+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Официально • Ученый, педагог, новатор

Ученый, педагог, новатор

Поздравляем Михаила Павловича Лапчика, доктора педагогических наук, профессора, проректора по учебной работе и информатизации, заведующего кафедрой теории и методики обучения информатике с избранием действительным членом (академиком) Российской академии наук – Российской академии образования, которое состоялось на Годичном собрании РАО 31 марта текущего года.

Михаил Павлович Лапчик

Михаил Павлович Лапчик родился 18 ноября 1942 года на севере Омской области в деревне Егоровке Васисского (ныне Тарского) района в семье колхозников. После школы М.П. Лапчик поступил на физико-математический факультет Омского пединститута, который окончил в 1964 году. В 1964-1967 годах с перерывом на службу в Советской армии работал учителем математики и программирования в физико-математической школе № 125 г. Омска.

В 1967 году был приглашен на кафедру математического анализа Омского пединститута. В 1971-1974 годах прошел обучение в аспирантуре НИИ СиМО АПН СССР под руководством члена-корреспондента АПН СССР С.И. Шварцбурда.

В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию по методике преподавания математике, в которой было введено и обосновано продуктивное понятие «алгоритмическая культура учащихся», ставшее десятилетие спустя генетическим прототипом понятий «компьютерная грамотность» и «информационная культура».

С 1977 года М.П. Лапчик стал заведовать вновь созданной кафедрой вычислительной математики и программирования – это была четвертая кафедра такого профиля в педвузах СССР (после МГПИ, ЛГПИ и Свердловска). С 1979 года работает в должности проректора ОГПИ (с 1993 года – ОмГПУ) по учебной, научной работе, учебной работе и информатизации.

В 1984 году М.П. Лапчик впервые в системе педвузов ввел учебные планы совмещенной подготовки учителей информатики на базе математического и физического факультетов. С 1985 года эти учебные планы были внедрены Минпросом СССР во всех педвузах страны. В соавторстве с В.Г. Житомирским и В.М. Заварыкиным написал учебники по всем новым дисциплинам для этой подготовки.

В 1985-1986 годах в группе, руководимой академиком А.П. Ершовым, занимался разработкой программы, подготовкой первых отечественных учебников и методических руководств для учителей по школьному курсу информатики.

В 1993 году при поддержке Минобразования РФ ввел в ОмГПУ новую педагогическую специальность «Информатика» (с 1994 года специальность включена в общероссийский «Классификатор»). С начала 1980-х годов М.П. Лапчик работает в структурах УМО Министерств образования. Более 15-ти лет соруководит УМС по информатике при МПГУ. Все эти годы М.П. Лапчик держал тесную связь с АПН СССР (ныне РАО).

В 2001 году под редакцией М.П. Лапчика (с соавторами Е.К. Хеннером и И.Г. Семакиным) издано первое фундаментальное пособие для педагогических вузов по курсу методики обучения информатике (в 2005 и 2006 годах выпущены второе и третье издания). В 2004-2007 годах издал учебные пособия по численным методам – для педагогических вузов и для средних профессиональных учебных заведений. Общий список трудов М.П. Лапчика – более 230 научных работ.

В апреле 2005 года М.П. Лапчик избран членом-корреспондентом РАО. На основе опыта разработки конкретных организационно-методических и практических проблем в сфере информатизации профессионального образования издал монографии, в которых исследуются теоретические вопросы информатизации в сфере высшего педагогического образования – с самого начала постановки этой проблемы в СССР и России: «Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования» (1999), «ИКТ-компетентность педагогических кадров» (2007).

В 2006 году возглавил Омский научный центр РАО, созданный под учредительством РАО и ОмГПУ.

Вклад М.П. Лапчика в систему образования вообще и в научно-образовательную деятельность нашего университета поистине огромен. Еще раз поздравляем Михаила Павловича с присвоением почетного звания академика и желаем, чтобы его талант педагога и ученого никогда не угасал.