+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Общество • Акция «Научный полк»: Кратенков Гавриил Панкратьевич

Акция «Научный полк»: Кратенков Гавриил Панкратьевич

08.06.2022

Гавриил Панкратьевич родился 22 марта 1902 года в д. Некисово Надвинской волости Духовщинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Его отец до революции имел ¾ надела земли на 9 человек. Материальная необеспеченность вынуждала отца отдавать старших детей по найму. При таком нищенском существовании и ограниченности прав мечтать о получении образования было немыслимо. Октябрьская революция дала возможность получить не только среднее, но и высшее образование.

В 1917 году Гавриил Панкратьевич окончил двухгодичное классное училище и поступил в педагогическое училище.

В 1920 году Г. П. Кратенков окончил трёхгодичные педагогические курсы и был назначен учителем и заведующим школой 1-й ступени, где вступил в ряды ВЛКСМ.

После двухлетней работы был отправлен в командировку в Смоленский государственный университет на естественное отделение, которое окончил в 1926 году по химической специальности.

С 1926 года начал преподавать химию в Коробецкой девятилетней школе Западной области, где работал до 1928 года. В связи с реорганизацией перевёлся в Павлиновскую школу крестьянской молодёжи, а в 1930 году – в Ярцевский текстильный рабфак и медицинский техникум.

В 1931 году поступил в аспирантуру при Ленинградском государственном университете по специальности «Химия». По окончании его получил назначение в Омский автодорожный институт, одновременно начал работать в педагогическом институте.

С 1932 года перешёл в штат педагогического института и проработал до 1937 года в должности заведующего кафедрой химии, читал курс физической и коллоидной химии, неорганической химии.

С началом Великой Отечественно войны Гавриил Панкратьевич был призван на фронт Сталинским райвоенкоматом Омска. Служил в Красной армии с августа 1941 года. Имел звание старшего лейтенанта и занимал должность помощника начальника химической службы 267-й стрелковой Сивашской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.

С ноября 1942 года воевал на Юго-Западном фронте, с июля 1944 года – на 1-м Прибалтийском фронте. Много раз участвовал в боях. Выполнял боевой приказ командира дивизии по доставке горючей смеси. Однажды машина, в которой доставлялась горючая смесь, наскочила на немецкую танковую засаду и была разбита. Невзирая на близость танкового и пулемётного огня, Гавриил Панкратьевич вывел тяжелораненых бойцов, лично оказал им помощь и направил в ближайший медсанбат танкового полка. Сам остался у машины на опушке леса и ожидал в течение 12 часов изменения обстановки. После того, как убедился, что машина сгорела, вернулся в свою часть. 21 августа 1944 года по приказу начальника штаба дивизии снова возглавлял разведку на машине с 15 автоматчиками для изъятия орденов. Машина вновь наскочила на два вражеских танка. Гавриил Панкратьевич принял решение свернуть в лес и лесной тропой вывел и спас автоматчиков. За проявленные доблесть и мужество был представлен к правительственной награде и 22 сентября 1944 года получил орден Красной Звезды.

Весной 1945 года был контужен и с переломом голени направлен в госпиталь. В августе 1945 года его демобилизовали, и в сентябре 1945 года Гавриил Панкратьевич вернулся в Омск, где продолжил работу в педагогическом институте в должности декана факультета естествознания до 1948 года. После работал старшим преподавателем химии. Защитил диссертацию по теме «Ознакомление учащихся на уроках химии с достижениями советской химии и химической промышленности».

За время работы в педагогическом институте Гавриил Панкратьевич Кратенков завоевал большой авторитет среди студентов как хороший педагог, методист и лектор. Прочитал целый ряд лекций и докладов в рабочих клубах, предприятиях, воинских частях, на избирательном участке и в стенах института, внёс большой вклад в развитие факультета, был награждён грамотами за педагогическую работу.

Отдел информационной политики

по материалам сборника «Судьбы, связанные с Омским педагогическим»