+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Управление и структура университета • Кафедра общей и педагогической психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

Должность Фамилия, имя, отчество Телефон Email Корпус Каб.
Заведующий кафедрой общей и педагогической психологии;
Доцент кафедры общей и педагогической психологии
Шабышева Юлия Евгеньевна (3812) 23-27-04 2 130
Профессор кафедры общей и педагогической психологии Антилогова Лариса Николаевна 1
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Полещук Павел Валерьевич
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Рассудова Людмила Анатольевна (3812) 23-27-04 2 130
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Федорова Наталья Владимировна (3812) 23-27-04 2 130
Доцент кафедры общей и педагогической психологии Шилова Ирина Михайловна 1
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Сенчилина Елена Анатольевна 1
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Степанчук Елена Владимировна
Старший лаборант кафедры общей и педагогической психологии;
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии
1
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Худорожко Мария Петровна
Ассистент кафедры общей и педагогической психологии Шевчук Любовь Александровна

Исторические вехи кафедры общей и педагогической психологии 2001-2025 гг.

5 октября 2001 года – день создания кафедры общей и педагогической психологии. Структурное подразделение было образовано при разделении кафедры практической психологии. Заведующей кафедрой со дня ее создания и до 2023 являлась доктор психологических наук, профессор Л. Н. Антилогова, с 2023 года – кандидат психологических наук, доцент Ю. Е. Шабышева.

2002 год – первый набор магистрантов на магистерскую программу «Психологическое консультирование в образовании». Начало подготовки аспирантов и соискателей по специальностям: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.07 – педагогическая психология.

2003 год – начало сотрудничества с областной специализированной школой для девиантных подростков (закрытого типа), на базе которой проводились научные исследования студентами, магистрантами, аспирантами и соискателями; реализовывались программы коррекции отклоняющегося поведения воспитанников учреждения.

2004 год – первый выпуск магистрантов, обучавшихся по программе «Психологическое консультирование в образовании». Публикация учебного пособия «Психология девиантного поведения» (Е. И. Манапова).

2005 год – начало сотрудничества с городским образовательным учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Повышение квалификации преподавателей кафедры по программе «Тестовые технологии оценки качества образования». Публикация учебного пособия «Педагогическая психология в рисунках и таблицах» (Л. Н. Антилогова (в соавт.)).

2006 год – кафедра отметила свое пятилетие. Состоялся выпуск первого кафедрального сборника «Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе». Прошла первая защита кандидатской диссертации по специальности 19.00.07 – педагогическая психология Ю. Е. Шабышевой. В этом же году защитила диссертацию Е. А. Гребенко. Публикация учебного пособия «Введение в психолого-педагогическую антропологию» (Л. Н. Антилогова (в соавт.)).

2007 год – защита кандидатских диссертаций по педагогической психологии старшим преподавателем кафедры Н. В. Федоровой, аспирантами Е. А. Черкевич, Т. Л. Шиманской, О. В. Гудименко, Л. Г. Пузеп. В. В. Дробышевым (в соавт.) опубликован «Практикум по статистике для студентов вузов».

2008 год – открытие лаборатории по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, в рамках которой были подготовлены и защищены дипломные работы, кандидатские диссертации по психологии.

2009 год – второй выпуск кафедрального сборника «Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе». Открытие ресурсного центра на базе гимназии №159 (координатор И. Г. Романенко), где студенты осуществляли научные исследования по психологии в рамках педагогической практики под руководством преподавателей кафедры. Публикация методического пособия «Психология депривированного ребенка» (Н. В. Федорова) и монографии «Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки» (О. В. Гудименко).

2010 год – обсуждение на расширенном заседании кафедры докторской диссертации доцента М. А. Ларионовой. Публикация монографии «Саморегуляция психических состояний личности» (Л. Н. Антилогова (в соавт.)), учебного пособия «Социальная психология» (О. В. Гудименко, И. М. Шилова). Вышло в печать учебное пособие «Конфликтология: курс лекций», подготовленное Л. Н. Антилоговой в соавторстве с доцентом А. Ф. Караваевым. Авторы стали лауреатами конкурса на лучшую научную книгу 2010 года и были удостоены диплома Фонда развития отечественного образования.

