Степень (квалификация) выпускника – бакалавр.
Профиль – олигофренопедагогика (форма обучения: заочная, срок обучения – 3,5 года на базе СПО; 5 лет).
Набор на данный профиль осуществляется в рамках Федерального государственного стандарта третьего поколения с преподаванием комплекса новых учебных дисциплин, введением новых программ педагогических практик. Предусматривается прохождение практик как на базе ПМПК, так и в образовательном учреждении VIII вида (для детей с нарушением интеллекта).
В процессе обучения по профилю «Специальное дефектологическое образование» (профиль - «Олигофренопедагогика») бакалавры изучают базовые учебные дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта, а также дисциплины вариативной части, предлагаемые профессорско-преподавательским составом кафедры специальной педагогики: «Введение в специальность», «Онтогенез речевой деятельности», «Психология детей с нарушением интеллекта», «Воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта», «Методика обучения русскому языку детей с нарушением интеллекта», «Методика обучения математике детей с нарушением интеллекта», «Методика обучения географии детей с нарушением интеллекта», «Методика обучения естествознанию и истории детей с нарушением интеллекта», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта» и др.
Процесс обучения бакалавра предполагает подготовку бакалавра к решению следующих профессиональных задач:
- В области учебно-воспитательной деятельности: осуществление процесса обучения детей с нарушением интеллекта в соответствии с образовательной программой для учреждений VIII вида и ФГТ; планирование и проведение уроков, учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения; организация и проведение внеклассных мероприятий с детьми, имеющими задержку психического развития и умственную отсталость;
- В области коррекционно-развивающей деятельности: реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушением интеллекта; осуществление коррекции вторичных нарушений;
- В области социально-педагогической деятельности: планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; установление контакта с родителями детей, оказание им помощи в семейном воспитании; оказание помощи в социализации лиц с нарушением интеллектуальной сферы;
- В области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
- В области консультативной деятельности: консультирование детей с с нарушением интеллектуальной сферы, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития; проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
- В области культурно-просветительной деятельности: формирование общей культуры лиц с нарушенным интеллектом;
- В области организационно-управленческой деятельности: рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью; обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса.
Ведение психолого-педагогической документации, ведение диагностических карт; организация контроля за результатами воспитания и коррекции у детей нарушений в развитии; управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; выполнение правил и норм охраны труда.
Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера.
Выпускник (бакалавр) востребован в системе специального образования: в детских садах, дошкольных отделениях, школах, классах VII (для детей с ЗПР) и VIII (для детей с умственной отсталостью) вида, а также лекотеках, Центрах развития детей, ПМПК.
Преимущества выпускника: высокие коммуникативные навыки, владение современными технологиями обучения, воспитания, развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью и коррекции у них нарушений в развитии.