Так называлась научно-практическая конференция, прошедшая в минувший четверг на филологическом факультете нашего университета.
Ожидалось, что мероприятие пройдёт в своём традиционном региональном формате. Тем не менее, перед началом конференции организаторы – кафедра литературы – заявили о её Всероссийском масштабе с международным уклоном, поскольку на приглашение откликнулись не только омские вузы и организации. Кроме Омского государственного педагогического университета, Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омской государственной гуманитарной академии, Омского колледжа культуры и искусств участие в конференции приняли: сотрудники Литературного музея им. Ф.М. Достоевского; преподаватели технического университета города Комсомольска-на-Амуре, Шадринского государственного педагогического университета (Курганская область); научные сотрудники Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, Центра инновационных технологий, а также Института литературы им. Низами Национальной Академии Азербайджана.
Конференция была посвящена 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. Это событие и определило тематику выступлений пленарного заседания конференции, которое открыла доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы ОмГПУ Миньона Савельевна Штерн. Приветствуя гостей, докладчиков и слушателей, она объявила об открытии пленарного заседания и пригласила за кафедру доктора филологических наук, профессора Геннадия Викторовича Косякова, который рассказал собравшейся аудитории об образных представлениях благодати в элегии С.П. Шевырева «Мадонна».
Следующий доклад назывался «А.П. Чехов: проза non-fiction и рубеж XIX – XX веков». Его подготовила Елена Алексеевна Акелькина, профессор ОмГУ. Термин «non-fiction» появился в России лишь в XX веке. Он означает своего рода маргинальный жанр: non-fiction произведение называется в том случае, когда нельзя определить, к какому конкретно жанру оно относится, если оно «не фиксируется». У Чехова таких произведений достаточно много.
Далее Миньона Савельевна продолжила разговор о творчестве Чехова. В своём выступлении «Femina ludens: тема театра и образы актрис в произведениях А.П. Чехова» она особенно подчеркнула, что, по убеждению Антона Павловича, театр должен быть творчески независимым и открытым духовной жизни общества. С темой театра связана еще одна – талант. Вопрос о природе таланта так и остался для Антона Павловича необъяснимой загадкой.
«Изюминкой» пленарного заседания стала презентация издания «Чеховиана». Аудитории в электронных слайдах были продемонстрированы страницы из первых сборников Чехова, его первое издание, первые публикации в газетах и журналах. Уникальность презентации заключается в том, что все материалы были собраны в нашем городе. Огромное наследие Антона Павловича хранилось в Омске, но за время гражданской войны и послевоенной разрухи многое потерялось и невосполнимо исчезло из-за тесноты библиотечных хранилищ, стихийных бедствий. То, что осталось в целости, теперь хранится в Библиотеке им. А.С. Пушкина.
На этой интересной ноте завершилось пленарное заседание. Далее и гости, и участники разошлись по секциям.
Секция «Актуальные вопросы изучения фольклора» осветила результаты фольклорной экспедиции в Марьяновский район. Участники услышали о «Снегурочке» А.Н. Островского в контексте мифологии современного города, традиционных способах приготовления пищи у китайцев (по материалам пословиц и поговорок), о буднях и праздниках молодежи в селе Сосновка Нижнеомского района и т.д. Именно в этой секции был представлен доклад нашего зарубежного участника – научного сотрудника Института литературы им. Низами Национальной Академии Азербайджана, Салиды Шаммед Шарифовой.
Секция «Зарубежная литература ХХ века» стала одной из самых интересных для студентов. Было рассмотрено творчество Л. Стрэчи, И. Во, Дж. Беньяна, Ж. Жене, Х. Мураками.
Секция «Русская литература: диалог традиций» рассказала аудитории о творчестве Н.В. Гоголя, П.Я. Чаадаева, О. Сомова, И.С. Никитина, Я.П. Полонского, Г.И. Успенского, М. Цветаевой.
Секция «Наследие А.П. Чехова в литературно-художественном движении XX века» была посвящена проблемам интерпретации прозы писателя в XX веке.
Особый интерес для участников конференции «Вопросы литературы и фольклора» представлял круглый стол «Феномен региональной литературы» в рамках секции «Региональная литература и культура». В его работе участвовали омские поэты и прозаики омских отделений Союза писателей России и Союза российских писателей. Когда модератор круглого стола Вадим Михайлович Физиков представлял гостей, зал не переставал аплодировать при каждом названном имени. А имена привлекали: Сергей Николаевич Прокопьев, Владимир Георгиевич Чешегоров, Марина Александровна Безденежных, Сергей Павлович Денисенко, Валентина Ерофеева-Тверская, Алексей Захарович Декельбаум, Галина Борисовна Кудрявская, Татьяна Георгиевна Четверикова, Вероника Владимировна Шелленберг, Евгений Давидович Фельдман, Татьяна Алексеевна Яковлева! На встрече также присутствовали сотрудники Литературного музея им. Ф.М. Достоевского Лариса Петровна Малахевич и Ольга Решетникова.
Во вступительной речи Вадим Михайлович заметил, что со времён «Омской зимы» не припомнит такого большого, представительного собрания литераторов («Омская зима» – большой литературный праздник, проводившийся в Омске с 1977 года до начала 1990-х).
Главной задачей этой встречи было показать, что в Омске есть своя литература, «со своим лицом», есть талантливые поэты и прозаики. И задача была решена.
Литераторы обозначили основные проблемы региональной литературы: недостаток финансирования, отсутствие многих изданий омских авторов на полках книжных магазинов, нечёткость и непоследовательность государственной политики в области литературы и искусства, отсутствие постоянного помещения, – показали свои книги, поделились планами дальнейшей творческой деятельности, посвятили слушателей в свои замыслы.
Безусловно, литературная деятельность тяжела. По словам Вероники Шелленберг, писательство – это «энерго- и душевнозатратное дело». Но, как говорит героиня чеховской «Чайки»: «неси свой крест и веруй». Эта вера подкрепляется признательностью читателей, помощью.
По предложению Вадима Михайловича, каждый выступающий прочёл одно из своих произведений.
По обезлюбленной земле герой слонялся одиноко,
но вот три вечности спустя, за две минуты до любви,
на том углу, где гастроном, согласно потаённым срокам
серо-зелёные глаза себя изволили явить.
Свалилось счастье дураку, и плоть, и голос обретая.
У счастья были — Боже мой! — серо-зелёные глаза!
А дальше — полный Ренессанс: душа летает, сердце тает,
взаимный пламенный восторг... Но я не всё ещё сказал.
Через десяток мелких ссор восторг убавил обороты,
ещё сверкая по ночам, как будто сполохи во мгле.
Обман-другой — и вот любовь, как та разбитая пехота
на чёрной выжженной земле, на обезлюбленной земле.
Через одиннадцать веков делили мебель и посуду,
впадая в мягкую корысть и обличительный экстаз.
И разбежались навсегда, по городам, годам и судьбам,
И закружил калейдоскоп разнообразных нежных глаз.
Но на земле и вечный бал имеет тайные пределы,
И притомившийся герой отозван был на небеса.
Когда ж в положенный ей срок душа от тела отлетела,
То были у неё — клянусь! — серо-зелёные глаза.
Алексей Декельбаум
Но всё когда-нибудь заканчивается. Подошла к концу и конференция. Организаторы, участники, слушатели выразили благодарность за отличное мероприятие. И на прощание писатели пожелали студентам, «хранителям слова, посредникам между прошлым и будущим», любить родной язык, родные традиции.