2011 год – десятилетие со дня создания кафедры. Переход на образовательные стандарты третьего поколения: разработка учебных программ, новых курсов учебных дисциплин. Состоялся первый набор студентов на профиль «Специальная психология и педагогика». Преподавателем кафедры издано учебное пособие «Психология дезадаптивного подростка» (Ю. Е. Шабышева).

2012 год – избрание по конкурсу на должность профессора кафедры к.п.н., доцента И. М. Шиловой. Защита кандидатских диссертаций по психологии старшим преподавателем кафедры Н. И. Нелюбиным, аспирантом Л. Г. Карповой и соискателем Е. И. Ждакаевой. Издание преподавателями кафедры учебного пособия «Диагностика психической депривации» (Н. В. Федорова); монографий «Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков» (Ю. Е. Шабышева), «Физическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Комплексный показатель готовности к экстремальным ситуациям» (И. М. Шилова).

2013 год – защита кандидатской диссертации по психологии аспирантом кафедры Л. А. Рассудовой. Начало реализации инновационного проекта «Социально-психологическая поддержка субъектов образования» в рамках общеуниверситетского проекта «Образование – через всю жизнь».

2014 год – открытие магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования».

2015 год – первый выпуск студентов, обучавшихся по профилю «Специальная психология и педагогика». Начало сотрудничества с городским центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Омска. Впервые проведена ежегодная Региональная олимпиада по психологии для школьников – будущих абитуриентов. За участие во Всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу («Этническая психология») автор Л. Н. Антилогова награждена дипломом лауреата в номинации «Лучшие изданные учебники, монографии, учебные пособия».

2016 год – кафедра отметила свое 15-летие. Магистрант второго года обучения программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» В. Н. Митраков выиграл конкурс грантов на выполнение НИР в научно-исследовательских лабораториях. Защита кандидатской диссертации по педагогической психологии аспиранта Д. В. Лазаренко. Н. В. Федоровой опубликована монография «Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков»; Л. А. Рассудовой и В. В. Дробышевым (в соавт.) издано учебное пособие «Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы».

2017 год – магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с проблемами в развитии» вошла в состав программ факультета психологии и педагогики. Опубликована монография «Психологические факторы склонности студентов к аддиктивному поведению» (Л. Н. Антилогова (в соавт.)). Открытие Арт-терапевтической лаборатории факультета психологии и педагогики, ориентированной на популяризацию арт-терапевтических технологий в психолого-педагогическом направлении, в рамках которой были подготовлены и защищены курсовые работы студентов факультета психологии и педагогики, выпускные квалификационные работы бакалавров, магистерские диссертации.

2018 год – расширение баз практик для студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Плодотворное сотрудничество с ДОУ, СОШ, СРЦН, сузами и вузами г. Омска и Омской области.

2019 год – по результатам государственной аккредитации на кафедре были аккредитованы программа бакалавриата по профилю «Специальная психология и педагогика» и магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с проблемами в развитии». Магистерская программа «Психологическое консультирование в образовании» из ЦМП перешла в состав программ факультета психологии и педагогики. Организован и проведен первый Арт-фестиваль. Осуществляется активное участие преподавателей кафедры в реализации научно-практических мероприятий, посвященных Фестивалю науки «Наука 0+».

2020 год – первый набор студентов на профиль «Психология и безопасность образовательной среды». Издание учебного пособия Л. А. Рассудовой «Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с особыми образовательными потребностями». Открытие новой секции «Арт-терапевтические практики в современном образовании и социальной сфере» (рук. Ю. Е. Шабышева) на XXIV Региональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве».

2021 год – кафедра отметила свое 20-летие. Активная научно-исследовательская работа преподавателей со студентами, повышение квалификации по читаемым дисциплинам и актуальным темам, связанным с цифровизацией. Команда студентов под руководством И. М. Шиловой заняла 3 место во Всероссийской олимпиаде «Психология: от теории к практике».

2022 год – в направлении практикоориентированности обучения в вузе на кафедру приняты преподаватели (по внешнему совместительству) в качестве работодателей (А. Г. Овсянникова, М. П. Худорожко, М. Ю. Самошина, С. В. Чулкова). Активное участие преподавателей кафедры в публикации учебных пособий: «Лидерство в образовании» (Л. Н. Антилогова (с соавт.)), «Образовательная деятельность в классах психолого-педагогической направленности» (Ю. Е. Шабышева (с соавт.)), «Психологическое сопровождение студента в экстремальных ситуациях» (И. М. Шилова) и монографии «Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества» (Л. Н. Антилогова (с соавт.)).   

