+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Официально • Программа развития ОмГПУ на период 2005-2010 гг. кандидата на должность ректора К.А. Чуркина

Программа развития ОмГПУ на период 2005-2010 гг. кандидата на должность ректора К.А. Чуркина

Миссия Омского государственного педагогического университета в региональной и российской системе образования, в социальной сфере в целом:

  • в подготовке кадров учителей для региональной системы образования (дошкольных учреждений, начальной и средней школы, старшей школы, профильных классов старшей школы, всех типов и видов школ, гимназий, лицеев и т.п., преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования);
  • в подготовке кадров учителей для школ сибирского и уральского регионов (Тюменская область, Новосибирская область, Эвенкийский автономный округ, Республика Тыва, Чукотский автономный округ и т.п.);
  • в повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров региональной и пограничной с омским регионом систем образования;
  • в подготовке кадров для системы высшего образования в аспирантуре и докторантуре университета, через имеющиеся диссертационные Советы по защите кандидатских и докторских диссертаций;
  • в подготовке кадров для социальной сферы Омской области и соседних регионов (социальных педагогов, социальных работников, психологов, юристов, менеджеров, специалистов в области информатики и компьютерной техники, по связям с общественностью, в области сервиса и туризма, искусства и т.п.);
  • в оказании образовательных и иных услуг населению;
  • во влиянии на общекультурное, социально-экономическое, социально-политическое развитие региона.

Для осуществления миссии педагогического университета необходимо формирование:

  • понимания и поддержки власти региона и общественности в целом;
  • понимания и поддержки педагогической общественности региона;
  • понимания и создания условий для непосредственной работы в этом направлении коллектива педагогического университета, педагогических колледжей и училищ, ИПКРО как ассоциативных членов Некоммерческого партнёрства учреждений педагогического образования;
  • понимания и поддержки студенческой общественности.

Исходя из роли педагогического университета в регионе, определяется и программа развития университета на ближайшие 5 лет.

Следует отметить, что программа будет осуществляться в условиях действия некоторых объективных факторов:

1. Фактора изменения политики государства в области образования, в которой главным становится:

  • повышение качества и доступности образования:
  • разработка и введение в действие нового поколения государственных образовательных стандартов;
  • внедрение системы управления качеством образования;
  • осуществление перехода на двухуровневое высшее профессиональное образование;
  • оказание адресной социальной поддержки обучающимся;
  • создание прозрачной системы конкурсного приёма в вузы;
  • расширение сети подготовительных отделений в вузах;
  • развитие системы непрерывного профессионального образования:
  • интеграция образовательных учреждений профессионального образования разного уровня;
  • объединение образования и научной деятельности;
  • развитие вузовской науки и крупных образовательных научных центров;
  • формирование эффективного рынка образовательных услуг:
  • изучение потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
  • осуществление мониторинга рынка труда;
  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования:
  • создание благоприятных правовых и экономических условий для частного и корпоративного инвестирования в образование;
  • усиление влияния институтов гражданского общества на управление в области образования;
  • переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ.

2. Фактора демографической ситуации, которая характеризуется падением рождаемости, начиная с 1989 года, когда общий коэффициент составлял 2,01 и примерно достигал уровня воспроизводства населения, в 1999 г. – 1,17. Причем, опыт европейских стран показывает, что возвращение к уровню воспроизводства населения маловероятно в течение многих лет.По оценке ООН в России к 2015 г. произойдет сокращение числа детей в возрастных группах 5-14 лет на 38 %, 15-19 лет – на 47 % по сравнению с 2000 г. Рассчитывать на то, что в школах сохранится востребованность в учителях за счёт уменьшения количества детей в классах, не приходится. Сегодня на одного учителя в России имеется 11,5 учеников, тогда как в Европе, на которую мы ориентируемся, – 14,3.

3. Фактора реальной ситуации на рынке педагогического труда в регионе и тенденциями ее развития:

а) в течение практически всех 1990-х гг. – нач. 2000 гг. в связи со структурными изменениями в экономике рынок педагогического труда выступал в роли донора для новых сфер деятельности, отдавая в основном молодёжь: учителей, имеющих небольшой стаж работы и потенциальных педагогов-выпускников высших и средних педагогических учебных заведений.

