+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Вкус слова • Смех – дело серьезное

Смех – дело серьезное

11.03.2016

Продолжается публикация статей в рамках конкурса «Вкус слова». Следующая участница – Василина Ложникова, студентка факультета МИФиТ, 2 курс.

Подробную информацию о конкурсе можно узнать здесь.

Работы участников публикуются на сайте с сохранением авторского стиля. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта.

 

Смех – одно из самых легких, самых приятных, самых простых дел на свете. Смеху не учатся, смеются с рождения. Что может быть проще. И тем не менее, в смехе, которым человек реагирует на комическое, немало сложного и серьезного. Например, мы любим смеяться, но не любим, когда над нами смеются; для нас нет ничего страшнее, чем смех окружающих. Спокойно переносить насмешки считалось одним из главных достоинств спартанца. Главное, – говорит французская пословица, – иметь смеющихся на своей стороне.

У человека может быть много достоинств и умений, а может и не быть. И если ему сказать, что он не умеет лечить или учить, вполне вероятно, он отреагирует на это спокойно (при условии, что он не врач или педагог). Но если человеку сказать, что у него нет чувства юмора, он не согласится, забеспокоится, начнет доказывать, что оно у него есть (даже с избытком), при этом обязательно попробует пошутить.

Ни для кого не секрет, что смех лечит и опытные врачи используют его в своей практике. Остроумие и юмор как свойство психики давно и серьезно изучают психологи. А во время Великой Отечественной войны в умелых руках карикатуристов юмор стал превосходным оружием в борьбе против врага. В работах, созданных Кукрыниксами, сконцентрировано поразительное чувство действительности и сурового юмора, высмеивающего непобедимость фашистской германии, что поднимало дух советских воинов.

В одном из вузов страны ученые провели эксперимент. На экзаменах студентам предложили вопросы, составленные в юмористической форме. Другой группе студентов задавались традиционные вопросы сухим научным языком. В результате во второй группе студентов провалившихся оказалось в два раза больше.

В методике обучения иностранным языкам значимое место занимают веселые игры и шутки. Значит смех еще и педагог.

Трудно сказать, когда именно и своды какой пещеры огласил первый хриплый смех нашего далекого предка. Но то, что смех очень рано появился в народном творчестве многие века назад, присутствует во многих письменных исторических источниках. В античной Греции воздвигли статую богу Смеха. Древние греки в своих эпиграммах высмеивали ложь, скупость, лень, воровство, плохих врачей. Доставалось и модницам: «Лгут на тебя, будто ты волоса себе красишь, Никилла, – черными, как они есть, куплены в лавке они… Мед покупаешь ты с воском, румяна и косы, и зубы. Стало б дешевле тебе сразу купить все лицо».

В своих трудах Аристотель писал: «…смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания». Прошло много веков, прежде чем люди перестали видеть смешное в любом уродстве. А предшествовали этому и церковный запрет на смех в средние века, и объявление комического «низшим» жанром искусства в эпоху классицизма, и представление о смехе как приятной форме сообщения горьких истин в эпоху Возрождения. Но уже к 18 веку смех выступает в качестве воспитателя нравов, общественного порицания человеческих пороков.

Становится понятным, почему человек не любит быть объектом смеха. Это означало бы, что общество подметило в нем отклонение от некой «нормы», принятой за образец подражания. Понятно и то, почему человек обижается на упрек в отсутствии чувства юмора. Это своего рода обвинение человека в неспособности увидеть существенные стороны жизни, т.е. определенные сомнения в мыслительной активности.

Народ мастерски подмечает смешное в людях, проявляя мудрую самокритичность, с присущим ему юмором изживает собственные недостатки. И в этом, на мой взгляд, один из залогов духовного здоровья нации. А сколько прекрасного остроумия заложено в народных пословицах, поговорках. Здравый смысл, меткая наблюдательность, моральные нормы – все здесь вплетается в прочную нить мудрости, прозорливости и остроумия. И сегодня хочется верить в то, что народный юмор не исчерпал своих возможностей, не опустился до бестактности и грубости, а приобретает все новые формы воздействия на эмоциональную сферу человеческого сознания и духовного здоровья.

Василина Ложникова