2023 год – преподаватели кафедры (Л. Н. Антилогова, Ю. Е. Шабышева, Л. А. Рассудова) выиграли грант и осуществили научную работу в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Арт-терапевтические средства профилактики девиантного поведения подростков». Расширение состава кафедры посредством принятия на должность ассистентов в качестве работодателей Л. А. Шевчук, А. Н. Гальцову с целью усиления практикоориентированной направленности обучения студентов, а также Е. А. Сенчилину. Преподавателями кафедры были опубликованы методические рекомендации «Профилактика девиантного поведения подростков средствами арт-терапии» (Ю. Е. Шабышева, Л. А. Рассудова, Л. Н. Антилогова), а также учебное пособие «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов: практикум» (Л. А. Рассудова).

2024 год – первый выпуск студентов, обучающихся по профилю «Психология и безопасность образовательной среды». Впервые государственная итоговая аттестация обучающихся по данному профилю прошла в форме профессионального (демонстрационного) экзамена с участием представителей работодателей. Л. Н. Антилоговой (с соавт.) опубликована монография «Междисциплинарные основы трансформации педагогического образования в современных социокультурных условиях». Открытие новой секции «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательной среды» (рук. Н. В. Федорова) на XXVII Региональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве». Участие преподавателя кафедры (Ю. Е. Шабышева) в реализации государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Психолого-педагогическое, социокультурное и лингводидактическое сопровождение граждан Республики Казахстан в области изучения русского языка и русской культуры в условиях инонациональной языковой среды».

2025 год – работа по реализации системы целевого набора обучающихся для удовлетворения потребности регионального рынка труда. Состоялся выпуск группы магистрантов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», программе «Психологическое консультирование в образовании», получивших дипломы с отличием (100% обучающихся). Активное участие преподавателей кафедры в стратегических проектах ОмГПУ. Расширение состава кафедры посредством принятия на должность ассистентов в качестве работодателя Е. В. Степанчук с целью усиления практикоориентированной направленности обучения студентов, а также А. С. Фоляк.

2026 год – кафедра планирует отметить свое 25-летие.

Стратегическое развитие кафедры

Миссия кафедры заключается в подготовке высококвалифицированных психолого-педагогических, научных кадров, способных внести эффективный вклад в развитие региона; в создании условий для личностного и профессионального роста студентов и преподавателей.

Стратегия развития кафедры общей и педагогической психологии направлена на реализацию концепции как системы ступенчатого продвижения вверх субъектов образования. Согласно разработанной стратегии, предполагается:

  • для студентов: обеспечение возможностей для развития и продвижения на основе интеграции образовательных, социокультурных и воспитательных практик во взаимодействии с работодателями, рефлексии опыта;
  • для преподавателей: расширение академических профессиональных контактов, творческий и карьерный рост, сохранение остепененности профессорско-преподавательского состава кафедры; привлечение преподавателей-работодателей;
  • для региона: совершенствование модели сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями региона, социально-психологическими центрами для обеспечения качества подготовки психолого-педагогических кадров.

Кафедра реализует программу стратегического развития ОмГПУ по следующим направлениям:

1. Вклад в социально-экономическое развитие региона. Преподавателями кафедры в рамках сотрудничества с организациями, нуждающимися в психолого-педагогических кадрах, изучения их запросов и потребностей, организуются встречи студентов профиля «Психология и безопасность образовательной среды», магистрантов магистерской программы «Психологическое консультирование в образовании» с психологами и специалистами БУ г. Омска «Омский молодежный многофункциональный центр», БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий», Отделения медицинской реабилитации ФБУ «Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации "Омский"», БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж», Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского – филиалом ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева», СОШ г. Омска №142, 83, 96, гимназий № 84, 146, психологами, занимающимися частной практикой.