Распределение учителей общеобразовательных школ Омской области по стажу педагогической работы

Пед. стаж 1996 год 2000 год 2001 год 2003 год 2004 год
Учителя % Учителя % Учителя % Учителя % Учителя %
До 2 лет 1826 7,2 1277 5,4 1268 5,5 1051 4,9 924 4,4
От 2 до 5 лет 2670 10,6 1857 7,8 1652 7,2 1298 6 1176 5,7
От 5 до 10 лет 4954 19,6 3814 16,1 3319 14,5 2597 12 2284 11
От 10 до 20 лет 8510 33,7 8342 35,1 8138 35,6 7546 34,9 7156 34,4
Свыше 20 лет 7297 28,9 8471 35,7 8509 37,2 9099 42,1 9243 44,5
Итого 25257 100 23761 100 22886 100 21591 100 20783 100

Эта тенденция сохранится на ближайшее будущее. Её усиление или ослабление будет зависеть от изменения политики в отношении учителя (рост зарплаты, социальной поддержки, строительство жилья и т.п.).

б) демографическая ситуация оказывает прямое влияние на ситуацию на рынке педагогического труда. Происходит сокращение числа рабочих мест в системе образования и численность педагогов. За 2004 год число детей в общеобразовательных школах уменьшилось на 21 тыс.чел., на 700 единиц сократилось количество классов-комплектов, на 800 чел. уменьшилось число учителей. За период с 1994 по 2004 гг. число учителей в общеобразовательных школах региона уменьшилось с 24888 до 20551 чел.;

в) изменяется возрастной состав учителей, происходит старение педагогических коллективов.

Доля учителей пенсионного возраста в 2004 г. составила 15,7 %, в селе – 8,4 %. Более 44 % работающих учителей в 2004 г. имеют стаж работы свыше 20 лет.

Следует отметить, что выпускники высших и средних педагогических учебных заведений – наиболее вероятная категория, которая будет предлагать себя на рынке труда, имея соответствующее образование, владея современной техникой, современными технологиями обучения и, имея один крупный недостаток ? отсутствие опыта работы. В сложившихся условиях на рынке педагогического труда категория выпускников вузов – наиболее вероятный путь постепенного изменения кадровой ситуации в системе образования.

В связи с этим необходимо продолжить изучение развития рынка труда для выпускников университета: до конца 2005 года иметь полную картину востребованности специалистов с высшим педагогическим образованием, а в 2006 г. – востребованности специалистов по непедагогическим специальностям на региональном рынке труда. Выстроить систему гибкого реагирования и связи обучения с рынком труда

  • сохраняя в рамках стандарта академические традиции обучения, усилить образовательную составляющую, направленную на будущую сферу деятельности;
  • в организации практики ориентироваться на наиболее продвинутые школы, высококвалифицированных учителей, владеющих современными технологиями образования и т.п.;
  • организовать практику студентов, обучающихся по целевым направлениям в университете, в образовательных учреждениях и других организациях, направивших их на учёбу в университет;
  • ежегодно осуществлять мониторинг трудоустройства, анализировать его результаты с широким обсуждением, в том числе и в СМИ.

В стратегическом управлении вузом важно привлечение представителей заинтересованных кругов. Поэтому необходимо:

  • создать в течение 1-2 лет Попечительский Совет университета, в который должны войти представители региональной исполнительной и законодательной власти, потенциальных работодателей, представители коммерческих и общественных организаций и т.п.;
  • определить основные направления развития университета при законодательном изменении организационно-правовых форм образовательных учреждений РФ;
  • в течение месяца со дня утверждения в должности ректора назначить проректоров и распределить обязанности по содержанию работы (функционал);
  • разграничить обязанности деканов и заведующих кафедрами в организации учебного процесса, науки и воспитательной работы со студентами;
  • пересмотреть функционал управлений, отделов и служб университета с целью рационального управления университетом.

Осуществление обозначенной роли (миссии) педуниверситета потребует изменения ситуации с кадрами профессорско-преподавательского состава. Стартовые цифры: остепенённость 60,7%, докторов наук 16% от состава преподавателей, средний возраст кандидата наук – 44 года, доктора наук – 58 лет не могут устраивать. Потенциальные возможности для изменения кадрового потенциала есть: в университете работает аспирантура (30 специальностей), докторантура (6 специальностей), 4 диссертационных совета по защите докторских и 2 – по защите кандидатских диссертаций. Существуют прочные научные связи с другими вузами региона, РГПУ, МПГУ и другими. Необходимо в полной мере использовать имеющиеся потенциальные возможности молодых преподавателей, перспективных кандидатов наук, всемерно морально и материально поддерживать подготовку и защиту кандидатских и докторских диссертаций.

