Этот вопрос возникает сразу, как только начинается разговор об объединении вузов в регионе. Причем в заявлении, сделанном министром образования Омской области для прессы, объединение двух крупных вузов – ОмГУ и ОмГПУ – подается как вопрос, решенный чуть ли не Министерством образования и науки РФ. Однако по уточненным данным там ни сном, ни духом на момент заявления нашего министра об этом не знали.
У нас, насколько я располагаю информацией, концепции объединения теперь уже трех вузов (включая ОГИС) нет. Отсутствуют правовые инструменты объединения и логика в заявлении: кандидатуры на должность ректора московская комиссия не утвердила, поэтому надо объединять вузы. Скорее наоборот!
Но вернемся к главному вопросу. Начну с того, что ежегодно в систему образования области и города трудоустраиваются после окончания педуниверситета (только по очной форме) более 300 человек, в том числе от 150 до 230 непосредственно в школы. За последние 6 лет в систему образования региона пришли работать из педуниверситета с его филиалом более 1200 учителей (в соотношении 10:1), а из других вузов: СибГУФКа – чуть больше 200 человек, ОмГУ порядка 70 человек, вместе с тем из педучилищ и колледжей трудоустроили около 2000 человек. То есть, в модернизацию образования мы вступаем с учителями, мягко говоря, с несоответствующей квалификацией (в районах области процент учителей с высшим образованием держится на уровне 60-70%). Эта тенденция сохраняется из-за низкого уровня заработной платы молодого специалиста. Выпускники педучилищ и колледжей заочно продолжают обучение в ОмГПУ, что позволило поднять процент учителей с высшим образованием, работающих в начальной школе с 29, 1% в 1994 году до более чем 70% – в 2010 году.
Под впечатлением проведенной оптимизации системы образования (если в 2006 году в области насчитывалось 1144 общеобразовательные школы и 175 структурных подразделений, то 2007 году – 1012 и 251, в 2008 году – 973 и 184, в 2009 году – 918 и 156, в 2010 году – 791 и 113, было закрыто 24 школы и 42 структурных подразделения) Министерство, видимо, не просчитывает потребность в специалистах на перспективу. Однако по данным Министерства труда и социального развития в 2011году потребуется учителей с высшим образованием 867 человек. Прогноза на последующие годы, к сожалению, Министерство труда не дает.
Исследования, проведенные в ОмГПУ, позволяют посчитать потребность в кадрах на долгосрочную перспективу. При этом учитывались такие факторы, как демографический и, в частности, репродуктивный – вступили в детородный возраст большие по численности возрастные когорты родившихся в период 1970-1985 годов, а также большие по численности возрастные группы рожденных с 1950 по 1965 год (по нашим данным учителя-женщины увольняются на пенсию после достижения пенсионного возраста за первые 3 года – 46%, 5 лет – 62%, 7 лет – 75%). Это объективные факторы.
Учитывался и субъективный фактор – дальнейшая оптимизация системы образования: конечно-разумная, а не доведенная до абсурда путем, например, сокращения ставок педагогов-психологов и социальных педагогов. Кстати, в целом по стране более 800 вакансий психологов выставлены за один только месяц, а у нас в области их нет. Отчасти учитывалась и интенсификация труда учителей, которая поощряется, чтобы продемонстрировать рост зарплаты. Но начинающий учитель с высокой учебной нагрузкой объективно не может справиться, поэтому его зарплата не растет.
С учетом названных факторов расчет потребности в кадрах работников образования только по системе образования Омской области показывает, что в период с 2011 по 2020 год ежегодно в дошкольном образовании будет открываться более100 вакансий воспитателей, от 200 (при максимальной оптимизации, которая произойдет не сразу) до 500 вакансий учителей начальных классов и учителей-предметников (на этот процесс повлияют: до 2020 года – увеличение численности учащихся в начальных классах; снижение до 2012 года, а затем рост учащихся в 5-9 классах; снижение до 2016 года и рост с 2017 года числа учащихся 1-11 классов).
Кроме того, с 2011 по 2020 год ежегодно будут увольняться на пенсию из системы образования по расчетам социологов порядка 500 человек. Таким образом, ежегодно в системе образования Омской области будут открываться от 800 до более 1000 вакансий!
Вот уж действительно, самое время ликвидировать педагогический университет! Интересно, кто будет нести ответственность за кадровый коллапс в системе образования Омской области, который может наступить через 2-3 года после ликвидации педагогического университета?