Практико-ориентированные занятия на базе БУ г. Омска «Омский молодежный многофункциональный центр» проводит Ложевская О. А., клинический психолог отделения медицинской реабилитации ФБУ «Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования РФ "Омский"»

Практико-ориентированные занятия на базе БУ г. Омска «Омский молодежный многофункциональный центр» проводит Ложевская О. А., клинический психолог отделения медицинской реабилитации ФБУ «Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования РФ "Омский"»

В рамках постдипломного сопровождения выпускников разработаны и реализуются курсы повышения квалификации по практикоориентированным направлениям работы психолога «Арт-терапия/сказкотерапия/песочная терапия в психологическом консультировании в образовании и социальной сфере», «Метафорические ассоциативные карты и трансформационные игры в психологическом консультировании в образовании и социальной сфере»; проводится цикл научно-практических мероприятий в рамках работы Арт-гостиной, Магистерской гостиной; разработаны и осуществляются практикоориентированные мероприятия в проекте «Постдипломное сопровождение выпускников («Работодатель»)».

Встреча магистров разных лет обучения в рамках Магистерской гостиной

Встреча магистров разных лет обучения в рамках Магистерской гостиной

Преподавателями кафедры проводятся профориентационные мероприятия и встречи, направленные на привлечение студентов в магистратуру и бакалавриат (осуществляется работа со школами, гимназиями, колледжами, социальными центрами г. Омска и Омской области). Ежегодно (в течение 10 лет) проводится Региональная олимпиада по психологии для школьников – будущих абитуриентов. Под руководством преподавателей кафедры студентами реализуются технические задания по запросам организаций г. Омска и Омской области, испытывающим потребности в психолого-педагогических исследованиях.

2. Образовательная политика. Работа преподавателей кафедры направлена прежде всего на создание условий для качественного образования студентов, которая находит свое отражение в ежегодной корректировке содержания рабочих программ по дисциплинам и практикам по всем профилям подготовки; в организации и сопровождении самостоятельной работы студентов как очной, так и заочной форм обучения; в разработке и выставлении на Образовательном портале ОмГПУ учебно-методических комплексов для студентов и магистрантов по их подготовке к семинарским занятиям, текущей и итоговой аттестации; а также в решении вопросов, поднимаемых на ежемесячных заседаниях методического объединения кафедры по направлениям, связанным с организацией и осуществлением качественного образовательного процесса. 

В рамках расширения гибкости и практикоориентированности профессиональной подготовки на кафедре увеличилась доля ВКР до 91 % от общего числа выпускников бакалавриата и магистратуры, выполненных по сформулированным представителями организаций заданиям, соответствующим направленности. С каждым годом увеличивается количество студентов, участвующих в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

Решение вопросов, ориентированных на создание условий для качественного образования студентов в период прохождения учебных и производственных практик, осуществляется посредством совместных встреч и совещаний по организации и результатам прохождения практик с руководителями (как со стороны кафедры, так и принимающей стороны). Активно обсуждаются и реализуются варианты «погружения» студента в будущую профессиональную деятельность (ежегодно проводится цикл встреч с потенциальными работодателями); вовлечения студентов в проектную деятельность на базе практической подготовки; проведения совместных научно-практических мероприятий; организации учебных и производственных практик студентов очной и заочной форм обучения по индивидуальному распределению (с определением последующего места их работы).

Круглый стол с руководителями практик по организации и результатам ее прохождения студентами

Круглый стол с руководителями практик по организации и результатам ее прохождения студентами

С целью разработки и реализации гибкой системы оценки образовательных результатов, ориентированной на поддержку мотивации и развития компетенции саморазвития студентов, преподавателями в течение года своевременно осуществляется наполнение образовательного портала разработанными тестами для обучающихся; заданиями для самостоятельной работы студентов; заполнение электронных журналов РПД. Для совершенствования качества преподавания учебных дисциплин и повышения уровня экспертности научно-педагогических работников кафедры всеми сотрудниками проводятся открытые образовательные мероприятия (лекции, практические, семинарские занятия), а также осуществляется взаимопосещение занятий.

Особое внимание уделяется анализу работы и профессиональному росту ассистентов, работающих на кафедре первый и второй год, трое из которых выступают в качестве работодателей. В рамках повышения уровня экспертности НПР (признание качества НПР ОмГПУ внешними стейкхолдерами) преподаватель кафедры принимает участие в работе жюри профессиональных конкурсов как в Омском регионе, так и в городах ЯНАО.