Механизмы решения проблемы подготовки докторов наук:

  • сохранить ставки научных сотрудников для работы над докторскими диссертациями;
  • сохранить имеющуюся систему материальной поддержки докторантов и научных сотрудников, работающих над докторскими диссертациями;
  • повысить ответственность кафедр и научной части за предоставление ставок научных сотрудников и сроки защиты докторских диссертаций;
  • сохранить систему материальной поддержки в издании монографий и защите докторских диссертаций.

Механизмы решения проблемы подготовки кандидатов наук:

  • сохранить сложившуюся систему материальной поддержки аспирантов при защите диссертации;
  • создать условия для поступления молодых преподавателей в аспирантуру;
  • повысить ответственность кафедры и научного руководителя за подготовку аспиранта к защите диссертации качественно и в срок.

Совершенствование системы материальной поддержки аспирантов и докторантов продолжить только на основе договоров (контрактов).

В системе мер поддержки докторов и кандидатов наук использовать возможности Жилищной программы университета с целью решения жилищных проблем профессорско-преподавательского состава.

Укрепление профессорско-преподавательского состава необходимо осуществлять и путём привлечения докторов наук, как в качестве постоянных работников, так и по совместительству.

В области основной деятельности необходимо предусмотреть следующее:

  • оптимизировать наборы с учётом запросов рынка труда и экономической эффективности;
  • оптимизировать спектр специальностей и направлений подготовки с учётом запросов рынка труда и экономической целесообразности;
  • продолжить укрепление материальной базы для обеспечения учебного процесса, научных исследований:
  • продолжить развитие библиотеки. Поддерживать проекты по созданию единой корпоративной сети библиотек; создавать условия для студентов и преподавателей в пользовании фондами российских и зарубежных библиотек;
  • обеспечить свободный доступ студентов и преподавателей к Интернету в 2005 -2006 учебном году;
  • создать достаточные условия для осуществления образовательного процесса в мультимедийных аудиториях во всех корпусах университета;
  • осуществить в 2005-2006 гг. обеспечение студенческого состава компьютерной техникой в соотношении (14:1), то есть не ниже имеющегося в вузах, подведомственных Федеральному агентству по образованию;
  • укреплять и развивать лабораторную базу естественных факультетов;
  • продолжить движение к Болонскому процессу в рамках задач модернизации образования:
  • обеспечить освоение государственных образовательных стандартов нового поколения;
  • внедрить модульный график учебного процесса в порядке эксперимента на 2005- 2006 учебный год;
  • постепенно сокращать аудиторные учебные часы, направляя аудиторную нагрузку исключительно на проблемные вопросы дисциплины;
  • постепенно двигаться к укрупнению дисциплин, разработке интегрированных курсов, в реализации которых могут быть задействованы разные кафедры;
  • организовать самостоятельную работу принципиально по-новому с использованием новых технологий, в том числе информационных;
  • постепенное движение к внедрению кредитной системы;
  • ускорить внедрение независимой экспертной оценки качества образования на всех этапах движения студента с 1 по 5 курсы.

В организации набора студентов университет должен ориентироваться на решение следующих задач:

  • сохранить и развивать систему довузовской подготовки, ставя приоритетом подготовку по предмету для сдачи ЕГЭ;
  • активизировать деятельность университета в предметных олимпиадах;
  • проводить психолого-педагогические олимпиады в регионе, рекомендуя победителей (призеров) потенциальным работодателям в качестве кадрового потенциала (целевиков) с последующим поступлением в педагогический университет;
  • сохранить систему репетиционных экзаменов на период внедрения ЕГЭ;
  • более гибко реагировать политикой приёма на меняющуюся ситуацию на рынке образовательных услуг.

В науке:

  • необходимо сохранить, а по возможности укрепить позиции, достигнутые в предыдущие годы: количество специальностей в аспирантуре и докторантуре, Советов по защите диссертаций; продолжить работу по открытию новых Советов;
  • продолжить открытие новых специальностей в аспирантуре и докторантуре; ? построить работу научной части таким образом, чтобы привлекались дополнительные средства за организацию вступительных и кандидатских экзаменов, обучение в аспирантуре и докторантуре;
  • оценку деятельности кафедр и систему премирования, организовать в том числе в зависимости от количества средств, принесённых кафедрой в университет. Причём в зачёт кафедрам по итогам работы должны идти и результаты, полученные во ВНИКах, созданных из преподавателей разных кафедр; продолжить работу по привлечению госбюджетных и региональных финансовых ресурсов, грантов на научные исследования;
  • обеспечить финансовую поддержку науки из внебюджетных средств из расчета не менее 6 % от средств, полученных университетом в результате платных образовательных услуг.

