В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
На основании данного перечня в средства обучения и воспитания включены:
- Оборудование, необходимое в образовательном процессе: приборы, учебно-лабораторные комплексы, научно-исследовательские лаборатории и центры, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), другое техническое и материальное оснащение учебно-лабораторных корпусов ФГБОУ ВО «ОмГПУ», спортзалов и помещений, используемых в воспитательном процессе.
- Учебно-наглядные пособия: наглядно-дидактические материалы, учебные и учебно-методические пособия, наборы дидактических игр и др.
- Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства: компьютеры, проекторы, экраны, веб-камеры, фото- и видеоаппаратура.
- Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы: электронная информационно-образовательная среда «ОмГПУ-Регион», включающая «Образовательный портал ОмГПУ», портал открытого образования «Open ОмГПУ», портал «Школа»; виртуальные методические объединения педагогов города Омска и Омской области; электронная библиотека Омского государственного педагогического университета, редакция научного журнала; «Объединенный студенческий пресс-центр»; газета «Молодость» с приложением «Студенческая жизнь»; издательство учебной литературы и учебно-методических пособий для студентов; официальный сайт ФГБОУ ВО «ОмГПУ».
Художественно-графические и смежные специальности имеют доступ к специально оборудованным рабочим помещениям, а также необходимому специализированному оборудованию, например, сушильным и вытяжным шкафам, гончарным и ковроткацким станкам, бытовым швейным машинам, инструментам для резьбы по дереву, токарным, сверлильным, распилочным, заточным, фуговальным и точильным станкам. Для обучения также доступны специализированные средства: мольберты, звукотехнические комплекты.
Большая часть наглядно-дидактических материалов переводится в электронную форму и используется на занятиях посредством информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств. Для этих целей, во всех корпусах ОмГПУ, в зависимости от предполагаемой загрузки, созданы и функционируют мультимедийные аудитории оборудованные мультимедиа-проекторами и интерактивными досками, а также компьютерные аудитории. В вузе функционирует студенческий медиацентр, который предоставляет доступ к видеозаписывающему оборудованию. ОмГПУ располагает базой печатных изданий в полной мере обеспечивающей учебно-методической литературой реализуемые программы. Доступ к печатным изданиям осуществляется в библиотеке университета, читальных залах, а также через электронные библиотечные комплексы. Сотрудниками вуза разрабатываются и используются электронные образовательные и информационные ресурсы.
Для проведения внеучебной деятельности вуз располагает значительной материально-технической базой: актовые залы для проведения культурно-массовых мероприятий и занятий вокальных групп, малые залы для занятий хореографических групп в общежитии №1, занятий вокально-инструментального ансамбля.
В Студенческом центре имеются необходимое оборудование и технические средства, способствующие эффективному проведению культурно-массовых мероприятий: акустические системы, радиосистемы, микшерные пульты, усилители мощности, звуковоспроизводящая аппаратура, световая система; компьютер, ноутбук, проектор, переносные и стационарные экраны функционального использования для проекции фильмов, слайдов, видеороликов и других видеоматериалов во время проведения мероприятий; рояль, музыкальные инструменты для вокально-инструментального ансамбля; ежегодно обновляемые комплекты костюмов для коллективов художественной самодеятельности.
В вузе созданы необходимые условия для проведения занятий физической культурой и спортом, осуществления тренировочного процесса, укрепления здоровья. Имеются спортивные залы, лыжная база, достаточный спортивный инвентарь: лыжи, баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи, скакалки, обручи, коврики, гантели и т.д. На каждом факультете имеется форма для участия в спортивных соревнованиях. Для всех студентов организованы дополнительные занятия секции.
Данная материально-техническая база и ее эффективное использование способствуют созданию необходимых условий для всестороннего развития студентов, организации их позитивного досуга, приобщению к здоровому образу жизни, активизации деятельности.
В целях доступности и безопасности передвижения в зданиях университета для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются средства информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, кнопки вызова персонала для лиц с инвалидностью, оборудование лестниц и пандусов поручнями, оборудованные санитарно-гигиенические помещения. Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата при организации образовательного процесса определяется учебное место в аудитории, соответствующее рекомендациям индивидуальной программы реабилитации или абилитации и комфортное для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, облокотившись и т.д.).
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществляется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы и/или психолого-медико-педагогической комиссии.
Толерантная социокультурная среда создается посредством проведения социальных акций (благотворительных концертов и других мероприятий), регулярной работы волонтерского отряда.
Для обеспечения здоровьесбережения указанных лиц с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья в университете функционирует здравпункт для оказания первой медицинской помощи.
С целью обеспечения равного доступа к образованию всех обучающихся, успешной социализации в студенческое сообщество, создания комфортной среды в Университете была создана социально-психологическая служба, основными задачами которой являются:
- организация комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью;
- создание системы взаимодействия с подразделениями университета и другими учреждениями, с целью оказания помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью в социальной адаптации и интеграции.
В штате социально-психологической службы есть психолог и социальный педагог.
В университете действует волонтёрское студенческое объединение инклюзивной культуры "Альтаир". Толерантная социокультурная среда создается благодаря регулярным социальным акциям (благотворительные концерты, неделя «Добра», сбор добровольных пожертвований и т.д.).
Одно из приоритетных направлений деятельности ОмГПУ – создание безбарьерной архитектурной среды:
- Обеспечение доступности всех элементов учебного пространства и социальной инфраструктуры университета.
- Обеспечение наличия современных средств для обучения, воспитания и научно-исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе с особыми образовательными потребностями:
- в аудиториях предусмотрено использование мобильной индукционной петли для слабослышащих;
- в читальном зале библиотеки оборудованы места: для студентов, передвигающихся на коляске (регулируемый стол, джостик компьютерный адаптированный), для слабослышащих обучающихся (мобильная индукционная петля), для слабовидящих и тотально незрячих (автономный тактильный (брайлевский) дисплей и устройство, печатающее шрифтом Брайля);
- в актовом зале установлена индукционная акустическая система.
Все учебные корпуса ОмГПУ имеют Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.