Реализуя профессиональную подготовку студентов, сотрудники кафедры акцентируют внимание на организации и проведении качественной консультативной работы с обучающимися всех курсов при подготовке курсовых и дипломных работ, материалов для прохождения ГИА, а также в рамках участия студентов в образовательных мероприятиях, осуществляемых как в ОмГПУ, так и вне вуза. Студенты, обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и безопасность образовательной среды», с 2023 года сдают демонстрационный экзамен, который проводится в рамках развития системы оценки качества профессиональной подготовки с участием работодателей, отмечающих высокий уровень его сдачи обучающимися. Сохранность контингента студентов бакалавриата составляет 95-97 %, магистратуры – 96-98 %.

3. Научная и инновационная политика. Продолжая реализацию программы стратегического развития ОмГПУ по данному направлению, на кафедре ежегодно увеличивается рост публикационной активности преподавателей посредством увеличения числа статей в журналах, входящих в перечень ВАК Министерства науки и высшего образования РФ; а также индексируемых в РИНЦ.

Выступление с докладом на научно-практической конференции д.психол.н., профессора Л. Н. Антилоговой

Выступление с докладом на научно-практической конференции д.психол.н., профессора Л. Н. Антилоговой

Сотрудники кафедры самостоятельно и в тесном сотрудничестве со студентами/магистрантами принимают активное участие в научных конференциях, форумах, организуемых как ОмГПУ, так и другими образовательными организациями, с последующими публикациями научных статей и тезисов; активно реализуют общекафедральные темы: «Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе», «Арт-терапевтические средства профилактики девиантного поведения подростков» и «Арт-терапевтические средства в диагностической, профилактической, консультативной и коррекционно-развивающей деятельности психолога»; осуществляют научное руководство подготовкой ВКР и магистерских диссертаций; принимают участие в мероприятиях, проводимых Омским научным центром Российской академии образования; оказывают научно-методическую консультативную помощь работникам образования, обучающимся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Стратегическая сессия «Развитие образования в Российской Федерации до 2040 года». Секция «Психологические аспекты образовательного процесса»

Стратегическая сессия «Развитие образования в Российской Федерации до 2040 года». Секция «Психологические аспекты образовательного процесса»

Важное значение отводится организации и проведению ежегодной Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве», где сотрудники кафедры выступают руководителями трех секций, проводят дискуссионные площадки и практико-ориентированные мастер-классы.

В рамках сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов преподаватели осуществляют руководство, консультирование обучающихся по их подготовке к участию в научных мероприятиях, организованных ОмГПУ и другими организациями; в психолого-педагогических олимпиадах и конкурсах НИРС регионального, всероссийского, международного уровней; к публикации ими научных статей, тезисов в научных изданиях; способствуют развитию научно-исследовательской деятельности студентов посредством увеличения числа научных событий, семинаров.

Участники студенческой научно-практической конференции «Человек и природа»

Участники студенческой научно-практической конференции «Человек и природа»

Организация научно-исследовательской работы лаборатории по арт-терапии находит свое отражение в ежемесячных практикоориентированных встречах студентов и магистрантов в Арт-гостиной, реализации студенческих инициатив (арт-терапевтических семинаров, мастер-классов, публикации научных тезисов и статей). Популяризация научного знания осуществляется посредством организации и проведения ежегодного Арт-фестиваля.

Арт-фестиваль 2024

Арт-фестиваль 2024

Одним из основных векторов научной деятельности кафедры выступила работа преподавателей кафедры по научной теме «Арт-терапевтические средства профилактики девиантного поведения подростков» в рамках выигранного конкурса Минпросвещения России). Были разработаны и опубликованы методические рекомендации «Профилактика девиантного поведения подростков средствами арт-терапии» как научно-образовательный продукт для использования педагогическими работниками. В 2024 и 2025 годах в Министерство просвещения Российской Федерации поданы еще заявки. Тематика научного проекта (государственное задание на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме): «Арт-терапевтические средства психолого-педагогического сопровождения профессионального развития и становления субъектов образовательного процесса вуза и колледжа».

