В течение двух лет в нашем университете проводились социологические и маркетинговые исследования по изучению образовательных предпочтений студентов и их мнения о качестве предоставляемых образовательных услуг. Подобные исследования, с одной стороны, позволяют выявить тенденцию улучшения качества образовательных услуг в университете, с другой – обнаруживают проблемы в организации образовательного процесса, дополнительного образования, внеучебной деятельности, приема студентов в вуз и др.
Полученные в результате этих исследований аналитические материалы были представлены на последнем ученом совете председателем координационного совета по воспитательной работе, доцентом кафедры педагогики Галиной Петровной Синицыной.
Речь шла о внутреннем образе нашего университета и, в какой-то степени, об образе потребителя образовательных услуг – студенте.
Социологический опрос был призван дать ответы на следующие вопросы:
- Насколько нынешнее состояние подготовки студентов в вузе нацелено на формирование готовности к профессиональной деятельности?
- Какие коррективы необходимо внести в организацию образовательного процесса для улучшения качества подготовки специалистов?
Опросом было охвачено 748 студентов всех факультетов, обучающихся на первом, втором и третьем курсах. Пятый курс был опрошен только на специальности «Логопедия». Представляем вашему вниманию некоторые данные, полученные в результате опроса студентов ОмГПУ.
Так, по итогам анкетирования, на хорошо и отлично в нашем вузе учатся 47% опрошенных, из них только на отлично – 12%. Свыше половины студентов имеют тройки – 53%, и только у 10% из них тройки в зачетной книжке преобладают. Лучше остальных участников опроса учатся выпускники школ, имеющие золотые медали. Таким образом, старание в учебе не являются продуктом работы только педагогического коллектива университета. Оно в значительной мере заложено еще в школе: дети, ответственно относящиеся к своему учебному долгу и привыкшие делать это будучи школьниками, переносят эти привычки в университет. Так, установлено, что чем лучше студенты учились в школе, тем больше учебных усилий в университете они прикладывают, а следовательно – лучше учатся в вузе. Для не получавших тройки в школе получать тройки в вузе, как правило, морально унизительно.
90% студентов-отличников в качестве мотива выбора профессии указали интерес к специальности, в то время как у троечников этот показатель составляет 65%. Можно сказать, что успех обучения напрямую зависит от такого мотива, как интерес к специальности. Выбор вуза для большинства студентов продиктован профессиональными соображениями. Основным мотивом поступления в вуз студенты чаще всего называют наличие интересующей их специальности, с этим согласились 75% опрошенных. Среди привлекательных сторон педагогической профессии студенты называют работу с детьми.
Основным стимулом в учебе для студентов является интерес к получаемой профессии и области знаний. То же самое можно сказать о том, насколько изменился интерес к учебе в процессе обучения. Если интерес возрос, растут и учебные усилия. Таким образом, насколько учебный процесс способствует поддержанию и развитию интереса к специальности у студентов, настолько растет их внутренний стимул для повышения качества учебы.
Среди внешних факторов, которые больше всего стимулируют студентов к учебе, статистически значимыми оказались только два: работа преподавателя и конкуренция со стороны студентов-однокурсников за результат учебы. Причем выяснилось, что конкуренция не приводит к разрушению межличностных отношений.
Оценивание деятельности преподавателей студенты производили достаточно объективно. По крайней мере, статистической связи между оценкой за учебу и оценкой деятельности преподавателя в ходе исследования не выявилось. Как слабые, так и сильные студенты оценивают преподавателей примерно одинаково. Прежде всего, хорошие оценки преподавателям связаны со справедливостью оценивания результатов учебы самих студентов: чем объективнее преподаватель в оценке учебных достижений студентов, тем выше оценки студентов этому преподавателю. Высоко оценивают преподавателей за то, что они являются профессионалами в своей области – 76%, интересно ведут занятия – 64%, хорошо разъясняют трудные темы – 51% опрошенных студентов. Очень важным является также хорошее отношение к студентам – 55%. При этом профессионализм преподавателей больше всего ценят хорошо успевающие студенты, а умение разъяснять сложный материал – слабоуспевающие.
Кластерный анализ показателей, характеризующих отношение студента к преподавателю, оказал близость оценок профессионализма преподавателей и отношения к студентам: преподаватели, плохо относящиеся к студентам, как профессионалы высоко студентами не оцениваются.
Подводя итог вышесказанному, Галина Петровна отметила, что предложенные аналитические материалы можно считать первым этапом мониторинга, позволяющего сделать на основе студенческого мнения определенные выводы о реально существующем образе нашего университета и увидеть линии совершенствования этого образа в ближайшей перспективе. Поскольку главным и непосредственным потребителем образовательных услуг являются студенты, необходимо учитывать их образовательные предпочтения, интересы в области дополнительного образования и внеучебной деятельности. Следует отметить, что роль потребителя образовательных услуг в условиях рыночных отношений существенно влияет на образовательную политику вуза.
Для осуществления следующих этапов мониторинга было предложено разрабатывать программы, которые позволят не только обнаружить болевые точки, но и отсматривать динамику происходящих изменений. Также ученым советом было рекомендовано расширить практику проведения и тематику социологических и маркетинговых исследований в университете в целом и на факультетах и придать ей систематических характер.
«Хотя социологическое исследование никогда не дает идеально объективной картины, но задуматься над чем здесь есть», – резюмировал Константин Александрович Чуркин.