20 апреля на базе ОмГПУ состоялся IV Всероссийский профессионально-образовательный форум с международным участием «Реализация образовательных программ профессионального образования в условиях стандартизации: проблемы, поиски, решения». Он был проведен по инициативе Регионального научно-образовательного центра «Интеграция» (руководитель Л.А. Шипилина) и кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма ОмГПУ.
В работе форума приняло участие 70 человек из 26 образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования России, Казахстана, из них 10 человек – студенты (магистранты). Среди участников были представители из Архангельска, Ишима, Новосибирска, Оренбурга, Омска, Санкт-Петербурга, Махачкалы (Республика Дагестан).
Форум открыла заведующая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Андреевна Шипилина, которая обратилась с приветственным словом к участникам мероприятия.
Пленарное заседание началось с открытой лекции профессора Л.А. Шипилиной по теме «Непрерывное образование педагогов профессиональной школы в контексте современной образовательной политики». Работу форума продолжили три дискуссионные площадки, где было заслушано 39 докладов.
Руководителями дискуссионной площадки «Концептуальные подходы и технологии управления процессом реализации основных профессиональных образовательных программ в современных условиях» выступили: Татьяна Ивановна Лаздина, к.пед.н., доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ; Ольга Александровна Троцкая, к.пед.н., заместитель директора БПОУ «Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского». Докладчики представили результаты исследований и анализ практического опыта различных аспектов технологии управления процессом реализации основных профессиональных образовательных программ в организациях СПО, ВО, ДПО: организации оценивания профессиональных компетенций, организации корпоративного обучения сотрудников, мотивации студентов к профессиональной деятельности, управления качеством образования, организации электронного обучения, организации и проведения демонстрационного экзамена в СПО, развития исследовательской деятельности студентов и др.
Большая часть докладов, прозвучавших на дискуссионной площадке «Научно-методическое сопровождение профессионального развития педагога в условиях стандартизации в образовании», по своему содержанию отражала состояние проблем профессионального развития педагогов и повышения эффективности педагогической деятельности. В качестве инструментов и средств разрешения проблем предлагались организационно-методическое сопровождение, проектирование индивидуального развития педагогов, программа преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности и др. Руководителями площадки стали Вероника Васильевна Шипилина, к.психол.н., доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, Людмила Петровна Бурцева, к.пед.н., заместитель директора БПОУ «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта».
Доклады, заслушанные на дискуссионной площадке «Эффективные педагогические технологии в условиях введения образовательных и профессиональных стандартов», отражали различные аспекты педагогических технологий, используемых в образовательном процессе организаций СПО и ВО, их эффективность и влияние на качество обучения. Руководители площадки: Жанна Александровна Старовойтова, к.пед.н., доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, Манзила Мергеновна Амренова, к.пед.н., доцент, заместитель директора БПОУ «Омский региональный многопрофильный колледж».
«Проблема реализации образовательных программ профессионального образования в условиях стандартизации в наше время стоит наиболее остро. – отметила начальник учебно-методического отдела Омского института водного транспорта СП СПО «Омское командное речное училище им. капитана В.И. Евдокимова» Елена Викторовна Жердева. – Система образования находится в постоянном поиске новой модели, которая отвечала бы всем требованиям, предъявляемым как заказчиком, так и потребителем; и порой это вызывает некоторые противоречия. Периодически у нас проводятся методические форумы, конференции, где постоянно обсуждаются актуальные вопросы по подготовке специалистов среднего звена. Такие форумы являются актуальными и необходимыми. Только совместно решая поставленные задачи, учитывая опыт других организаций, можно найти наиболее эффективные пути решения проблем. Желаю всем не останавливаться на достигнутом, так как качественное образование является одним из факторов устойчивого развития государства в целом».
По результатам работы профессионально-образовательного форума участники выработали следующие предложения и рекомендации:
- создать на сайте ОмГПУ отдельный портал, где педагоги образовательных организаций СПО и ВО смогут представлять свои творческие разработки (проекты деловых игр, занятий), основать систему корпоративного обучения педагогов из систем СПО и ВО;
- внедрять в систему внутриорганизационного обучения в образовательных организациях СПО методы и технологии обучения персонала, которые широко применяются в бизнес-структурах (тренинги, форсайты, инсайты и пр.);
- рекомендовать РНОЦ «Интеграция» провести в 2018-2019 учебном году курсы повышения квалификации и обучающие семинары для педагогов СПО по проектированию педагогических технологий, консультированию педагогов в процессе внедрения своих проектов в практику.
- предложить в качестве проблемы для обсуждения на профессионально-образовательном форуме в 2019 году следующую тему: «Реализация образовательных программ профессионального образования в условиях введения ФГОС. Топ-50: проблемы, поиски, решения».
По итогам форума все участники получили сертификаты участия. Членам оргкомитета были вручены благодарственные письма совета директоров профессиональных образовательных организаций Омской области.