Участие магистрантов и преподавателя кафедры (Ю. Е. Шабышевой) в реализации государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Психолого-педагогическое, социокультурное и лингводидактическое сопровождение граждан Республики Казахстан в области изучения русского языка и русской культуры в условиях инонациональной языковой среды»

Участие магистрантов и преподавателя кафедры (Ю. Е. Шабышевой) в реализации государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Психолого-педагогическое, социокультурное и лингводидактическое сопровождение граждан Республики Казахстан в области изучения русского языка и русской культуры в условиях инонациональной языковой среды»

4. Политика развития человеческого капитала. По данному направлению работа ориентирована прежде всего на создание условий для сохранения числа работников профессорско-преподавательского состава, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук. Кроме того, на кафедре происходит расширение педагогического состава путем привлечения научно-педагогических работников, выпускников факультета психологии и педагогики. Особое внимание уделяется анализу работы, профессиональному росту и поддержке ассистентов, начинающих свою профессиональную деятельность.

Практико-ориентированное занятие с магистрантами проводит ассистент кафедры Л. А. Шевчук

Практико-ориентированное занятие с магистрантами проводит ассистент кафедры Л. А. Шевчук

Кафедра придерживается следующих основных принципов деятельности: корпоративность как создание духа единой команды, разделяющей цели и идеологию кафедры на основе закрепления и развития традиций и социальных ценностей, присущих научно-педагогическому коллективу (кафедра поддерживает такие традиции, как введение летописи кафедры со дня основания; организация работы Магистерской гостиной, чествование преподавателей-юбиляров, организация и проведение встреч выпускников и т.д..); развитие интеллектуального и научно-педагогического потенциала кафедры (постоянное прохождение курсов повышения квалификации ППС кафедры по темам и вопросам, реализуемым в рамках читаемых дисциплин); развитие научно-исследовательской деятельности членов кафедры, повышение профессионализма профессорско-преподавательского состава (организация и проведение заседаний кафедры по актуальным вопросам, заседаний МО кафедры); активное взаимодействие кафедры с внешней и внутренней средой (кафедра поддерживает тесную связь с основными базами практик); развитие системы коммуникационных связей кафедры со всеми структурными подразделениями университета; актуализация проблематики научно-исследовательской деятельности кафедры, внедрение ее результатов в учебную деятельность (кафедра практикует подготовку исследовательских работ студентов по проблематике кафедры).

Реализация данных принципов позволяет преподавателям осуществлять личностное и профессиональное развитие посредством их участия в вебинарах по психологической проблематике; прохождения курсов повышения профессионального мастерства; обучения на курсах по профилю читаемых дисциплин; развития профессиональной мобильности преподавателей; активизации преподавателей в социальных сетях по популяризации психолого-педагогической профессиональной направленности.

5. Молодежная политика и воспитательная работа. Работа кафедры направлена на развитие творческого и профессионально-личностного потенциала обучающихся; формирование гражданской идентичности, здорового образа жизни; на поддержку двигательной активности студентов; профилактику экстремизма, терроризма, угроз экономической безопасности и психоэмоционального напряжения; развитие студенческого самоуправления и деятельности студенческих объединений; профессиональное воспитание, поддержку и сопровождение обучающихся.

Участие команды магистрантов очной/заочной форм обучения и преподавателей кафедры в психолого-педагогической викторине «ViktoryУМ»

Участие команды магистрантов очной/заочной форм обучения и преподавателей кафедры в психолого-педагогической викторине «ViktoryУМ»

Преподаватели кафедры ориентированы на выявление и поддержку талантливых студентов для оказания им консультативной помощи в организации и проведении внеучебных мероприятий университета и факультета («День открытых дверей», «Психооскар», «День учителя», «День психолога», «Посвящение в студенты», «Студенческая весна в ОмГПУ» и т.д.) в целях развития творческого и профессионально-личностного потенциала обучающихся.

Участники внеучебного мероприятия факультета психологии и педагогики

Участники внеучебного мероприятия факультета психологии и педагогики

В течение учебного года уделяется большое внимание привитию студентам навыков культуры поведения. Этому посвящены следующие мероприятия: посещение театров (с обсуждением спектаклей со студентами) и музеев (музей пожарной безопасности, музей просвещения), организация и проведение цикла бесед по культуре общения со студентами, проведение тренинговых занятий. Особое внимание направлено на приобщение студентов к природному и культурному достоянию Омской области. В целях актуализации важности здорового образа жизни студентов сотрудники кафедры акцентируют внимание на работе, связанной с управлением стрессами, профилактикой психологического напряжения в студенческой среде, преодолением эмоционального выгорания и агрессии, а также профилактике отклоняющегося поведения в целом и аддиктивного поведения в частности. Студенты имеют возможность посетить Центр медико-социально-психологической помощи и принять участие в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи человеку, находящемуся в кризисной ситуации. Особое внимание уделяется гражданскому, патриотическому воспитанию студентов и борьбе с экстремизмом. С этой целью проводятся беседы о едином дне выборов «Твой выбор», «Терроризм – угроза обществу».

