Поиск
ГлавнаяСтруктура университетаКафедра отечественной истории

Управление и структура университета

Кафедра отечественной истории

Должность Фамилия, имя, отчество Телефон Email Корпус Каб.
И.о. заведующего кафедрой отечественной истории;
Доцент кафедры отечественной истории
Навойчик Евгения Юрьевна (3812) 23-02-25 2 310
Профессор кафедры отечественной истории Левина Жанна Ефимовна
Профессор кафедры отечественной истории Чуркин Михаил Константинович (3812) 23-02-25 2 310
Старший лаборант кафедры отечественной истории Котвицкая Галина Анатольевна (3812) 23-02-25 2 310
Старший преподаватель кафедры отечественной истории Стегнюшин Антон Александрович (3812) 23-02-25 2 310

Кафедра отечественной истории в течение долгого времени своего существования сменила несколько названий: кафедра истории, кафедра истории СССР, кафедра истории советского периода, кафедра истории досоветского периода и т.д. Во все времена кафедра являлась опорной, основной, выпускающей. Имена заведующих кафедрой – это имена людей, которые составляют гордость университета, факультета и региона: В.Б. Берелович, Н.Л. Просина, Н.В. Горбань, А.К. Касьян, И.Н. Новиков, А.Н. Сорокоумов, М.Е. Бударин, В.Н. Худяков.

Современный профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из кадров высшей научной квалификации, среди которых 2 профессора – д.и.н. М.К. Чуркин, к.и.н. К.А. Чуркин; 4 доцента – к.и.н. Е.В. Черненко, к.и.н. И.И. Кротт, к. филос. н. Е.Ю. Навойчик, к.и.н. А.В. Грачев, старший преподаватель А.А. Стегнюшин. Большую роль в деятельности кафедры играет специалист по учебно-методической работе Г.А. Котвицкая.

Преподаватели кафедры сопровождают подготовку бакалавров педагогического образования, бакалавров государственного и муниципального управления, а также подготовку магистров педагогического образования, направленности «Историческое образование». В общей сложности преподавателями кафедры разработаны и преподаются более 50 курсов различной тематической направленности. Профессорско-преподавательский состав кафедры активно использует в своей деятельности интерактивные технологии обучения, такие как технологии проблемного обучения, кейс-технологии, технологии визуализации процесса обучения.

Одним из направлений деятельности кафедры является организация методической подготовки студентов и научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности учителей истории и обществознания, которое курируется к.филос.н., доцентом Е.Ю. Навойчик. Методические традиции и определенная «школа» были заложены на факультете в 1970–1980-е гг. И.В. Захаровой, Н.Ф. Оруевой и, безусловно, В.Д. Евсюковой. Общие подходы к преподаванию предмета сформировались при непосредственном влиянии «первоисточника» – московской методической школы П.В. Горы. Более десятка лет результаты этой деятельности обсуждаются и обобщаются на ежегодных научно-методических конференциях, где принимают участие студенты, магистранты, преподаватели кафедры, вуза, учителя города и области. В стадии становления находится инновационный научно-методический центр учителей истории и обществознания. Деятельность преподавателей кафедры в этом направлении создает устойчивую тенденцию: при определении сферы будущей деятельности выпускники факультета выбирают педагогическую.

Преподаватели кафедры ведут активную исследовательскую деятельность в области истории России и истории Западной Сибири XIX–ХХ вв. В рамках научной школы, сформированной на кафедре, ее сотрудники многоаспектно исследуют социально-экономическую и политическую историю Сибири XIX – первой трети ХХ вв. В круг научных интересов представителей научной школы входят проблемы локальных сообществ имперской России в условиях социальных конфликтов, вопросы структурирования образа Сибири в журнальной прессе второй половины ХIХ – начала ХХ вв., историография Сибири, история сибирского крестьянства и аграрной политики в регионе, имперские стратегии и практики колонизации, проблемы идентичности и форм поведения социальных групп в условиях трансформации сибирского общества, история  предпринимательства, трансрегиональных миграций, интеллектуальная история в эгоисточниках и поколенческом дискурсе.

