Проектная деятельность, пожалуй, самая популярная педагогическая технология в нашем вузе. Многие проекты успешно реализуются нашими преподавателями и студентами. Ежегодно десятки новых разработок приобретают известность благодаря конкурсу социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании». А в этом году наши ребята впервые представляли ОмГПУ на общероссийском туре этого конкурса в Санкт-Петербурге. И кстати, заняли призовые места.
О тонкостях проектного обучения в своем интервью рассказывает профессор Надежда Викторовна Чекалева, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой педагогики.
– Надежда Викторовна, в чем суть проектного обучения? Его преимущества перед другими педагогическими технологиями?
– Надо сказать, что на данный момент в мировом, особенно западном, образовании проектное обучение – одна из самых мощных педагогических технологий. В России эта технология успешно работала еще в 20-е годы ХХ века. Потом интерес к этому методу постепенно угас, и вот сейчас вновь возродился. Идею этого метода образно выразил известный российский педагог В.Н. Сорока-Росинский: «Каждое знание – превращать в деяние».
Преимущества проектного метода состоят в том, что человек, овладевающий этой технологией, научается и анализировать реальную ситуацию, и планировать будущую деятельность. Проект – это взгляд, брошенный вперед. Очень важно, что в процессе проектной деятельности учащийся овладевает навыками именно самостоятельной работы, потому что любой проект требует личного участия каждого.
– Что является педагогическим результатом проектной деятельности?
– Педагогическим результатом проектной деятельности как раз и являются новые умения и компетентности. Но главный результат – это умение моделировать. В современной науке появился новый термин – «продуктивная педагогика». Так вот проектная деятельность – это всегда продуктивная педагогика. Потому что всегда есть реальный продукт, студент видит результаты своего труда. Вот в этом и состоит педагогическая составляющая проектного обучения.
– Воспитывает ли проектная деятельность какие-то особые качества, необходимые студенту педвуза – будущему педагогу?
– Дело в том, что наш выпускник-педагог фактически работает с будущим – с детьми. Детей, конечно, проектировать нельзя. Но можно проектировать свою работу с детьми – проектировать уроки, разные методики, различные технологии, разнообразные виды деятельности, виды классной и внеклассной работы, проектировать дополнительную работу по предмету и т.д. Кроме того, учитель – выпускник нашего вуза – умеет делать совместные проекты со школьниками и уже их учить этой деятельности.
– Можно ли использовать проектное обучение, требующее, в сущности, достаточно большой ответственности, в школе?
– Конечно. Но ученики должны делать проекты сообразно своему возрасту. В некоторых школах метод проектов присутствует уже в начальной школе. Как раз в том-то и заключается вся особенность проектной технологии, что дети выбирают то, что им ближе в силу их возраста, интересов, образовательного уровня, и работают именно над этим.
– Есть ли у проектного метода недостатки?
– Главное – это не путать проект с прожектом. Проект должен быть реальным, так как обязательно подразумевает результат и оценку этого результата. Прожект – это несерьезный, ненужный проект. Приведу пример. Проект по искоренению наркомании нереален, потому что невозможно решить эту проблему лишь педагогическими средствами в рамках учебного проекта. Эта проблема может быть решаема только на общенациональном уровне – с подключением социума, медицины и многих других институтов. Недостаток проектной деятельности – это риск уйти в сторону фантазий, превратить свой проект в прожект.
– Каждый ли учебный проект должен быть реализован?
– Желательно. Хотя реализация может быть достаточно отдалена во времени. Например, проект может быть выполнен на втором курсе вуза, а реализован на педагогической практике на четвертом курсе.
Выполненный, но не реализованный проект способен погасить интерес учащегося к этому виду деятельности. Для любого человека очень важно видеть результаты своего труда.
– Как оценивать проект в пределах российской системы оценивания?
– Каждый проект обязательно имеет определенные компоненты. Например, первый шаг – анализ, теоретическое обоснование. Когда это не просто констатация фактов, статистика, а дифференцированный анализ, тогда можно говорить о качестве первого этапа проекта. Вот это и подвергается оценке. Но главный показатель хорошего проекта, конечно, его результативность.
– Может ли проектная деятельность стать альтернативой лекционно-семинарской системе?
– В нашей педагогической системе, на мой взгляд, должно быть меньше лекционных часов, а больше семинарских, практических, проектных. Кроме того, и на лекции преподаватель совместно со студентами может работать в рамках проекта. Но заменить все формы, привычные в вузе, проектный метод не может. Должно быть оптимальное соотношение всех форм обучения. Но совершенно точно, что уж наши выпускники любой специальности однозначно должны владеть проектной технологией.
Кстати, современная молодежь становится прагматичной в хорошем смысле этого слова и в некотором смысле проектирует свою жизнь, очень четко выстраивая шаги своего продвижения. Конечно, однозначно по этапам проекта жизнь свою не выстроить, но какие-то отдельные шаги, я думаю, можно сделать.
* * *
Погружаясь в горы книг, мы приобретаем новые знания. Но, лишь делая что-то интересное и нужное, мы учимся применять полученные знания, работать с самыми разнообразными источниками информации, учимся творить. А заодно учимся ставить новые цели и достигать их, планировать свои результаты, работать сообща, решать новые задачи и находить новые решения прошлых задач, анализировать сделанное и представлять свой продукт другим. Очевидно, излишне говорить, насколько это важно для подготовки молодого специалиста в современном мире.