при поддержке Российской ассоциации по связям с общественностью, стали вузы Омска, Челябинска, Красноярска, Барнаула, Улан-Удэ, Санкт-Петербурга и др.
Программа конференции почти не оставляла свободного времени приезжим студентам: 1 декабря – конкурс проектов, 2 декабря – круглые столы, деловые игры, тренинг по актерскому мастерству, 3 декабря – мастер-классы, торжественное закрытие форума.
Команда ОмГПУ на конференции
Одним из условий участия в данном форуме стала защита студентами собственного проекта в области PR. Опыт создания и реализации проекта «Студенческое коммуникационное агентство (СКА) в системе профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью» и представила собравшимся на конференции команда ОмГПУ.
– Современная ситуация на рынке труда ставит выпускника в «особые» условия – ему необходимо быть конкурентоспособным сразу после окончания вуза. Именно от того, насколько он способен решать профессиональные задачи у своего первого работодателя, зачастую зависит его дальнейшая успешность в жизни. Мы считаем, что внедрение компетентностного подхода в практику подготовки PR-специалиста позволит разрешить существующую проблему «приращения» профессионального опыта и соотнесения получаемых теоретических знаний с профессиональной практикой. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, в индивидуальной и групповой психологии и т.д. Так у преподавателей кафедры МИиК Омского государственного педагогического университета, доцентов H.A. Мельниковой и Е.Ю. Кармаловой, появилась идея создания студенческого коммуникативного агентства, – рассказывает Наталья Викторовна.
Очень важно, что студенческое коммуникативное агентство – исключительно практикоориентированный проект, предполагающий включение студентов в реальную профессиональную деятельность – продвижение PR-услуг в омском бизнес-сообществе, государственных и общественных организациях.
Основные принципы, на которых строится работа студенческого коммуникационного агентства:
- Добровольность участия студентов в проекте.
- Работа в малых группах. Перед каждой группой ставится частная задача, влияющая на достижение общей «идеальной» цели. Сегодня структура СКА представлена шестью группами. Например, информационная группа, цель которой – формирование информационного пула: выявление основных корпоративных аудиторий, информирование о деятельности СКА и специальности, выявление и конструирование новостей о деятельности СКА; креативная группа, которая разрабатывает стратегии продвижения (в настоящее время – продвижения СКА), и др.
- Подвижный состав групп. Студенты могут подключаться к работе других групп или после реализации частной задачи вливаться в состав других групп. Это позволяет осуществлять «комплексность» подготовки, овладевать в процессе работы различными компетенциями: исследовательской – при проведении маркетинговых исследований для заказчика, коммуникативной – при ведении переговоров с заказчиком, прогностической – при реализации проекта и т.д.
- В состав малых групп входят студенты разных курсов. Это позволяет реализовывать принципы обучения в сотрудничестве, а также идею опережающего развития. Старшекурсники имеют возможность попробовать свои силы в профессии, а студенты младших курсов – наблюдать и учиться в сотрудничестве, на практике осваивая неизвестные пока методы деятельности, чтобы в дальнейшем материал по той или иной дисциплине использовать для систематизации появившихся навыков. Кроме того, так осуществляется преемственность в работе агентства – «уход» старшекурсников позволяет не снижать эффективности работы агентства в целом.
- Открытость бюджета СКА для всех его членов. Студенты эффективны в создании и реализации проекта «идеальной» стороны профессиональной деятельности, но зачастую «материальная» сторона профессии для них далека. Расчет бюджета проекта и его доходность для организации (СКА), финансовая эффективность мероприятий остаются вне внимания студентов. Открытость бюджета позволяет освоить студенту рыночные механизмы современного бизнеса. И поскольку студенческое коммуникационное агентство – это еще и бизнес-проект, то экономическая составляющая – одна из важнейших.
Студенческое коммуникационное агентство «Парковка» уже начало свою деятельность на базе филологического факультета. Оно учитывает те тенденции, которые существуют сегодня на рынке труда, в бизнес-сообществе и в системе высшего профессионального образования. А это позволяет надеяться на интеграцию СКА в систему подготовки специалиста по связям с общественностью и сделать максимально эффективной подготовку выпускника-пиарщика к реальностям российского бизнеса.
Подробнее о форуме читайте в статье «Три дня в городе NovoPRsk’e» (газета «Наша академия», НГУЭУ).