В последние годы научным руководителем магистратуры направления «Педагогическое образование» (направленность «Историческое образование») д.и.н., профессором М.К. Чуркиным и преподавателями кафедры ведется активная работа в рамках научно-исследовательского проекта «Исследовательские теории и практики в современном историческом образовании».

При кафедре отечественной истории в течение четверти века работают аспирантура, докторантура и Совет по защите диссертаций, где защищено более сотни кандидатских и докторских диссертаций.  Председателем диссертационного совета является д.и.н., профессор М.К. Чуркин, членами совета являются к.и.н., доцент И.И. Кротт, много лет работавшие на кафедре д.и.н., профессор Т.А. Сабурова, д.и.н., профессор Н.Н. Родигина.

На кафедре отечественной истории создано несколько площадок для апробации первичного научного опыта аспирантов, магистрантов и бакалавров. Регулярно издаются сборники научных статей: «Вопросы истории Сибири», «Вопросы методологии и истории в работах молодых учёных» (ответственный редактор, профессор М.К. Чуркин), «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты» (ответственный редактор доцент Е.Ю. Навойчик).

Традиционно основными направлениями воспитательной работы на кафедре являются научное (помощь со стороны студентов в организации олимпиад школьников и студенческих конференций), спортивное (участие в межфакультетских соревнованиях по разным видам спорта), культурно-массовое (организация факультетских праздников с их неповторимой семейной атмосферой), волонтерское (одно из наиболее молодых направлений, но оно тесно связано с профессиональной ориентацией студентов факультета).

Для реализации основной профессиональной образовательной программы направления «Педагогическое образование» кафедрой отечественной истории привлекаются педагогические кадры из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемых программ бакалавриата и магистратуры. Привлекаемые педагогические кадры имеют стаж работы в профессиональной области не менее трех лет и являются высококлассными специалистами: главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск) д.и.н., доцент А.Г. Киселев (специалист по истории экономики, предпринимательства Сибири второй половины XIX – начала ХХ вв.; вопросам истории и источниковедения среднего специального образования в СССР второй половины 40-х – 50-х г. XX в.; истории и культуры финно-угорских народов); профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета (г. Новосибирск) д.и.н., профессор Н.Н. Родигина (область научных интересов: интеллектуальная история России XIX в., имагология, история журналистики и общественного мнения; является членом диссертационных советов по историческим наукам, русскому языку, русской литературе, теории литературы и текстологии); к.и.н., доцент В.Н. Либуркин (специалист по истории либерального движения в Сибири на рубеже XIX – ХХ вв.); заместитель директора, руководитель Центра краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина А.П. Сорокин (область научных интересов: историческое развитие региональных форм культуры; изучение и сохранение культурного наследия, музееведение и охрана памятников; регионалистика, городоведение и урбанистика); директор музея археологии и этнографии Омского государственного педагогического университета, руководитель ООО «Научно-производственный центр “АРХЕО”» М.А. Грачев (федеральный эксперт в сфере проведения государственной историко-культурной экспертизы); учитель истории и обществознания высшей категории БОУ г. Омска «Гимназия №140» Г.В. Хвостова (руководитель методического объединения учителей обществознания Кировскового административного округа г. Омска, регулярно проводит открытые уроки, делится опытом успешного внедрения ФГОС в Институте развития образования Омской области); учитель истории и обществознания АНОО «Школа ”Интеллект”» С.С. Марченко (молодой специалист, осуществляющий сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников, имеющий опыт подготовки учащихся к Единому государственному экзамену и организации внеучебной деятельности школьников).

Более подробную информацию о кафедре отечественной истории можно узнать на сайте факультета истории, философии и права.

Январь 2019