В международной деятельности университета развивать

  • международные программы и участие в них студентов и преподавателей университета;
  • развивать связи с вузами и другими структурами иностранных государств в осуществлении конкретной деятельности, полезной для региона и педагогического университета;
  • привлекать для обучения в университете иностранных граждан;
  • создавать условия, обеспечивающие привлекательность университета для иностранных граждан.

Продолжить укрепление сотрудничества с учреждениями (организациями) педагогического образования, в которое входят все 8 педагогических колледжей и училищ и ИПКРО, другие средние профессиональные учебные заведения. Двигаться в направлении создания университетского комплекса.

В воспитательной работе необходимо

  • особое внимание уделить развитию студенческого самоуправления;
  • продолжить организацию волонтёрского движения;
  • всемерно поддерживать студенческую инициативу, включая студентов в созидательную деятельность, в том числе по обустройству университета, созданию его имиджа и т.п., фиксируя именной вклад каждого молодого человека в результатах работы.

Развитие филиалов ОмГПУ

В Таре: в перспективе будут открываться новые специальности и направления с учетом потребности рынка труда. Для этого необходимо:

  • продолжить укрепление кадрового состава преподавателей через подготовку в аспирантуре и докторантуре ОмГПУ и др. вузов;
  • продолжить практику работы лучшей части профессорско-преподавательского состава университета в филиалах в Таре и Нововаршавке;
  • разработать социальную программу и начать её осуществление с минимальной помощью головного вуза;
  • усилить влияние на социокультурную среду северного региона.

В Нововаршавке:

  • продолжить развитие открытых направлений подготовки студентов;
  • основательно включиться в идущий эксперимент, осуществляемый в рамках федеральной площадки;
  • на практике решить в течение 2005 г., 2006 г. задачи, поставленные перед филиалом о переходе студентов для продолжения образования после 2 курса в другие вузы;
  • организовать сверхплановые наборы студентов с целью снижения затрат университета на развитие филиала.

Социальная программа университета

  • продолжить выполнение жилищной программы с использованием университетских внебюджетных средств, личных средств преподавателей и сотрудников. Входить по возможности в жилищные программы города и области;
  • продолжить обустройство санатория-профилактория «Иртышский», создавая условия для отдыха студентов, преподавателей и сотрудников на льготных условиях;
  • повышать заработную плату, но, придерживаясь принципа, что во внебюджете зарплата не должна составлять вместе с начислениями более 65 % и менее – 50 % от общего количества внебюджетных средств на период до 2006 года; повышение зарплаты предполагается осуществлять путем совершенствования системы стимулирования оплаты труда преподавателей и сотрудников;
  • продолжить обустройство центров здоровья и тренажерных залов, создать условия использования преподавателями и сотрудниками университета спортивных залов;
  • организовать во всех учебных корпусах работу столовых и других точек горячего питания;
  • определить на развитие социальной программы вместе с зарплатой не менее 65 % и не более 70 % от всех внебюджетных средств.

Финансовое обеспечение программы будет осуществляться из следующих источников:

  • финансирование за счет средств федерального бюджета;
  • привлечение целевых средств по программам Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел России, региональных органов исполнительной власти и т.п.;
  • финансирование за счет внебюджетных средств (средств, полученных от платной образовательной и иной, приносящей доход, деятельности).

В связи с ожидаемыми изменениями в действующем законодательстве РФ, возможно уменьшение бюджетной составляющей в финансировании университета. При указанном развитии ситуации университет должен с максимальным использованием имеющихся ресурсов осуществлять свою деятельность в следующих направлениях:

  • сохранять уровень сверхпланового набора; набора на ряд специальностей преимущественно на внебюджетной основе;
  • расширять спектр образовательных и иных услуг населению;
  • повышать уровень привлекательности университета в части довузовской подготовки (особенно в части ЕГЭ) и вообще тестовых технологий;
  • повышать уровень инвестиционной привлекательности в плане повышения квалификации, профессиональной переподготовки учителей школ, преподавателей начального среднего и высшего профессионального образования, аспирантуры, докторантуры и т.п., заключая договоры, в том числе с учреждениями и организациями;
  • целесообразно увеличивать прикладные исследования в регионе;
  • активное участие в получении грантов;
  • рекламирование научно-практических изысканий университета.

В этом случае внебюджетная составляющая позволит обеспечить стабильную деятельность и развитие университета в дальнейшем.