Кураторский час у студентов 43 группы «Творчество, которое объединяет» (мероприятие проводит к.пс.н., доцент Л. А. Рассудова)

Кураторский час у студентов 43 группы «Творчество, которое объединяет» (мероприятие проводит к.пс.н., доцент Л. А. Рассудова)

В рамках поддержки и сопровождения обучающихся все студенты обеспечены кураторской поддержкой (ежемесячно проводятся кураторские часы по актуальным вопросам); имеется возможность принять участие в обсуждении вопросов, связанных с тайм-менеджментом (мастер-класс «Прокрастинация и саморегуляция личности»). Для развития профессионального воспитания проводятся диалоговые площадки с педагогами и ветеранами педагогического труда, а также встречи, где осуществляется чествование лучших выпускников.

Встреча студентов с ветеранами педагогического труда к.п.н. М. А. Ларионовой,  к.п.н. Н. П. Мурзиной (мероприятие проводит д.психол.н., профессор Л. Н. Антилогова)

Встреча студентов с ветеранами педагогического труда к.п.н. М. А. Ларионовой, к.п.н. Н. П. Мурзиной (мероприятие проводит д.психол.н., профессор Л. Н. Антилогова)

Организация деятельности преподавателей кафедры направлена также на оказание консультативной помощи студентам при осуществлении различного рода внеучебных мероприятий: на привлечение и подготовку студентов старших курсов для осуществления кураторской деятельности с первокурсниками; проведение дискуссий по актуальным вопросам молодежной политики; на организацию и проведение встреч студентов и магистрантов с потенциальными работодателями с целью более глубокого погружения в мир будущей профессии; на осуществление живого общения с людьми, которые в профессии уже состоялись; на подготовку студентов для работы в приемной комиссии с целью популяризации профилей обучения кафедры.

Дискуссионная площадка по актуальным вопросам молодежной политики (мероприятие проводит к.п.н., доцент И. М. Шилова)

Дискуссионная площадка по актуальным вопросам молодежной политики (мероприятие проводит к.п.н., доцент И. М. Шилова)

6. Политика в области цифрового развития. Все преподаватели кафедры осуществляют постоянное повышение квалификации в области профессионального развития педагога в цифровой образовательной среде; имеют удостоверения, подтверждающие наличие сформированных цифровых компетенций.

7. Политика в области международной деятельности и стратегического позиционирования ОмГПУ. Преподавателями кафедры активно используются социальные сети для позиционирования вуза во внешней среде. Осуществляется освещение имиджевых мероприятий, направленных на позиционирование факультета психологии и педагогики ОмГПУ в официальной группе в ВК «Кафедра общей и педагогической психологии». Ежегодно увеличивается число подписчиков вышеуказанной группы. Преподаватели активно позиционируют вуз во внешней среде посредством представления информации о профориентационных мероприятиях студентам колледжей и старшеклассникам СОШ с целью формирования системы взаимодействия с потенциальными абитуриентами; о психологических встречах выпускников ОмГПУ (психологов) в рамках Магистерской гостиной и студенческих встречах обучающихся факультета психологии и педагогики в Арт-гостиной.

Взгляд в будущее

На кафедре работают высококвалифицированные преподаватели, имеющие ученые степени и звания, специалисты-практики, ориентированные на передачу обучающимся опыта практической деятельности с субъектами образовательного процесса, инициативные, творческие, любящие свою профессию люди. Сегодня, как и другие подразделения вуза, кафедра общей и педагогической психологии – на новом рубеже поисков оптимальных условий подготовки отвечающего духу времени специалиста в области психологии. Для этого у сотрудников кафедры есть и профессионализм, и опыт, и творческие устремления. План развития кафедры общей и педагогической психологии в полной мере соотносится со стратегией развития Омского государственного педагогического университета.

Октябрь 2025